Решение по делу № 12-772/2023 от 05.07.2023

14RS0019-01-2022-002530-75

Дело №12-772/2023

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Якутск                                                                                                  30 августа 2023 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Цыкунова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Сергеева Н.Н. № 05-419/2021 от 23 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»,

У С Т А Н О В И Л:

23.09.2022 года постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) АО «ДГК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «ДГК» подало жалобу, в котором просит отменить постановление и прекратить производство по дела об административном правонарушении.

Решением судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2022 года постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) от 23 сентября 2022 года в отношении Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», привлеченного к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Решением судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2023 года постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) от 23 сентября 2022 года, решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2022 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», оставлены без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Постановлением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 года решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении юридического лица - Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

    В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по РС (Я) по доверенности Попов С.В. просил об отложении судебного заседания, указывая на то, что постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2023, которым данное дело было направлено на новое рассмотрение в Якутский городской суд РС (Я) обжаловано административным органом в Верховный суд РФ.

    Представитель АО «Дальневосточная генерирующая компания» в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений, ходатайств не направил.

Выслушав пояснения представителя административного органа, изучив материалы дела, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из постановления от 23.09.2022 года, вынесенного старшим государственным инспектором РФ №05-419/2021, следует, что в период с 27 августа по 05 октября 2021 года проведена плановая проверка в сфере природопользования и охраны окружающей среды. По результатам проверки выявлено следующее нарушение: Чульманская ТЭЦ АО «ДГК» нарушает условия специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух объекта НВОС 98-0114-000002-П.

Факт нарушения отражен в акте проверки от 05.10.2021 года № 0904-18Пл-А/98-0821.

По результатам рассмотрения административного дела вынесено оспариваемое постановление.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха в Российской Федерации в целях реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии установлены Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Из статьи 12 Федерального закона N 96-ФЗ следует, что в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона N 96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Согласно положениям Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, устанавливаются разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Пунктом 9(10) Положения "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 183, установлено, что разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается одновременно с установлением нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 1316-р, куда, в том числе, входит и углерода оксид (пункт 46).

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При проведении проверочных мероприятий установлено, что 02 сентября 2021 в рамках плановой, выездной проверки произведен отбор проб на определение концентрации загрязняющих веществ промышленных выбросов: азот оксид, углерод оксид, азот диоксид, сера диоксид (блок памяти № 75 03.09.2021, время отбора 14 час. 20 мин. – 14 час. 40 мин.) с газохода котла №2 (размеры газохода 2354 мм Х 1497 мм) источник выброса №0001 c применением газоанализатора многокомпонентного «Монолит МТ Т».

ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по РС (Я) составлено экспертное заключение №14-21/04 от 29 сентября 2021 года. Согласно этому заключение по результатам лабораторных исследований, измерений, испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, которые установлены на основании Декларации о ВОС для источника №0001 – Котельный цех Чульманская ТЭЦ, по содержанию Азота оксида в 2,9 раз.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

Между тем фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО "ДГК" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие АО "ДГК" всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей обществом не представлено.

Факт превышения обществом установленных нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подтвержден протоколом осмотра от 02 сентября 2021 года, протоколом взятия проб и образцов от 02 сентября 2021 года, экспертным заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по РС (Я) от 29 сентября 2021 года и декларацией о воздействии на окружающую среду.

Достоверность сведений, содержащихся в указанных выше отчете и декларации, сомнений не вызывает.

Доводы заявителя основаны на иных методах расчета, не опровергающих по существу доводы оспариваемого постановления.

Наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

По правилам п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении возможно вынесение решения об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

С учетом установленных обстоятельств дела оспариваемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

решил:

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Сергеева Н.Н. № 05-419/2021 от 23 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» - оставить без изменения, жалобу Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения

___

___

Судья                                         В.П. Цыкунова

12-772/2023

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Дальневосточная генерирующая компания"
Другие
Петрусенко Олег Дмитриевич
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
06.07.2023Материалы переданы в производство судье
25.07.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее