44RS0028-01-2019-000313-19
Дело № 2-26/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2019 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.
при секретаре Сайкиной Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева В.П. к администрации Минского сельского поселения, администрации Костромского муниципального района об исключении сведений из ЕГРН, установлении декларированной площади земельного участка и признании права собственности на земельный участок,
установил:
Алексеев В.П. обратился в суд с иском к Администрации Минского сельского поселения о возложении обязанности внести изменения в свидетельство на право собственности на землю от 22.04.1992г. на имя Алексеева В.П. о площади земельного участка с 0,04 га на 0,07 га; внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированы- правах на объект недвижимости о площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес) с 400 кв.м. на 700 кв.м.
В дальнейшем в порядке ст.39 ГПК РФ истец неоднократно уточнял свои требования и в окончательной редакции иска просил суд:
- исключить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости о декларированной площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), площадью 400 кв.м.;
- установить декларированную площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), равной 700 кв.м.;
- признать за Алексеевым В.П. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (адрес), площадью 700 кв.м. (л.д.176-177).
Требования истца мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 44:07:071601:23, площадью 400 кв.м. по адресу: (адрес) на котором расположена 1/2 доля жилого дома. Данным участком истец пользовался с 1975 года, когда вступил в права наследования на него, до этого участком пользовались его родители. Фактически площадь участка составляет 700 кв.м. 22.04.1992г. после проведения земельной реформы, которая разрешила передачу в собственность граждан земельных участков, в Минском сельсовете истцу выдали Свидетельство на право собственности на землю, в котором была указана декларированная площадь 0,04 га. Ему пояснили, что по данным книг похозяйственного учета в целом за домовладение числится 7 соток земли. В администрации их разделили, округлили и передали в собственность истцу, а также второму долевому собственнику Алексееву Валентину Павловичу по 4 сотки. После смерти Алексеева Вал.П. собственником стала его дочь Иванова Е.В. В дальнейшем истец ознакомился с архивной справкой от 14.03.2016г., из которой ему стало известно, что в Минском сельсовете по ошибке ему предоставили неверные сведения, за 1/2 долей домовладения, принадлежащей истцу, числится не 4 сотки, а семь, что документально подкрепляется сведениями из похозяйственных книг и материалами инвентаризации земель за 1994 год. Данная ошибка произошла потому, что в другой 1/2 доле домовладения никто не был прописан, и из-за этого в похозяйственной книге не было записей о хозяйстве и занимаемой площади. Поскольку при выделении земельных участков в 1992 году использовались записи по фактически занимаемой площади из похозяйственных книг, специалист, увидев запись только на хозяйство истца, по ошибке посчитал, что это площадь всего земельного участка под домом, разделил эту площадь и округлил её, и передал эти сведения в кадастровую палату, о декларированной площади участка в 4 сотки. Указанная ошибка нарушает его права на дальнейшее использование земельного участка и уточнение его границ. Поэтому, ссылаясь на п.2 ч.1 ст.8, ст.13 ГК РФ, ст.25 ЗК РФ, ст.ст.18, 64, 70 ЗК РСФСР, положения Закона РСФСР «О земельной реформе», Указ Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановление Правительства РФ от 19.03.1992г. № 177 «Об утверждении форм свидетельств о правке собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденный Роскомземом 20.05.1992г. просит суд:
- исключить сведения, содержащиеся в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости о декларированной площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: (адрес) равной 400 метрам;
- установить декларированную площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес) равной 700 кв.м.;
- признать за Алексеевым В.П. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (адрес) площадью 700 кв.м. (л.д.176-177).
К участию в деле по ходатайству стороны истца в качестве соответчика привлечена администрация Костромского муниципального района Костромской области, в качестве третьих лиц - ФГБУ Федеральная кадастровая палата в лице Костромского филиала.
Истец Алексеев В.П. в судебное заседание не явился, его интересы по доверенности от 27.08.2018г. представлял Бечин Р.С., который исковые требования поддержал в полном объеме в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.
Представитель ответчика Администрации Минского сельского поселения в суд не явился; в ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель Фролова А.Н. с иском не согласилась и суду пояснила, что фактически изначально земельный участок в размере 8 соток и дом на нем принадлежали наследодателю истца Алексееву П., после смерти которого два сына в равных долях по 4 сотки унаследовали землю. В документах не было допущено ошибок в площади земельных участков каждого из сыновей наследодателя; и братьям Алексеевым, в том числе истцу, были предоставлены земельные участки по 4 сотки каждому. В материалах дела имеются копии заявлений граждан о предоставлении земельных участков, из которых следует, что истец получил свой участок в размере 4 сотки, написав соответствующее заявление. Земля предоставлялась в заявительном порядке, то есть в соответствии с заявлениями граждан. Согласно содержанию земельно-кадастровой книги от 1994 года, составленной землеустроителем Галочкиной Т.П., по состоянию на 1994 год оба брата Алексеевы использовали земельные участки площадью по 4 сотки каждый, то есть участки соответствовали правоустанавливающим документам - Свидетельствам на право собственности на землю. Однако, в дальнейшем, исходя из её рабочей тетради, которую она вела по собственному усмотрению в процессе осуществления землеустроительной деятельности, земельный участок увеличился до 11 соток, что может свидетельствовать о самовольном занятии части земель. Каких-либо заявлений о предоставление в пользование дополнительной земли истцом не подавалось. Вместе с тем от брата истца - Алексеева В.П. такое заявление поступало. В нем он просил предоставить ему землю для огорода площадью 300м2, к заявлению прилагался список жителей, которые не возражают против расширения его огорода. Соответственно, Алексееву Вал.П. 400 м2 было передано по наследству и он еще просил дополнительную площадь для расширения огорода. А у Алексеева Вяч.П. в собственности так и оставалось 400 кв.м., полученных им по наследству и на которые было выдано Свидетельство на право собственности на землю.
Считает, что в данном случае отсутствует какая-либо ошибка в документах, поскольку сведения о землепользовании из архивной справки, по сведениям архивно-кадастровой книги были внесены под общим землевладением по площади, равной 800 кв.м., из которых 700 м2 земельный участок под огородом и 100 м2 под домом.
Представитель ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области Чеснова О.А. исковые требования не признала, поддержала пояснения, данные ранее другим представителем Чироновой Ж.А., которая поясняла, что администрация Костромского района является ненадлежащим ответчиком по требованиям Алексеева В.П. На момент проведения земельной реформы 1991 года полномочия по поводу ведения похозяйственных книг, земельных дел и предоставления земельных участков в собственность возлагалось на Минский сельский совет, в 1995 году он был ликвидирован. Ликвидация происходит без правопреемства. В соответствии с ФЗ №154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 года были образованы сельские администрации, которые являлись структурным подразделением Костромского муниципального района. Они были самостоятельные юридические лица, имели определенные полномочия. 01 января 2006 года был принят новый ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» все сельские администрации, которые были самостоятельными юридическим лицами также были ликвидированы. Уже на момент ликвидации данных юридических лиц в полной мере действовал Гражданский кодекс РФ от 1995 года, который устанавливает, что ликвидация юридических лиц происходит без назначения правопреемства, поэтому был образован муниципальный орган Минское сельское поселение, который не является правопреемником ни Минского сельского совета, ни правопреемником Минской сельской администрации. Поэтому те документы, которые имеются и представлены на сегодняшний момент являются архивными документами, и они находятся только в пользовании сельского поселения, но никоим образом администрация Минского сельского поселения не имеет отношения к их происхождению. Администрация Костромского района не является надлежащим ответчиком в силу того, что в соответствии с земельным законодательством, а именно ст. 3.3 ФЗ № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» муниципальный район занимается землями только не разграниченной государственной собственности.
Тем не менее, выражая оценку по данному иску, считала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Из представленных в дело документов полагает, что спорный земельный участок был под домовладением в общем объеме 800 м2, из них 100 м2 под домовладением. Этот земельный участок в последствии был поделен между братьями по 400 м2. Данная земля является разграниченной и муниципальный район не имеет полномочий по данным землям. Спорный земельный участок находится на территории Минского сельского поселения. На 1986 год было общее домовладение в долях, но с общим земельным участком. В дальнейшем при пользовании и при оформлении права собственности, как Вяч.П., так и Вал. П. в заявительном характере были высказаны свои пожелания в соответствии с реформой земельный участок, и по заявлению истца ему был предоставлен участок площадью 400 кв.м.
Кроме того, считает, что ни администрация Костромского муниципального района, ни администрация Минского сельского поселения не обладает полномочиями по исключению, либо внесению каких-либо сведений в ЕГРН. На сегодняшний момент это может сделать сам собственник земельного участка, обратившись с соответствующим заявлением в Росреестр, поскольку собственность уже разграниченная, поэтому данные действия не могут быть инициированы ответчиками в силу закона.
Третье лицо Иванова Е.В., будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась. Ранее, выступая в судебном заседании, полагала требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что изначально её деду Алексееву П.Д. умершему в 1976 году, принадлежало домовладение площадью земли 8 соток. После его смерти в равных долях домовладение было унаследовано сыновьями Алексеевым Вал. П. (её отцом) и Алексеевым Вяч.П.. Она является наследником своего отца и в настоящее время собственником земельного участка в размере 4 соток и 1/2 доли дома по спорному адресу. Дом имеет один вход и истец препятствует ей в пользовании им. Конфигурацию исходного земельного участка, принадлежащего её деду, не помнит, однако подтвердила, что около ручья в 1964 году была выстроена баня, которой пользуется истец.
В письменном отзыве на иск указала, что Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не допускаются.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
- Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
- Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
- Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Аналогичные положения были установлены ранее в соответствие со ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» В соответствие с законодательством сведения не исключаются, а исправляются при поступлении в орган кадастрового учета соответствующих документов в соответствие с требованиями закона.
Исключение сведений в отношении земельных участков как объектов недвижимости, в отличие от прекращения существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства из государственного кадастра недвижимости законом не предусмотрено.
В соответствие со ст. 30 Земельного Кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года, действующей при приобретении прав Алексеевым В.П. на земельный участок
- Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со ст. 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.
Алексеевым В.П. 13 февраля 1992 года в Администрацию Минского с/с подано заявление, на передачу в собственность земельного участка в размере 4 соток. Решением Администрации земельный участка в размере 4 соток Алексееву администрацией Минского сельского совета от 22 апреля 1992 года №11 предоставлен. В данном случае, исходя из материалов дела следует, что основанием постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № является документ «Свидетельство на право собственности на землю, бессрочного пользования землей», выданный 22.04.1992 года, где Алексееву В.П. предоставлено всего 0,04 га земли. Такие же сведения о предоставлении Алексееву В.П. всего 0,04 га земли, содержатся и в решении администрации Минского сельского совета от 22 апреля 1992 года №11.
Таким образом, как технической, так и кадастровой ошибки при постановке на кадастровый учет земельного участка № не допущено и соответственно заявленные требования Алексеева В.П. не подлежат удовлетворению (л.д.87).
Представитель третьего лица ФГБУ Федеральная кадастровая палата в лице Костромского филиала в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на иск указал, что согласно части 2 ст.19 Федерального закона № 28-ФЗ от 02.01.2000г. «О государственном земельном кадастре», для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Положениями Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001г. № П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (утратил силу Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2010 №2), определено, что внесение сведений о ранее учтенных (в том числе прекращающих существование) земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (п. 2.1.2.Порядка).
Отражение сведений о правах на ранее учтенные земельные участки, предоставленные конкретным лицам, осуществляется на основании и в соответствии с перечнями ранее учтенных земельных участков либо (при отсутствии указанных перечней) в соответствии с оформленными в установленном порядке правоудостоверяющими документами (государственные акты, свидетельства о праве собственности на землю) (пункт 2.3.2).
Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках № ГЗК-1-Т.Р-11-02-01 (далее Указания), утвержденные Росземкадастром 10.04.2001г., являются нормативно-техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее - ранее учтенные земельные участки), к отражению в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте.
Подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (далее - инвентаризационная опись).
Инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее - инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.
В перечень ранее учтенных земельных участков включаются сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный реестр земель кадастрового района. На инвентаризационном плане земельных участков в квартале и в каталоге координат узловых и поворотных точек границ земельных участков отражаются сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте.
В соответствии с ч.5 ст.4 Федерального закона № 221-ФЗ (действовавшего до 01.01.2017г.) сведения вносятся с ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Таким образом, как до 01.03.2008г. (дата вступления в силу Федерального закона № 221-ФЗ), так и после сведения в ГКН вносились и вносятся в строгом соответствии с представленными документами; при этом осуществление экспертизы представленных на кадастровый учет документов законодательством не предусмотрено.
На государственном кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером №, как ранее учтенный, дата постановки на учет 25.02.2005г. (дата постановки по документу ДДММГГГГ), расположенный по адресу: (адрес) площадью 400 кв.м. (площадь декларированная).
Данный земельный участок внесен в ГКН на основании инвентаризационной описи. Все действия по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка выполнены органом, осуществляющим деятельность по ведению ГКН в соответствии с действующим на тот момент времени законодательством, в пределах его полномочий, являются обоснованными и законными. Полагают, что правовые основания для удовлетворения требований истца отсутствуют, в иске просили отказать в полном объеме (л.д.62-65).
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Костромской области в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.30).
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданских дел № 2-301/2013, № 2-112/2013, подлинник заявления Алексеева В.П. на предоставление земельного участка в собственность, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 1 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.
Согласно пункту 4 части 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что истцу Алексееву В.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», общей площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: (адрес). До настоящего времени границы земельного участка не установлены.
Право собственности истца на данный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости на основании Свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного 22.04.1992 года главой администрации Минского сельского совета Костромского района и области (л.д.6).
Как следует из материалов дела, на данном земельном участке располагается жилой дом, право собственности на который в размере 1/2 доли принадлежит истцу на основании Свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Гончаровым М.И., реестровый номер 4771 от 22.12.1976 года (л.д.9).
Судом также установлено, что изначально домовладение по вышеназванному адресу принадлежало наследодателю истца Алексееву П.Д., умершему ДДММГГГГ. Наследниками по закону, принявшими наследство в равных долях, являются его дети: истец Алексеев В.П. и Алексеев Вал.П. (гр.дело № 2-301/2013 - л.д.70).
Алексеев Вал.П. умер 10.11.2007г.; право собственности на его долю домовладения в порядке наследования и по договору дарения перешло к Ивановой Е.В. Последняя также обладает правом собственности на земельный участок по спорному адресу, общей площадью 400 кв.м., с кадастровым номером 44:07:071601:24 (л.д.71-73).
И земельный участок истца Алексеева В.П., и земельный участок Ивановой Е.В. поставлены на Государственный кадастровый учет на основании инвентаризационной описи по кадастровому кварталу (гр.дело № 2-112/2013 - л.д.125-128).
Истец считает, что при выдаче правоустанавливающего документа на земельный участок - Свидетельства на право собственности на землю от 22.04.1992 года - уполномоченным органом была допущена ошибка в площадных характеристиках, что повлекло внесение неверных сведений в Государственный кадастр недвижимости. Так, вместо правильной площади 0,07 га, в документе имеется указание на площадь участка 0,04 га.
Учитывая период возникновения спорных правоотношений - 1992 год - для разрешения заявленных требований суд руководствуется действовавшим на тот момент законодательством.
Так, в соответствии со ст.7 Земельного кодекса РСФСР граждане РСФСР имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков. Передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.
Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР (ст.31 Кодекса).
В силу ст.30 ЗК РСФСР граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.
Таким образом, передача земельных участков гражданам, в том числе в собственность, в 1992 году осуществлялась на основании их заявлений, содержащих испрашиваемые размеры, местоположение и цели использования.
В настоящем случае таким документом явилось заявление Алексеева В.П. от 13 февраля 1992 года, подлинник которого представлен для обозрения суду. Из содержания Заявления следует, что Алексеев В.П. просил передать ему в собственность земельный участок в (адрес) в количестве 4 соток (копия в деле - л.д.89).
Выданное истцу впоследствии Свидетельство на право собственности на землю содержало указание на предоставление ему в собственность земли в размере 0,04 га, что соответствует площади 4 сотки. На основании данного правоустанавливающего документа истец зарегистрировал свое право собственности на данный участок площадью 400 кв.м.
Каких-либо разночтений в вышеперечисленных документах судом не выявлено. Оснований у сельского совета для выдачи правоустанавливающего документа на землю иной площади не имелось. Соответственно, в Свидетельстве на право собственности на землю, выданном на имя Алексеева В.П., не содержится искажений площадных характеристик предоставленного в собственность земельного участка.
Довод стороны истца о том, что запись о площади в Заявлении о передаче в собственность земельного участка выполнена не им, а другим лицом, ничем не подтвержден. На соответствующие вопросы в ходе проведения судебной почерковедческой экспертизы ответить не представилось возможным. Оснований полагать, что запись «4 соток» выполнена не Алексеевым В.П., а иным лицом, у суда не имеется; какая-либо заинтересованность компетентных лиц в искажении воли заявителя путем совершения дописок в заявлении исключается, при том что исправлений заявление не содержит.
Ссылка истца на положения Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе", Указ Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановление Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", как на основание передачи в собственность земельных участков, исходя из фактически занимаемой площади, является несостоятельной, поскольку вышеприведенные нормативные акты подобных положений не содержат.
Более того, факт занятия истцом Алексеевым В.П. земельного участка общей площадью 700 кв.м. не свидетельствует о возникновении прав на него в целом, поскольку на земельном участке расположен единый индивидуальный жилой дом, принадлежащий нескольким лицам на праве общедолевой собственности; по данным Похозяйственной книги за 1986 год в личном пользовании хозяйства имелось всего 0,07 га, в том числе 0,01 га под постройкой (л.д.21). При этом следует принимать во внимание, что у земельного участка под домом по этому же адресу имелся еще один владелец Алексеев Вал.П., имевший равные права на домовладение с истцом в порядке наследования.
Сведения о площади земельного участка под домом в целом подкрепляются содержанием приказа Опытно-производственного хозяйства «Минское» № от 15.06.1984г. о выделении и закреплении приусадебных участков, согласно прилагаемому списку, в котором Алексеев В.П. поименован в качестве фактического землепользователя площадью 7 соток. Указаний на второго сособственника Алексеева В.П. в списке не содержится. Расшифровки инициалов при этом не имеется (л.д.38-39).
Согласно земельно-кадастровой книге на 01.01.1994г. за каждым из землепользователей, в том числе Алексеевым Вяч.П. и Алексеевым Вал.П. в собственности закреплено по 0,04 га (л.д.40-41).
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Фокин В.Н., Семин С.Н., Силаев М.В., оснований не доверять которым у суда не имеется, пояснили, что после смерти отца Алексеев В.П. пользовался земельным участком совместно с братом Алексеевым Вал.П.. Никто из свидетелей пояснений о площади земельного участка, либо о раздельном пользовании братьями Алексеевыми земельными участками не давал.
Как пояснил в судебном заседании представитель администрации Минского сельского поселения, от Алексеева В.П. не поступало заявлений о выделении ему дополнительной площади земельного участка; не представлено доказательств этого и со стороны истца.
Анализ вышеизложенного в совокупности с пояснениями участников по делу позволяет сделать вывод, что земельный участок, на котором располагается жилой дом Алексеевых, имел общую площадь 700 кв.м., в том числе под домом - 100 кв.м. В 1992 году каждый из братьев Алексеевых реализовал свое право на получение в собственность земельных участков соответственно доле в праве на расположенный на нем дом, то есть по 400 кв.м. каждый. А потому у истца, как у собственника 1/2 домовладения, не имелось оснований для занятия земли большей площади без получения на то правоустанавливающих документов в установленном законом порядке.
С учетом вышеизложенного не имеется оснований для внесения изменений в индивидуальные характеристики спорного земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. п. 8, 14 и 15 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 N 622 (действовавшего до 10 ноября 2000 года), сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге земель и содержат данные об объектах и субъектах земельной собственности, землевладения, землепользования и аренды земли, целевом назначении земельных участков, режиме их использования. Регистрация данных производится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, владение, пользование и аренду после уточнения границ участков в натуре, оформления и выдачи документов. Ведение земельного кадастра возлагалось на райкомземы, к полномочиям которых была отнесена, в том числе, регистрация данных об объектах и субъектах собственности, владения, пользования и аренды земли, целевом назначении земельных участков и режиме их использования.
С введением в действие Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается обязательным присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. При этом государственному кадастровому учету подлежали все земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Согласно части 2 ст.19 Закона № 28-ФЗ, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В соответствии с пунктом 2.1.2 "Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки", утвержденного Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119, внесение сведений о ранее учтенных (в том числе прекращающих существование) земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.
Уточнение кадастровых номеров ранее учтенных земельных участков оформляется путем выполнения записей в заверенную копию инвентаризационной описи, представленной в орган кадастрового учета (пункт 2.1.4 Порядка).
Внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью (пункт 3.2 Порядка).
В силу положения ч.5 ст.4 Федерального закона № 221-ФЗ (в редакции до 01.01.2017г.) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Аналогичные положения указаны в ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из смысла положений ч. 1 ст. 61 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что исправление реестровой ошибки осуществляется путем изменения ошибочно указанных сведений правильными сведениями об объекте права. Данный способ защиты нарушенного права четко регламентирован законодательством, ввиду чего, при его применении невозможно совершить действия, не предусмотренные кадастровым законодательством в рамках исправления реестровой ошибки.
Земельный участок истца с кадастровым номером №, как ранее учтенный, дата постановки на учет 25.02.2005г. ( по документу 17.07.2002), стоит на государственном кадастровом учете, с указанием значения декларированной площади - 400 кв.м.. Участок внесен в ГКН на основании инвентаризационной описи.
Согласно содержанию Инвентаризационной описи по кадастровому кварталу №, за истцом Алексеевым В.П. и за Алексеевым Вал.П. числились земельные участки с инв.номерами 20 и 21 соответственно, по адресу: н.(адрес), площадью 0,04 га каждый.
Данные Инвентаризационной описи в отношении спорного участка полностью соответствуют сведениям, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе по площади участка. Площадь земельного участка истца 400 кв.м. - декларированная и до настоящего времени в соответствии с действующим земельным законодательством не уточнена, также как не установлено местоположение границ участка на местности.
Соответственно оснований для внесения изменений в площадные характеристики объекта, в том числе в отношении показателя декларированной площади, содержащиеся в ЕГРН, не имеется; какой-либо реестровой ошибки при постановке земельного участка на кадастровый учет допущено не было.
При таких обстоятельствах суд отказывает истцу в удовлетворении требований об исключении сведений из ЕГРН о декларированной площади спорного участка 400 кв.м., установлении декларированной площади, равной 700 кв.м., и признании права собственности на участок площадью 700 кв.м..
Более того, не имеется оснований для удовлетворения требований к избранным ответчикам Администрации минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Администрации Костромского муниципального района Костромской области, поскольку истцом не доказано наличие материальной заинтересованности данных лиц в заявленном споре, а также не доказан факт нарушения этими лицами, либо угрозы нарушения прав и законных интересов Алексеева В.П. Отсутствие нарушения прав со стороны ответчика исключает удовлетворение предъявленных к нему исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Алексееву В.П. в удовлетворении исковых требований к администрации Костромского муниципального района Костромской области, администрации Минского сельского поселения Костромского района Костромской области об исключении сведений из ЕГРН, установлении декларированной площади земельного участка и признании права собственности на земельный участок - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Воронова О.Е.
Решение в окончательной форме
изготовлено 24.03.2019 г. судья: