Дело №2-717/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 февраля 2017 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Буторина О.Н.,
при секретаре судебных заседаний Вдовичевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Котласского межрайонного прокурора Котласской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и <адрес> о возложении обязанности обеспечить надлежащее содержание защитного сооружения гражданской обороны,
установил:
Заместитель Котласского межрайонного прокурора Котласской межрайонной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и <адрес>, сославшись на то, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о государственной собственности при учете, содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, выявлены нарушения требований по содержанию защитного сооружения гражданской обороны - убежища, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>, кадастровый №. В связи с чем просит обязать ответчика обеспечить надлежащее состояние защитного сооружения гражданской обороны - убежища, расположенного по указанному адресу, как объекта федеральной собственности.
Старший помощник прокурора города Архангельска Полосина Р.В. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в иске основаниям, против рассмотрения дела в порядке заочного производства возражений не высказал.
Ответчик извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменные возражения по иску, в которых с иском не согласился, полагая что истец не обладает правом на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку права таковых не нарушаются.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по АО Земская Т.Д. по доверенности, в судебном заседании заявленные требования прокурора поддержала.
Заслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Прокурор Котласской межрайонной прокуратуры правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно граждан, проживающих на территории субъекта, в целях обеспечения их защиты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что согласуется с положениями статей 3 и 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера», предусматривающих основные цели данного закона и принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в случае обеспечения укрытия в период военного времени.
В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 28-ФЗ, организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Согласно абзацу 8 ст. 6 Федерального закона № 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 28-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка, к объектам гражданской обороны относится в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Приказом МЧС Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
В соответствии с п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны установлено, что при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Кроме того приказом МЧС Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», определены требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
Согласно п. 2, 5, 6 указанного Порядка установлено, что содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.
При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как защитных сооружений гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего защитных сооружений гражданской обороны; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения защитных сооружений гражданской обороны.
Инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитных сооружений гражданской обороны необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения осуществляются в соответствии с технической документацией.
Согласно п. п. 1, 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона № 28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, а также создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Таким образом, одним из важнейших принципов организации и ведения гражданской обороны является принцип заблаговременного проведения мероприятий по подготовке к защите населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе по сохранение надлежащего технического состояния защитных сооружений гражданской обороны.
Как следует из п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» следует, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п.5.8 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в том числе, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в реестре федерального имущества, принадлежащего Российский Федерации находится защитное сооружение гражданской обороны - убежище, расположенное по адресу: Архангельская область, <адрес>, рядом с территорией ООО «РН-Архангельскнефтепродукт», зарегистрированный за № № в реестре защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно инвентаризационной карточки и инвентаризационной ведомости убежищ гражданской обороны, находящихся на территории МО «Приморский муниципальный район», проведенной Главным управлением МЧС России по Архангельской области по состоянию на апрель 2014 года, на основании поручения Президента Российской Федерации по вопросу совершенствования гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-1049, указания заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Рогозина от ДД.ММ.ГГГГ РД-П4-208сс, а также обследования данного убежища Приморской межрайонной прокуратурой были выявлены нарушения законодательства о гражданской обороне, а именно убежище не готово к приему укрываемых, требует капитального ремонта, отсутствуют емкости для воды, протечки, требуется замена электропроводки, эл. щитовой, замена вентиляционной системы, фильтров, ремонт гидроизоляции, дверей герметических и дополнительная обвалка.
При этом, в силу Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (пункты 3.2.3, 3.2.5, 3.2.6, 3.2.7).
Изложенные обстоятельства в том числе факт возникновения необходимости проведения работ по приведению в надлежащее состояние защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по указанному адресам подтверждаются объяснениями представителей сторон, а также сведениями, содержащимися в письменных материалах настоящего гражданского дела, и ответчиком, третьими лицами по правилам ст.ст.12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, на основании установленных данных, суд приходит к следующим выводам.
Вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны относятся к федеральной собственности.
Действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитного сооружения гражданской обороны - убежища, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>, рядом с территорией ООО «РН-Архангельскнефтепродукт», вопрос о его содержании и обслуживании либо о его списании может быть разрешен только собственником этого помещения, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию которого возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Архангельской области.
Поскольку до настоящего времени защитное сооружение - убежище, расположенное по адресу: Архангельская область, <адрес>, кадастровый № своего статуса как защитного сооружения гражданской обороны не утратило, и данное защитное сооружение гражданской обороны, требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, суд приходит к выводу о том, что не приведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Таким образом, судом установлен факт нарушения ответчиком требований законодательства о гражданской обороне при содержании защитного сооружения гражданской обороны - убежища, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Поскольку установленные нарушения приводят к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Архангельской области, в целях обеспечения их защиты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также в случае обеспечения укрытия в период военного времени, учитывая, что выявленные нарушения на момент рассмотрения дела судом не устранены, исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить надлежащее содержание защитного сооружения гражданской обороны обоснованны.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом характера и объема работ, которые необходимо выполнить ответчику, специфику и длительность организации их выполнения, принимая во внимание мнение сторон, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя ответчика о том, что в полномочия ответчика обязанность по надлежащему содержанию, поддержанию в готовности к использованию по предназначению указанных укрытий не входят должна быть возложена на эксплуатирующую их организацию суд находит не состоятельным, поскольку в силу положений ст. 7, 8 Федерального закона «О гражданской обороне» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, к которым относятся убежища, является полномочиями федеральных органов исполнительной власти, а следовательно именно ответчик должен обеспечить соответствие имеющегося убежища установленным требованиям с целью поддержания его готовности.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск заместителя Котласского межрайонного прокурора Котласской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и <адрес> удовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и <адрес> обеспечить надлежащее состояние защитного сооружения гражданской обороны - убежища, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>, кадастровый №, как объекта федеральной собственности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе в течение 7 дней со дня получения копии настоящего решения подать в Октябрьский районный суд города Архангельска заявление об отмене заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.Н. Буторин
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2017 года:
Судья О.Н. Буторин