Решение по делу № 33-6570/2021 от 17.06.2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 августа 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей:     Авериной Е.Г.,

Чистяковой Т.И.,

при секретаре Ушак Ю.С,

с участием истца Нартовой-Джафаровой Т.Е.,

представителя истца Потапова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Нартовой-Джафаровой Татьяны Евграфовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным решения, понуждении совершить определенный действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 23 ноября 2020 года,

у с т а н о в и л а:

в апреле 2020 года Нартова-Джафарова Т.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным решения, включении периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию, мотивируя свои требования тем, что имеет стаж педагогической работы более 25 лет, но пенсионный орган отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии. Просила признать незаконными решения ответчика № 627673/19 от 23.12.2019 об отказе в назначении досрочной пенсии, возложить на ответчика обязанность включить в ее специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды, не учтенные пенсионным органом, и обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию с 10.09.2019.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 23 ноября 2020 года признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым № 627673/19 от 23.12.2019 об отказе Нартовой - Джафаровой Т.Е. в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым обязано включить в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости (педагогическая деятельность) периоды трудовой деятельности Нартовой-Джафаровой Т.Е.: с 09.08.1989 по 26.01.1992 - в должности воспитателя в яслях-саде <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком; с 10.12.1994 по 02.08.1997 - в должности воспитателя в детском комбинате <данные изъяты>»; с 01.09.1997 по 30.09.1997 - в должности воспитателя в детском комбинате <данные изъяты>»; с 01.10.1997 по 30.06.1999 - в должности и. о. заведующей в детском комбинате <данные изъяты>»; с 13.10.2003 по 05.02.2006 - в должности воспитателя в детском комбинате <данные изъяты>»; с 11.06.2007 по 28.11.2008 - в должности воспитателя в Дошкольном учебном заведение <данные изъяты>»; курсы повышения квалификации с 19.03.2018 по 30.03.2018; назначить Нартовой-Джафаровой Татьяне Евграфовне досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2003 № 400 ФЗ, со дня обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости - с 10 сентября 2019 года.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что не подлежат включению в педагогический страховой стаж периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком и на курсах повышения квалификации. Кроме того, не подлежит включению в специальный педагогический стаж период работы истца с 09.08.1989 – 02.08.1997, 01.09.1997 – 30.09.1997, 01.10.1997 – 30.06.1999 в детском комбинате «<данные изъяты>, так как «детский комбинат», а также должность «заведующая», не поименованы Правилами № 781. Период работы с 13.10.2003 по 05.02.2006 не подлежит включению в специальный страховой стаж истца, поскольку истцом не соблюдена полная ставка. Также, не подлежит включению в специальный страховой стаж истца период работы с 11.06.2007 по 28.11.2008, так как ДУЗ не поименован Правилами № 781.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и ее представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

Судом установлено, что 10.09.2010 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, представив необходимые документы.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым от № 627673/19 от 23.12.2019 ответчиком отказано Нартовой-Джафаровой Т.Е. в установлении досрочной страховой пенсии по старости (педагогическая деятельность) в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.

На основании рассмотренных ответчиком документов, представленных истцом при подаче заявления о назначении досрочной пенсии по старости, специальный страховой стаж истца составил 12 лет 8 месяцев.

Ответчик не включил в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды: с 09.08.1989 по 26.01.1992 (2 года 5 месяца 18 дней) - воспитатель в яслях - саде <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 месяцев 13 дней) - отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год) - отпуск по уходу за ребенком; с 10.12.1994 по 02.08.1997 (2 года 7 месяцев 24 дня) - воспитатель в детском комбинате <данные изъяты>»; с 01.09.1997 по 30.09.1997 (1 месяц) – воспитатель - в детском комбинате <данные изъяты>»; с 01.10.1997 по 30.06.1999 (1 год 9 месяцев) - заведующей в детском комбинате <данные изъяты>»; с 31.10.2000 по 19.08.2003 (2 года 9 месяцев 20 дней) - отпуск по уходу за ребенком; с 13.10.2003 по 05.02.2006 (2 года 3 месяца 24 дня) - воспитатель в детском комбинате № <данные изъяты>»; с 11.06.2007 по 28.11.2008 (1 год 5 месяцев 18 дней) - воспитатель в Дошкольном учебном заведении <данные изъяты>»; курсы повышения квалификации продолжительностью 12 дней: с 28.09.2018 г. по 30.03.2018 г. (12 дней).

Удовлетворяя исковые требования Нартовой-Джафаровой Т.Е., суд первой инстанции исходил из того, что в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган, право на страховую пенсию по старости имели лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

В силу ч. 4 ст. 30 закона № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

При определении права на назначение страховой пенсии по старости по пп. 19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400 - ФЗ от 28.12.2013 года, применяются:

-    перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397;

-    список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463;

-    список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067;

-    список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

- приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников. Согласно п. 2.8.2 приложения № 1 к данному приказу, норма часов учебной работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств, и по основным программам профессионального обучения.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, должности воспитатель и заведующий, также как и само учреждение - Дошкольное учреждение, подпадают под указанный список и содержатся в нем (п.п.1.8 Дошкольное образовательное учреждение: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли).

Разрешая вопрос о включении в специальный страховой стаж периода работы истца в яслях-саде <данные изъяты>», детском комбинате <данные изъяты>», детском комбинате <данные изъяты>», в ДУЗ <данные изъяты>», суд первой инстанции исходил из того, что приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 сентября 2015 года № 661н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.2015 г. № 40284) «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях» установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в дошкольных образовательных организациях для детей независимо от их наименований, в том числе структурных подразделениях организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в дошкольных образовательных учреждениях (детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), предусмотренных пунктом 1.8 раздела "Наименование учреждений" Списка, и профессиональной деятельности, выполнявшейся в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет) (детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), указанных в пункте 13 Правил.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, постоянно проживавших на территориях Республики Крым и г. Севастополя на день их принятия в Российскую Федерацию, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены.

Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» установлено, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая. пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, с учетом норм действующего законодательства, а также особенностей законодательства, действующего ранее на территории Республики Крым, дошкольные учреждения: ясли-сад <данные изъяты>», детский комбинат <данные изъяты>», детский комбинат <данные изъяты>», ДУЗ <данные изъяты>» соответствуют (являются тождественными) учреждениям предусмотренных п. 1.8. (Дошкольные образовательные учреждения) Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Доводы истца о соответствии вышеуказанных учреждений Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 подтверждаются представленными истцом трудовой книжкой от ДД.ММ.ГГГГ, а также уточняющими справками.

Разрешая вопрос о включении в специальный страховой стаж периода работы истца с 13.10.2003 - 05.02.2006 - детский сад <данные изъяты>», суд первой инстанции исходил из того, что Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 № 414-ФЗ и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166- ФЗ.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе № 194/01-27от 28.09.2020, истец осуществляла педагогическую деятельность в детском комбинате <данные изъяты>» на должности воспитателя с 01.07.1999 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ) на 0,75 (0,85) ставки. Уволена с занимаемой должности в порядке перевода в ДУЗ<данные изъяты>» 08.06.2007 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ -К).

Согласно, ч. 3 ст.30 Закона № 400 – ФЗ, периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на-досрочное назначение пенсии.

При этом, частью 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено что, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как следует из ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 05.05.2014 № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

Таким образом, законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный стаж (льготный) педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, необходимость отработки нормы часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Каких-либо доказательств, опровергающих указанные в справках, уточняющих особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающие постоянную занятость на педагогической работе, ответчиком суду не представлено.

Разрешая требования истца о включении в специальный страховой стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако при этом, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Кроме того, для отдельных категорий работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Учитывая, что, работая по специальности, истец направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказа руководителя, работая в должности педагогического работника в учреждении образования, что является частью трудовой деятельности истца, при этом за истцом сохранялось рабочее место и заработная плата, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности включить периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации : с 19.03.2018 по 30.03.2018 ( 12 дней), в специальный педагогический стаж.

Разрешая требования истца о включении в специальный страховой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года № 1788-ХП, время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы.

Согласно части 2 статьи 181 КЗоТ Украины, период нахождения работников в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста засчитывается в общий стаж работы и непрерывный стаж работы по специальности.

С такими выводами суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия и считает, что они сделаны с нарушением норм материального права.

Указанные судом первой инстанции акты не содержат положений о включении спорных периодов в целях исчисления досрочной страховой пенсии по старости, а указание в статьях 179, 181 Кодекса законов о труде Украины на зачет таких периодов как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, не означает необходимость включения данных периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

Частью 3 статьи 11 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено принципиальное положение, согласно которому размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. Таким образом, в приведенной норме речь идет о сохранении уже назначенных и выплачивавшихся по состоянию на 21 февраля 2014 года пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат. Однако Нартова-Джафарова Т.Е. не являлась по состоянию на указанную выше юридически значимую дату получателем пенсии по украинскому закону.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В пункте 27 постановления от 11 декабря 2012 года № 30 Пленум Верховный Суд РФ дает разъяснения, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Таким образом, с учетом специального стажа, принятого к зачету ответчиком и стажа, который ответчик обязан судом включить Нартовой-Джафаровой Т.Е. в специальный, за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на момент обращения с соответствующим заявлением составил более 25 лет, в связи с чем, у истца имеются все необходимые условия, предусмотренные п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, приложением 7 к закону, с учетом требований части 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» для назначения досрочной страховой пенсии с 10.09.2019.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Сакского районного суда Республики Крым от 23 ноября 2020 года в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российского Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым включить в страховой стаж, дающий Нартовой-Джафаровой Татьяне Евграфовне право на досрочное назначение страховой пенсии но старости, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода нахождения Нартовой-Джафаровой Татьяны Евграфовны в отпуске но уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменить.

В удовлетворении иска в указанной части отказать.

В остальной части решение Сакского районного суда Республики Крым от 23 ноября 2020 года оставить без изменения.

Судьи:

33-6570/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Нартова- Джафарова Татьяна Евграфовна
Ответчики
УПФ в г. Саки и Сакском районе
Другие
Беленькая Марина Владимировна
Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Синани Александр Михайлович
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
17.06.2021Передача дела судье
10.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2021Передано в экспедицию
10.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее