Решение по делу № 2-4069/2024 от 12.09.2024

                                                                             Дело № 2-4069/2024 г.

УИД 23RS0058-01-2024-005526-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2024 г.                                                                     г.Сочи

Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :

Председательствующего судьи Тимченко Ю.М.

при секретаре Зайцевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хостинского района г.Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Велес» о возложения обязанности провести специальную оценку условий труда на рабочем месте,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хостинского района г.Сочи обратился в Хостинский районный суд г.Сочи с иском заявленным в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Велес» о возложения обязанности провести специальную оценку условий труда на рабочем месте.

Прокурор просит суд обязать ООО «Велес» ИНН , зарегистрированное по адресу <адрес>, провести специальную оценку условий труда на рабочем месте для всех сотрудников организации. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Велес» ИНН , зарегистрированное по адресу <адрес>, в установленные законом сроки предоставить в ГКУ Краснодарского края «Центр занятости населения г.Сочи» информацию по охране труда.

В обосновании требований прокурор указывает, что прокуратурой Хостинского района г.Сочи проведена проверка соблюдения трудового законодательства. В соответствии со ст. 219 Трудового Кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. В силу ст. 210 Трудового Кодекса РФ некоторыми из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда. В силу п. п. 4, 11 ст. 212 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, а также проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Статьей 8 указанного Федерального закона установлено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

Вопреки указанным требованиям закона обществом с ограниченной ответственностью "Велес" специальная оценка условий труда на рабочем месте не проведена, отчет о проведении вышеуказанной специальной оценки труда в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не предоставлен.

Прокурор Хостинского района г.Сочи в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания ( л.д.12), не ходатайствовал об отложении судебного заседания. В соответствии со ст.45,167 ГПК РФ суд пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствии не явившегося в судебное заседание прокурора.

Ответчик ООО «Велес» будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания ( л.д.13), своего представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство ( л.д.15) в котором просит суд рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика. При установленных обстоятельствах, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствии представителя ответчика.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора ГКУ Краснодарского края «Центр занятости населения г.Сочи» надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания ( л.д.13) своего представителя в суд не направило, не заявило ходатайств об отложении судебного заседания. При установленных обстоятельствах, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствии не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица.

Суд, изучив исковое заявление, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.01.2014г.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Согласно ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

В судебном заседании установлено, что ООО «Велес» ИНН , зарегистрированное по адресу <адрес> зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на учет в налоговом органе.

Как следует из письма государственной инспекции труда в Краснодарском крае от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-8) отчет о проведении вышеуказанной специальной оценки труда в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае, по состоянию на указанную дату ответчиком не предоставлен.

Из изложенного следует, что факт бездействия ответчика по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест установлен.

Таким образом, подтверждается довод прокурора о том, что вопреки указанным требованиям закона ООО "Велес" специальная оценка условий труда на рабочем месте не проведена,

Осуществление работ на рабочих местах, не прошедших специальную оценку условий труда на рабочем месте без сертификации работ по охране труда не обеспечивает гарантированное Конституцией РФ право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, может повлечь причинение вреда работникам, в том числе профессиональные заболевания и несчастные случаи на производстве.

В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица, круг которых определить невозможно.

Кроме того, специальная оценка условий труда на рабочем месте не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте.

Такая оценка проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, т.е. затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

Согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" учитывая, что статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам либо сразу обратиться в суд.

Устранить указанные нарушения трудовых прав возможно путем возложения на работодателя обязанности по проведению специальной оценки условий труда на рабочих мест.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, учитывая, что отсутствие аттестации рабочих мест не гарантирует работникам безопасных условий труда, срок выполнения работодателем обязанности по специальной оценке условий труда на рабочем месте не может превышать шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, оценив и исследовав все доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия ООО «Велес» по специальной оценке условий труда и обязании провести специальную оценку условий труда.

При распределении судебных расходов суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет.

Суд в данном случае учитывает, что истец, как прокурор в силу закона, а именно ст.333.16 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении основного иска, то соответственно с ответчика, не освобожденного от несения судебных расходов, подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина от которой истец был освобожден, то есть в размере 20000 рублей по совокупности удовлетворенных исковых требований, в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Иск прокурора Хостинского района г.Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Велес» о возложения обязанности провести специальную оценку условий труда на рабочем месте – удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Велес» ИНН , зарегистрированное по адресу <адрес>, провести специальную оценку условий труда на рабочем месте для всех сотрудников организации.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Велес» ИНН , зарегистрированное по адресу <адрес>, в установленные законом сроки предоставить в ГКУ Краснодарского края «Центр занятости населения г.Сочи» информацию по охране труда.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Велес» ИНН 2367007974, зарегистрированного по адресу <адрес>, в возмещение судебных расходов в доход государства государственную пошлину в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет Казначейства России (ФНС России), КПП 770801001, ИНН 7727406020, КОД ОКТМО 03726000, номер счета получателя платежа: 40102810445370000059 номер казначейского счета 03100643000000018500, наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ // УФК по Тульской области, г.Тула, БИК 017003983, наименование платежа: госпошлина в суд, код бюджетной классификации /КБК/ 18210803010011060110.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13.11.2024 г.

Председательствующий судья                               Тимченко Ю.М.

На момент публикации решение суда не вступило в законную силу

2-4069/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хостинского района г.Сочи
Ответчики
ООО "ВЕЛЕС"
Другие
ГКУ КК ЦЗН г.Сочи
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи
Судья
Тимченко Юрий Михайлович
Дело на сайте суда
sochi-xostinsky.krd.sudrf.ru
12.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2024Передача материалов судье
19.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2024Судебное заседание
13.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее