УИД: 92RS0002-01-2021-007344-88
Дело №2а-1050/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Сластиной Л.А.
административного истца Рудакова Ю.М.
представителя административного ответчика Ступицкой Ю.С.
представителя заинтересованного лица Ивановой К.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рудакова Ю.М. к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя Лящук Т.Ю. о признании незаконным решения, заинтересованное лицо - ЖСК «Остряково»-
установил:
Рудаков Ю.М. обратился с иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, просит признать незаконным и отменить уведомление Управления №КУВД-001/2021-49050360/1 от 02 декабря 2021 года о приостановлении государственной регистрации права собственности на долю в общей долевой собственности в незавершенном объекте незавершенного строительства, расположенного по адресу <адрес>, площадь помещения 29 кв.м., процент готовности 82%, обязать Управление зарегистрировать право собственности в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 09 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 01 февраля 2021 года, за истцом признано право собственности на нежилое помещение № площадью 29 кв.м., расположенного в цокольном этаже по адресу <адрес> процент готовности 82%. Приложив указанное решение суда и иные документы, истец обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права, однако, ответчиком была приостановлена государственная регистрация до 02 марта 022 года с указанием, что решение суда не является основанием для регистрации права. Данные действия истец полагает незаконными, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Административный истец в судебном заседании доводы иска поддержал, дополнительно пояснил, что по аналогичному объекту регистрация права собственности осуществлена, а потому действия ответчика незаконны.
Представитель административного ответчика против удовлетворения иска возражала по основаниям, указанным в возражениях.
Административный ответчик – государственный регистратор, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения иска возражала, пояснила, что вопрос о праве на спорный объект истец должен решать в рамках рассмотрения дела о банкротстве ЖСК «Остряково».
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии со ст. 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.
Статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: 1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона; 2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10, 12 части 5 настоящей статьи; 3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1,7 ст. 1 ФЗ №218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Судом установлено, решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 09 октября 2020 года за Рудаковым Ю.М. признано право собственности на долю в общей долевой собственности в объекте незавершенного строительства в виде нежилого помещения общей площадью 29 кв.м., процент готовности 82%, расположенный по адресу <адрес>
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 01 февраля 2021 года данное решение оставлено без изменения.
Как следует из материалов дела, истец обратился с заявлением о регистрации права собственности на долю в объекте недвижимости 20 ноября 2021 года.
02 декабря 2021 года истцу направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права №КУВД-001/2021-49050360/1 ввиду того, что спорный объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет.
Установлено, что с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости административный истец обратился 20 мая 2021 года с заявлением КУВД-001/2021-49047194, по результатам рассмотрения заявления направлено уведомление от 30 ноября 2021 года о приостановлении государственного кадастрового учета до 28 февраля 2022 года.
Согласно ст. 29 ФЗ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, поскольку в ЕГРН отсутствовали сведения об объекте недвижимости, о регистрации права на который просит истец, на кадастровый учет объект не был поставлен, у государственного регистратора имелись основания для приостановления регистрации права собственности, а потому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Рудакова Ю.М. к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя Лящук Т.Ю. о признании незаконным решения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 25 февраля 2022 года.
Председательствующий И.Г.Блейз