Дело № 2-2188/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2016 года город Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска в составе судьи Лисюко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Гулевич И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГСК «Дилижанс» к Белозерову Б.А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
установил:
ГСК «Дилижанс» обратился с иском к Белозерову Б.А. об истребовании из чужого незаконного владения гаражных боксов № и № по <адрес>, возложении обязанности передать ключи и запретить пользование боксами.
В обоснование исковых требований (с учетом изменения оснований иска от 12.05.2016 (л.д.116)) указано, что истец является собственником гаражных боксов № и № по <адрес> на основании положений ст.213 ГК РФ. Данные боксы возведены силами и на средства членов гаражно-строительного кооператива. Право собственности на указанные боксы не зарегистрировано. Ответчик, по мнению истца, является незаконным владельцем спорных боксов, поскольку членом гаражно-строительного кооператива никогда не являлся, инвестиционный взносы не вносил, оформил на себя указанные помещения незаконно, используя свои полномочия.
Представители истца Диверт Е.В., Жогов И.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, на удовлетворении иска настаивали по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно указали, что сделки, совершенные с данными объектами недвижимости, являются недействительными, поскольку председатель ГСК «Дилижанс» договоры не подписывал, что подтвердил в судебном заседании.
Представитель ответчика Денисова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указывая, что истец не является надлежащим истцом, поскольку не представил доказательств наличия права собственности на спорные гаражи, ответчик владеет боксами на основании договоров об инвестиционной деятельности. Более того, указала, что комплекс гаражных боксов является самовольной постройкой, не легализован в установленном законом порядке.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела гаражно-строительный кооператив «Дилижанс» зарегистрирован ИФНС по Ленинскому району г.Новосибирска в 2004 году.
Согласно Уставу ГСК «Дилижанс» учрежден с целью удовлетворения потребностей граждан в приобретении и строительстве гаражей за счет собственных и привлеченных средств.
Основными видами деятельности кооператива являются аккумулирование финансовых средств членов кооператива и оплата за счет средств кооператива стоимости гаражей в сроки и на условиях, определенных договором между кооперативом и каждым из его членов, а также передача приобретенного гаража в собственность члена кооператива.
Средства ГСК состоят из вступительных и паевых взносов членов ГСК, взносов членов ГСК на содержание и эксплуатацию ГСК, прочих поступлений, связанных с деятельностью ГСК.
Согласно решению общего собрания ГСК от 15.04.2004, оформленному соответствующим протоколом № 1 председателем кооператива ГСК избран ФИО1, полномочный заключать договоры от имени кооператива.
Из материалов дела следует, что 20.02.2007 ГСК «Дилижанс» в лице председателя кооператива ФИО1 заключил два договора с ФИО2, предусматривающие, что после полной уплаты инвестиционного взноса ФИО2 приобретает право собственности на гаражные боксы № и №, а передача гаражных боксов осуществляется на основании актов приема-передачи (л.д. 102, 197).
Факт оплаты инвестиционных взносов ФИО2 подтвержден соответствующими квитанциями к приходным кассовым ордерам и справками председателя кооператива Белозерова Б.А. от 01.09.2010, осуществляющего полномочия председателя в указанный период (л.д.104, 106, 199).
01.09.2010 подписаны акты приема-передачи ГСК «Дилижанс» ФИО2 помещения № (л.д.105) и помещения № (л.д.198).
05.12.2013 между ФИО2 и Белозеровым Б.А. заключен договор мены гаражных боксов, подписан акт о передаче Белозерову Б.А. гаражных боксов № и №. Белозеров Б.А. пользуется спорными боксами, что не оспаривалось сторонами.
Оценивая предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела истцами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не было представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих их исковые требования.
В соответствии со ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как разъяснено постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Основания заявленных требований, о том, что кооператив является собственником помещений № и № не нашли свое подтверждение в материалах дела.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано только в порядке, установленном частью 3 данной статьи.
Как следует из определения Арбитражного суда Новосибирской области от 24.12.2014, трехэтажной строение с гаражными боксами, состоящее из двух частей, частично располагается на части земельного участка полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги, которой земельный участок ГСК «Дилижанс» не передавался.
Гаражный комплекс в эксплуатацию не введен, на день рассмотрения иска прав на земельный участок, принадлежащий ОАО «РЖД», на котором частично возведен комплекс, у ГСК «Дилижанс» не имеется, а из представленных судебных актов усматривается, что транспортным прокурором и ОАО «РЖД» принимались неоднократные меры к сносу самовольной постройки.
Ссылка истца на то, что гаражные боксы принадлежат ему на основании ст.213 ГК РФ ошибочна.
Согласно статье 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Если движимое имущество внесено в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал до государственной регистрации юридического лица, право собственности этого юридического лица на имущество возникает не ранее даты такой регистрации.
Если движимое имущество внесено в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал после государственной регистрации юридического лица, право собственности этого юридического лица возникает с момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено законом или участниками юридического лица (пункт 1 статьи 223 ГК РФ).
При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП (постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Доказательств внесения спорных гаражных боксов либо паевых взносов на их строительство в уставный капитал ГСК «Дилижанс» не представлено.
Кроме того, поскольку права Белозерова Б.А. и его правопредшественника ФИО2 основаны на сделках- инвестиционных договорах от 20.02.2007 между ГСК «Дилижанс» и ФИО2 и договоре мены от 05.12.2013 между ФИО2 и Белозеровым Б.А., которые не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке, оснований для признания владения ФИО3 спорными боксами незаконным, не имеется.
Показания свидетеля ФИО1 о том, что подпись на договорах между ГСК «Дилижанс» и ФИО2 ему не принадлежит, не является допустимым доказательством в силу положений ст.162 ГК РФ и в отсутствие предъявленных требований об оспаривании сделок.
При указанном положении исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
в удовлетворении иска ГСК «Дилижанс» отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 28.07.2016.
Судья (подпись) Лисюко Е.В.