№
№
РЕШЕНИЕ
г. Абакан Республика Хакасия ДД.ММ.ГГГГ
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Кулешевской А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, Шевченко Т.Н. на постановление начальника Специализированного отделения судебных приставов по Республике Хакасия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (СОСП по Республике Хакасия ГМУ ФССП России) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – Главы администрации Сарагашского сельсовета Боградского района Республики Хакасия Шевченко Т.Н., предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Специализированного отделения судебных приставов по Республике Хакасия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (СОСП по Республике Хакасия ГМУ ФССП России) от ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации Сарагашского сельсовета Боградского района Республики Хакасия Шевченко Т.Н. (далее – должностное лицо, Шевченко Т.Н.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу, Шевченко Т.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указывая, что решение суда об обязании администрацию Сарагашского сельсовета Боградского района Республики Хакасия (далее – администрация Сарагшского сельсовета) осуществить мероприятия по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения не исполнено в связи с недостаточностью на реализацию данных целей средств в бюджете муниципального образования, а также тем, что исполнение решения суда поставлено в зависимость от предоставления дополнительной финансовой помощи из бюджета Боградского района Республики Хакасия, выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств в бюджет администрации Сарагашского сельсовета на эти цели. Администрацией поселения предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шевченко Т.Н. не явилась, о месте и времени слушания дела по жалобе извещена надлежащим образом, заявлений, ходатайств о невозможности участия при рассмотрении жалобы, об отложении слушания по жалобе, от последней не поступало. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным, с учетом положений ч.ч.2, 3 ст. 25.1 КоАП РФ, рассмотреть дело без участия должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Основанием привлечения административным органом должностного лица – Главы администрации Сарагашского сельсовета Шевченко Т.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ послужило неисполнение последней требований судебного пристава-исполнителя, обязывающих исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе: устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.
Вместе с тем, с таким решением по делу согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Боградского районного суда Республики Хакасия по делу № от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Сарагашского сельсовета возложена обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения: разработать проекты зоны санитарной охраны водоисточников в с. Сарагаш, получить лицензию на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта требованиям санитарных правил; осуществлять лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды. Решение суда вступило в законную силу.
По вступлении решения суда в законную силу выдан исполнительный лист №, на основании которого судебным приставом-исполнителем Боградского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия возбуждено исполнительное производство № (в настоящее время №-ИП) в отношении администрации Сарагашского сельсовета, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя МО по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия (далее – судебный пристав-исполнитель) на администрацию Сарагашского сельсовета в связи с неисполнением в срок требований исполнительного документа наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено требование об обязании должностного лица Шевченко Т.Н. в срок до 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ исполнить вышеуказанные требования исполнительного документа по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.
В связи с неисполнением требования в установленный судебным приставом-исполнителем срок, ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица Шевченко Т.Н. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, а ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Шевченко Т.Н. привлечена к административной ответственности по названной статье.
При этом, в силу п. 3 ст. 20 Федерального закона от 05 октября 2023 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно п. 4 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете, либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Частью 1 ст. 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, а также для осуществления отдельных переданных органам местного самоуправления государственных полномочий; руководство ее деятельностью осуществляется на принципах единоначалия главой местной администрации.
Соответственно к административной ответственности за нарушение требований, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, может быть привлечен и глава администрации, поскольку только от принятых им решений зависит поведение возглавляемого им органа местного самоуправления.
При вышеизложенных обстоятельствах, с учетом принятия администрацией Сарагашского сельсовета мер, направленных на получение дополнительного финансирования на исполнение требований исполнительного документа, положений бюджетного законодательства Российской Федерации (с. 83 Бюджетного кодекса РФ), суд приходит к выводу, что судебное решение (требование исполнительного документа) не было исполнено по объективным причинам: в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, тем самым возможности для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, у должностного лица не имелось.
Доказательств, бесспорно свидетельствующих о виновном противоправном бездействии должностного лица, выразившемся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах административным органом не доказаны обстоятельства, на основании которых было принято названное постановление по делу.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Постановление по делу от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – Главы администрации Сарагашского сельсовета Боградского района Республики Хакасия Шевченко Т.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ подлежит отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено названное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2 – 30.8 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
постановление начальника Специализированного отделения судебных приставов по Республике Хакасия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (СОСП по Республике Хакасия ГМУ ФССП России) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – Главы администрации Сарагашского сельсовета Боградского района Республики Хакасия Шевченко Т.Н., предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – Главы администрации Сарагашского сельсовета Боградского района Республики Хакасия Шевченко Т.Н., предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, прекратить, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Кулешевская