САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-19085/2020 |
Судья: Чистякова Т.С. |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Санкт-Петербург 26 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего |
Есениной Т.В. |
судей |
Поповой Е.И., Ильичевой Е.В. |
при секретаре |
Васюхно Е.М. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3213/2020 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Смольнинского районного суда г. Санкт- Петербурга от 07 июля 2020 года по административному исковому заявлению П.Д., Д.Д., П.В., К.Г., Ф.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения от 24 декабря 2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет.
Заслушав доклад судьи Есениной Т.В., выслушав объяснения административных истцов К.Г., П.Д., действующего в своих интересах и в качестве представителя административных истцов, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Ляпиной В.В., представителя заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Молодык Д.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Административные истцы П.Д., Д.Д., П.В., К.Г., Ф.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения от 24 декабря 2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет.
В обоснование своих требований указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> и в силу закона имеют право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, а также право на безвозмездное приобретение в долевую собственность земельного участка занятого домом и необходимого для его использования. С целью реализации прав истцов и Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, как собственника неприватизированных квартир дома, и как инициатора оформления земли под многоквартирным домом на получение в состав общего имущества многоквартирного дома земельного участка, в порядке статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга направил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу пакет документов на кадастровый учёт земельного участка. 24 декабря 2019 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу приостановило кадастровый учёт земельного участка, требуя от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга представления проекта межевания территории, который с 27 июня 2019 года в силу изменений, внесенных в статью 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, не должен представляться для формирования участков под многоквартирными домами. По мнению административных истцов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу не учёл произошедшие в 2019 году изменения в Земельном кодексе Российской Федерации, соответственно решение о приостановлении государственного кадастрового учета является незаконным. Оспариваемое решение административного ответчика нарушает права административных истцов на получение в долевую собственность участка под многоквартирным домом, гарантированное жилищным и земельным законодательством в разумный срок учитывая, что процесс формирования земельного участка длится уже с 2012 года, при этом административные истцы вынуждены были неоднократно обращаться в судебные инстанции для реализации своих прав.
Решением Смольнинского районного суда г. Санкт- Петербурга от 07 июля 2020 года удовлетворены административные исковые требования П.Д., Д.Д., П.В., К.Г., Ф.В.: признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 24 декабря 2019 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: <адрес> на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу решением возложено обязательство в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от <дата>; на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу решением возложено обязательство в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения суда суду и административным истцам.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу не согласился с решением суда от 07 июля 2020 года, подал апелляционную жалобу, где просил решение суда первой инстанции отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального и процессуального права, указав, что в отношении административных истцом никаких решений Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу не принималось, их права и законные интересы не нарушались. Административными истцами не соблюден обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановлении государственного учета, а также отсутствуют сведения об утверждении проекта межевания территории в порядке статьи 32 Закона о регистрации, такие сведения в орган регистрации прав не поступали.
Административные истцы П.Д., К.Г. в суд апелляционной инстанции явились, против доводов апелляционной жалобы возражали, представили письменные возражения, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административные истцы П.В., Д.Д., Ф.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, доверили представлять свои интересы представителю по доверенности адвокату П.Д. (доверенность л.д. 18-23, диплом л.д.26 том1, ордер том 2), который в судебное заседание явился, также действовал в интересах К.Г. (доверенность л.д.24-25 том 1), просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в лице представителя Ляпиной В.В. (доверенность, диплом) в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить.
Заинтересованное лицо Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в лице представителя Молодык Д.С. (доверенность, диплом) в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, оставил принятие решения на усмотрение суда.
Заинтересованные лица Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Административные истцы П.Д., Д.Д., П.В., К.Г., Ф.В. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (свидетельства о собственности л.д.27-31 том 1).
В связи с обращением собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме, распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга №...-РЗК от <дата> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным домом площадью <...> кв.м, по адресу: <адрес>.
На основании указанного распоряжения был подготовлен межевой план.
<дата> Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> (л.д.33 том 1).
Оспариваемым решением административного ответчика от 24 декабря 2019 года осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено в соответствии с пунктом 7 частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку в составе представленных документов, отсутствует проект межевания территории (л.д.37 том 1).
Оспариваемое решение от 24 декабря 2019 года №... о приостановлении кадастрового учета принято уполномоченным на осуществление государственных полномочий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав должностным лицом, в установленные сроки.
Суд первой инстанции удовлетворяя требования административных истцов, указал, что оспариваемое решение от 24 декабря 2019 года №... о приостановлении действий по государственному кадастровому учету не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административных истцов.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Так, решением Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербурга №2а-2104/2019 от 24 декабря 2019 года (л.д.98-110 том1) и апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда №33а-9288/2020 от 17 июня 2020 года, которым решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга отменено и по делу принято новое решение, которым признано незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, выраженное в непринятии мер по своевременному направлению в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу документов в целях кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Данными судебными актами было установлено, что Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга должен был в 2012 году обеспечить передачу в состав общего имущества <адрес> по адресу: <адрес>, земельный участок, расположенный при указанном доме в порядке статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Неоднократно судебными актами, вступившими в законную силу, признавались незаконными акты и бездействия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в период 2015-2018 годов, повлекшие нарушение сроков по передаче участка под домом в долевую собственность истцов и других собственников помещений дома. Бездействиями было выражено в уклонении от инициирования издания Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга проекта межевания территории, на которой расположен участок под <адрес> по адресу: <адрес>; уклонение от подачи документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу для кадастрового учета участка.
<дата> Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (в последствии Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга) с заявлением о формировании земельного участка. Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга представляла город Санкт-Петербург как собственника неприватизированных квартир в доме с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 года №12-П.
<дата> Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга издает распоряжение «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым определены границы участка по фундаменту дома.
<дата> решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга по административному делу №2а-504/2016 удовлетворен иск соистцов П.Д., Д.Д., которым признано незаконным распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от <дата> в части не включения в состав земельного участка прилегающих к дому дворов.
<дата> апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда №33а-7151/2016 решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга без удовлетворения.
<дата> определением судьи Санкт-Петербургского городского суда по делу №4га-4153/2016 отказано Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга в удовлетворении кассационной жалобы.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга добровольно решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 02 февраля 2016 года не исполнил.
Смольнинским отделом УФССП по Санкт-Петербургу возбуждено исполнительное производство №...-ИП от <дата> и исполнительное производство №...-ИП от <дата> об обязании Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга исполнить решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 02 февраля 2016 года.
<дата> распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга №...-РЗК «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» была утверждена новая схема расположения участка под домом №... по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории площадью <...> кв.м. Не включенными в состав формируемого участка вновь остались следующие территории с севера от дома: 2 газона (зеленые насаждения внутриквартального использования); асфальтированные проезд и площадка для стоянки автомобилей; контейнерная площадка для мусорных баков дома.
Первичное Распоряжение от <дата> Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга, признано утратившим силу.
<дата> решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга по административному делу №2а-1556/2017 удовлетворен административный иск П.Д., Д.Д. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, где распоряжение от <дата> №...-РКЗ признано незаконным в части не включения в состав участка дворовой территории с северной стороны дома (со стороны <адрес>), в том числе территории зеленых насаждений, контейнерной площадки, проезда и площадок для хранения автомашин. При этом суд обязал ответчика принять решение об утверждении схемы расположения участка с включением в него территорий зеленых насаждений в виде двух газонов, контейнерной площадки, проезда и площадок для хранения автомобилей, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
<дата> апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда №33а-24255/2017 решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 мая 2017 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга без удовлетворения.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга не исполнил добровольно решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 мая 2017 года.
Смольнинским отделом УФССП по СПб по заявлению П.Д. возбуждено исполнительное производство №...-ИП по обязанию административного ответчика исполнить решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 мая 2017 года.
<дата> Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга издает распоряжение №...-РЗК «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым решения Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 02 февраля 2016 года по делу №2а-504/2016 и от 16 мая 2017 года по делу №2а-1556/2017 фактически исполнены. Распоряжение от <дата> №...-РКЗ признано утратившим силу.
<дата> Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга было подано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу заявление о государственном кадастровом учете участка в границах согласно схеме расположения участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением от <дата> за №...-РЗК.
<дата> уведомлением №... о приостановлении кадастрового учета земельного участка Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу известило Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о том, что для кадастрового учета участка необходимо представить проект межевания территории.
<дата> решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу №... Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга отказано в осуществлении кадастрового учета участка по причине непредставления административным ответчиком к заявлению от <дата> проекта межевания территории, на которой расположен земельный участок.
<дата> вступила в силу новая редакция статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление проекта межевания территории, на которой расположен земельный участок, для кадастрового учета участка не является обязательным. Кадастровый учет участка возможен на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
<дата> П.Д., Д.Д., П.В., К.Г., Ф.В. обращаются к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга с просьбой повторно обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением о кадастровом учете участка на основании изменений, внесенных в Земельный кодекс Российской Федерации (ст. 11.3).
<дата> Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в своем ответе на обращение указал, что вопросы, связанные с порядком подготовки и утверждения документации по планировке территории Санкт-Петербурга, регулируются Законом Санкт- Петербурга от 22 января 2015 года №4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга» и Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 мая 2015 года № 438.
19 сентября 2019 года Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в ответ на обращение от <дата> окончательно отказал административным истцам в продолжении работы по передаче участка в долевую собственность истцов, в частности, в повторном обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с пакетом документов для кадастрового учета участка.
Решением Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 24 декабря 2019 года по делу №2а-2104/2019 П.В., Д.Д., К.Г., Ф.В. отказано в удовлетворении исковых требований к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия при передаче в долевую собственность собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> земельного участка, относящегося к этому дому; признании незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, выразившееся в уклонении от инициирования разработки Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга проекта межевания территории, на которой расположен земельный участок по адресу: <адрес>; признании незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, выразившееся в уклонении от подачи после 27 июня 2019 года пакета документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу для кадастрового учета земельного участка по адресу: <адрес>; обязании Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга совершить все иные необходимые действия, предусмотренные законом, в целях образования земельного участка по адресу: <адрес> обязании Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга сообщить административным истцам об исполнении решения суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга совершены все действия, предусмотренные законом, и направленные на формирование земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, и проведение кадастрового учёта данного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции не согласился с доводами суда первой инстанции и апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда №33а-9288/2020 от 17 июня 2020 года решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2019 года отменено и по делу принято новое решение, которым признано незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, выраженное в непринятии мер по своевременному направлению в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу документов в целях кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.206-211 том 2).
В апелляционном определении от 17 июня 2020 года суд указал следующее, что имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного Федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П).
На территории Санкт-Петербурга порядок формирования земельных участков под многоквартирным домом осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 20 марта 2005 года № 25-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом» и распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11 июня 2006 года № 1555-рк «О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом».
Из разделов 2 и 3 Распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11 августа 2006 года № 1555-рк следует, что порядок формирования земельных участков состоит из следующих этапов:
1) прием заявления о формировании земельного участка для многоквартирного дома;
2) формирование дела по земельному участку, которое включает:
- проведение районным отделом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по месту нахождения земельного участка полевого обследования земельного участка, по результатам которого составляется акт полевого обследования (п. 3.1.2 Распоряжения);
- по результатам полевого обследования земельного участка, а также исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости Санкт-Петербурга, и документов, представленных Уполномоченным лицом, районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга изготавливает схему границ земельного участка в масштабе 1:2000, подлежащего формированию для многоквартирного дома (п. 3.1.3 Распоряжения);
- подготавливает за подписью заместителя председателя Комитета запросы в КГА, а при необходимости в КГИОП и в иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга (п. 3.1.4 Распоряжения);
- в пятидневный срок с момента получения из КГА заключения о границах земельного участка и ограничениях (обременениях, сервитутах) земельного участка с приложением схемы земельного участка в масштабе 1:2000, на которой указаны ориентировочные границы земельного участка направляет Уполномоченному лицу подписанную начальником районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга копию схемы границ земельного участка для обращения в топогеодезическую организацию, включенную в реестр организаций, выполняющих работы по межеванию земельных участков на территории Санкт-Петербурга, для заключения договора на проведение работ по межеванию земельного участка (п. 3.6, п. 3.6.3 Распоряжения);
- производит проверку и приемку работ по межеванию земельного участка, осуществленных ТГО (п. 3.8 Распоряжения);
- Управление землеустройства в трехдневный срок с момента приемки работ по межеванию осуществляет подготовку проекта распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка (п. 3.9 Распоряжения);3) после подписания распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга осуществляет в установленном порядке подготовку материалов для государственного кадастрового учета земельного участка (п. п. 3.10 - 3.11.2 Распоряжения).
Пунктами 9, 9.1 и 9.2 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 20 марта 2005 года № 25-рп установлено, что Комитет в 20-дневный срок с момента приемки документов о межевании земельного участка издает распоряжение об утверждении границ земельного участка и обеспечивает проведение кадастрового учета земельного участка на основании заявления уполномоченного лица в органе, осуществляющем ведение Государственного земельного кадастра Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 года № 98 отменены постановления названного органа государственной власти Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года № 1589 «О Комитете по управлению городским имуществом», от 5 июня 2007 года № 640 «О Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга» и утверждено Положение о комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Согласно утверждённому Положению Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также в сфере земельных отношений, в том числе осуществляет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, подготовку заключения на проект межевания территории (пункт 3.39-1).
Учитывая, что заявление о формировании спорного земельного участка было подано администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга в 2012 году, утверждение границ такого участка осуществлено 31 августа 2018 года, а обращение в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу последовало только 19 февраля 2019 года, то Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга нарушены сроки, установленные приведенными выше правовыми нормами для обращения в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу для проведения кадастрового учета.
Также апелляционным определением от 17 июня 2020 года было установлен, что только 10 декабря 2019 года Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга повторно подано в Управление Росреестра Санкт-Петербурга заявление о государственном кадастровом учете земельного участка, где письмом Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 24 декабря 2019 года Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга уведомлен о приостановлении кадастрового учета земельного участка по адресу: <адрес> с указанием в качестве основания для принятого решения на отсутствие в числе представленных Комитетом документов проекта межевания территории. Решение государственного регистратора о приостановлении кадастрового учёта земельного участка Комитетом имущественных отношений не исполнено и не оспорено в установленном законом порядке.
Одновременно указано, что Федеральным законом от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ в подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей вид документов, на основании которых осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, внесены изменения, устанавливающие возможность, в качестве исключения, образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений, в отсутствие утверждённого проекта межевания территории.
При рассмотрении настоящего административного дела, суд первой инстанции учел ранее постановленные судебные акты, в т.ч. апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 июня 2020 года по административному делу №2а-2104/2019 (33а-9288/2020), удовлетворив административные исковые требования административных истцов.
Довод административного ответчика о том, что административным истцам не дано право обжаловать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о приостановлении государственного кадастрового учета, т.к. это правоотношения, которые возникли между Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, административные истцы с заявлением о предоставлении государственной услуги к административному ответчику не обращались, а, значит, их права не могут быть нарушены, подлежат отклонению, т.к. основаны на неправильном толковании норм права.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу положения пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о регистрации недвижимости (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона №218-ФЗ).
Согласно части 1, части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, а также государственная регистрация прав носят заявительный характер.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом: двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 22 Приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Судом первой инстанции правильно определено, что административные истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>
В связи с неоднократным обращением собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> Б к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, последним во исполнение решения Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга, распоряжением №...-РЗК от <дата> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным домом площадью <...> кв.м, по адресу: <адрес>
<дата> Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обратился во исполнение решения Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга, а также части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в старой редакции, действовавшей на день возникновения спорных отношений, которые были предметом судебных разбирательств в 2016 и 2017 году) в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>
Оспариваемым решением административного ответчика от <дата> №... осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку в составе представленных документов, отсутствует проект межевания территории.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга не обжаловал решение государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 24 декабря 2019 года №... о приостановлении кадастрового учета в апелляционную комиссию в установленные законом порядке и сроки в соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Административным истцам в силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» не предоставлено самостоятельного права обжаловать решение административного ответчика от 24 декабря 2019 года №... о приостановлении кадастрового учета в апелляционную комиссию в досудебном порядке, т.к. они не отнесены к лицам, перечисленным в названной статье.
Однако административные истцы не лишены права обжаловать такое решение административного ответчика от 24 декабря 2019 года №... о приостановлении кадастрового учета в судебном порядке, чем и воспользовались, подав настоящий иск, учитывая, что права их были нарушены, поскольку переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан как раз с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга не обжаловав самостоятельно решение административного ответчика вновь проявил бездействие, затягивая сроки передачи земельного участка собственникам многоквартирного дома, учитывая, что еще в апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 17 июня 2020 года по административному делу №2а-2104/2019 (33а-9288/2020) было обращено внимание сторон, что в данном конкретном случае не требовалось наличие межевого плана, а было достаточно в силу статей 11.10 и 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации схемы расположения земельного участка, которая обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Новая редакция части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 02 августа 2019 года), является бланкетной нормой, в данном конкретном случае применению не подлежит, т.к. отсылает к нормам специального закона, а именно к статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, где образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов - утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 3 части 1 статьи 11.3).
Как установлено было судом, 31 августа 2018 года Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга издал распоряжение №...-РЗК «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым исполнил решения Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 02 февраля 2016 года по делу №2а-504/2016 и от 16 мая 2017 года по делу №2а-1556/2017.
Как правильно указал суд первой инстанции, ссылки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в оспариваемом решении №... от 24 декабря 2019 года о приостановлении кадастрового учета о непредставлении проекта межевания территории в силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, т.к. данной нормой установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса.
Федеральным законом от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением, в том числе, образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Ссылки административного ответчика, что положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации следует применять в редакции, действующей на момент принятия Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга распоряжения об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане, не могут быть приняты во внимание, поскольку положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим до 27 июня 2019 года (часть 11 статьи 16 Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ).
Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в письме Росреестра от 12 февраля 2020 года № 14-01159-ГЕ/20 «О документе в соответствии с которым осуществляется образование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (вместе с Письмом Минэкономразвития России от 23 января 2020 года № Д23и-1799 «О рассмотрении обращения»).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, на день принятия Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу оспариваемого решения 24 декабря 2019 года №... о приостановлении кадастрового учета, отсутствие утвержденного проекта межевания территории не могло являться основанием для отказа Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга в его праве на формирование земельного участка и реализации собственниками многоквартирного дома их исключительного права на приобретение земельных участков, занятых принадлежащими им объектами недвижимого имущества, в собственность или в аренду.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Смольнинского районного суда г. Санкт- Петербурга от 07 июля 2020 года по административному делу № 2а-3213/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу – оставить без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинский районный суд г.Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: