№ 21-313/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск 20 апреля 2021 г.
Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Шпет О.Э. на определение судьи Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 1 февраля 2021 г. о возращении жалобы Шпет О.Э. на постановление главного государственного инспектора г. Братска, г. Железногорска-Илимского, г. Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинского-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель от 10 декабря 2020 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Толкачевой Т.Д. ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора г. Братска, г. Железногорска-Илимского, г. Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинского-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель, от 10 декабря 2020 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Толкачёвой Т.Д. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 10 декабря 2020 г. представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Шпет О.Э. обратился в Падунский районный суд г. Братска Иркутской области с жалобой в порядке, предусмотренном статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 1 февраля 2021 г. жалоба на постановление главного государственного инспектора г. Братска, г. Железногорска-Илимского, г. Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинского-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель от 10 декабря 2020 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Толкачёвой Т.Д. возвращена без рассмотрения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Шпет О.Э. просит отменить определение судьи Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 1 февраля 2021 г., приводя доводы о его незаконности.
О месте и времени рассмотрения Иркутским областным судом жалобы Толкачёва Т.Д. и представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Шпет О.Э. извещены надлежаще, однако, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия названных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1. - 25.5.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Пунктом 3 статьи 72 Земельного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Административные правонарушения, совершаемые в сфере земельных правоотношений, посягают на нарушение установленных земельным законодательством требований и предписаний, в связи с чем вред, причиненный этими правонарушениями, наносится интересам муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.
Земельный участок, являвшийся предметом проверки, находится на территории муниципального образования города Братска.
В соответствии с частью 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 2 Главы 1 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, утвержденного Решением Думы города Братска от 30 марта 2007 г. № 309/г-Д (далее - Положение), комитет является функциональным органом администрации муниципального образования города Братска и осуществляет управленческие функции и полномочия по решению вопросов местного значения города Братска в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования города Братска.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Главы 3 Положения одной из основных задач комитета является оформление договорных отношений на пользование земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования города Братска и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования города Братска, от имени администрации города Братска, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Братска для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах города Братска.
В соответствии с пунктом 1 Главы 2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования города Братска, утвержденного постановлением администрации муниципального образования города Братска от 28 августа 2015 г. № 2051, муниципальный земельный контроль осуществляет администрация города Братска в лице ее функционального органа - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (далее - КУМИ г. Братска).
Таким образом, КУМИ г. Братска в данном случае является лицом, представляющим интересы муниципального образования г. Братска, является лицом, обратившимся от имени муниципального образования города Братска в Управление Росреестра с указанием на нарушение его прав действиями Толкачёвой Т.Д., следовательно, наделен правами потерпевшего.
Из представленных материалов усматривается, что в Падунский районный суд г. Братска с жалобой на постановление главного государственного инспектора г. Братска, г. Железногорска-Илимского, г. Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинского-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель от 10 декабря 2020 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Толкачёвой Т.Д. обратился представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Шпет О.Э.
Возвращая данную жалобу без рассмотрения, судья Падунского районного суда г. Братска в определении от 1 февраля 2021 г. указал, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, не может выступать в ином процессуальном положении по данному делу, в том числе потерпевшим, либо представителем потерпевшего, правом обжалования определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного в отношении Толкачёвой Т.Д., не обладает.
Вывод судьи Падунского районного суда г. Братска Иркутской области противоречит приведенным выше положениям части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, определение судьи Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 1 февраля 2021 г. не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.
Данное дело следует возвратить в Падунский районный суд г. Братска на новое рассмотрение в порядке, предусмотренном статьями 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на стадию принятия жалобы представителя КУМИ, поданной им на постановление главного государственного инспектора г. Братска, г. Железногорска-Илимского, г. Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинского-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель от 10 декабря 2020 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Толкачёвой Т.Д.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
определение судьи Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 1 февраля 2021 г. о возращении жалобы Шпет О.Э. на постановление главного государственного инспектора г. Братска, г. Железногорска-Илимского, г. Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинского-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель от 10 декабря 2020 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Толкачёвой Т.Д. отменить.
Жалобу представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Шпет О.Э. на постановление главного государственного инспектора г. Братска, г. Железногорска-Илимского, г. Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинского-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель от 10 декабря 2020 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Толкачёвой Т.Д. возвратить в Падунский районный суд г. Братска Иркутской области на новое рассмотрение со стадии подготовки к рассмотрению жалобы.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья П.И. Слепнёв