№ 88-4416/2022
59RS0035-01-2021-001914-31
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 23 марта 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А.,
судей Ишимова И.А., Коренева С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1452/2021 по исковому заявлению Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКЛПУ КТБ-17 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о понуждении к выполнению законных требований
по кассационной жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России на решение Соликамского городского суда Пермского края от 13 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав возражения прокурора Павловой С.А. на кассационную жалобу, поддержавшей возражения прокуратуры Пермского края, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКЛПУ КТБ-17 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, в котором с учетом уточнений просил обязать ФКЛПУ КТБ-17 ГУФСИН России по Пермскому краю в шестимесячный срок с момента организации финансирования оборудовать палаты для лиц, отбывающих наказание за совершение преступлений при особо опасном рецидиве, прибывших в ФКЛПУ КТБ-17 для лечения и обследования туберкулеза, обязать ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с оборудованием палат для осужденных за преступления при особо опасном рецидиве, прибывших в ФКЛПУ КТБ-17 для лечения и обследования туберкулеза.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 13 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 октября 2021 года, исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России просят отменить указанные судебные акты, ссылаясь на то, что возложение на ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с оборудованием палат для осужденных за преступления при особо опасном рецидиве, прибывших в ФКЛПУ КТБ-17 для лечения и обследования туберкулеза, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и его территориального органа. Доказательств того, что ФСИН России отказала в финансировании ФКЛПУ КТБ-17 для устранения выявленных недостатков не представлено.
Представители ответчиков ФКЛПУ КТБ-17 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для их отмены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в мае 2021 года Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка в ФКЛПУ КТБ-17 ГУФСИН России по Пермскому краю, которой выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего соблюдение режимных требований.
Так, в 2020-2021 годах в ФКЛПУ КТБ-17 содержались и содержатся осужденные за преступления при особо опасном рецидиве: в 2020 году таких осужденных содержалось 22 человека, в 2021 году – 12 человек. На 20 мая 2021 года в ФКЛПУ-17 содержится 12 осужденных за преступления при установленном особо опасном рецидиве.
Ранее, в сентябре 2020 года, Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях было установлено, что в учреждении проходили лечение 10 осужденных за преступления, совершенные при особо опасном рецидиве. Содержание указанных лиц изолированно от основной массы осужденных администрацией ФКЛПУ КТБ-17 не организовано.
По результатам проверки в адрес начальника ФКЛПУ КТБ-17 Березниковским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вносилось представление от 01 октября 2020 года, однако мер к полному устранению нарушений не принято. Из ответа начальника ФКЛПУ КТБ-17 от 05 ноября 2020 года следует, что для содержания осужденных с особо опасным рецидивом в учреждении подобрано помещение, в котором будут оборудованы палаты по тюремному типу в соответствии с требованиями нормативных документов. В ГУФСИН России по Пермскому краю подготовлена и направлена заявка о необходимом перечне материалов и изделий для переоборудования указанных помещений.
В результате контрольной проверки устранения ранее выявленных нарушений соблюдения уголовно-исполнительного законодательства ФКЛПУ КТБ-17 ГУФСИ России по Пермскому краю установлено, что работы по оборудованию специальных палат для осужденных с особо опасным рецидивом не ведутся по причине отсутствия финансирования на данные цели.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что ответчиками нарушаются требования режима, предусмотренные ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ), поскольку не исключается общение между осужденными, имеющими по приговору особо опасный рецидив, с другими осужденными, содержащимися в ФКЛПУ КТБ-17, чем нарушается право последних на личную безопасность. В целях соблюдения требований режима, предусмотренных ст. 82 УИК РФ, обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю, как государственные органы, а ФКЛПУ КТБ-17, как федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение, обязаны принять необходимые и достаточные меры по оборудованию палат для осужденных за преступления при особо опасном рецидиве, прибывших в ФКЛПУ КТБ-17 для лечения и обследования туберкулеза.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств правильно разрешили спор.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч. 1). При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 2).
Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Пункт 133 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, устанавливает, что в ЛПУ изолированно от других категорий осужденных содержатся только мужчины, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме. Указанные осужденные содержатся в специально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах.
В силу ст. 33 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» обязанность обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы лежит на данных учреждениях.
Исходя из Устава ФКЛПУ КТБ-17 ГУФСИН России по Пермскому краю, данное учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством РФ правопорядок и законность в учреждении, а так же безопасность лиц, находящихся на его территории, надлежащие условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей (п. 2.5). При недостаточности денежных средств у учреждения ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством (п. 5.12).
В порядке подп. 2 п. 15 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11 июня 2015 года № 518, ГУФСИН России по Пермскому краю осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, принимает меры по укреплению и развитию материально-технической базы подведомственных учреждений; осуществляет подготовку обоснованности инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а так же на капитальный ремонт зданий и сооружений, осуществляет контроль использования закрепленного за подведомственными учреждениями имущества.
Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов. Согласно подп. 6 п. 7 Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Как главный распорядитель средств федерального бюджета ФСИН России в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКЛПУ КТБ-17.
Установив факт нарушения ФКЛПУ КТБ-17 ГУФСИН России по Пермскому краю требований режима, предусмотренных ст. 82 УИК РФ, суд первой инстанции в соответствии с приведенными выше правовыми нормами правомерно пришел к выводу о необходимости устранения выявленного прокуратурой нарушения, возложив соответствующие обязанности на ответчиков.
Несогласие заявителей кассационной жалобы с возложением на них обязанности организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с оборудованием палат для осужденных за преступления при особо опасном рецидиве, прибывших в ФКЛПУ КТБ-17 для лечения и обследования туберкулеза, являлось предметом проверки суда апелляционной инстанции, было отклонено судом с приведением соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми не имеется, поскольку приведенными выше Положением о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю и Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, а также Уставом ФКЛПУ КТБ-17 на ФСИН России и ГУФСИН России возложена прямая обязанность обеспечить финансирование данного учреждения.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом не осуществлено вмешательство в административно-хозяйственную деятельность ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю, так как исполнение возложенной на них обязанности по организации финансового обеспечения расходов предусмотрено действующим законодательством и не может быть обусловлено усмотрением ответчиков.
С учетом предусмотренной ст. 161 БК РФ, ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, ст. 9 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» специфики финансирования и ответственности ведомственного казенного учреждения суды правильно исходили из того, что собственником имущества учреждения, в котором допущены нарушения, и для устранения которых требуется дополнительное финансирование, является Российская Федерация. Названное публичное образование в соответствующей сфере действует посредством главного распорядителя ФСИН России – учредителя казенного учреждения и соответствующих территориальных органов (в настоящем случае ГУФСИН России по Пермскому краю).
Ссылка ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю на то, что органы прокуратуры и суд не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность государственных органов и подведомственных им учреждений, не может быть принята во внимание, поскольку требования прокурора заявлены в связи с выявленными нарушениями требований закона, которые ответчики должны соблюдать. При установлении фактов нарушения закона прокурор в пределах возложенных на него полномочий вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Требования к раздельному содержанию лиц, отбывающих наказание за совершение преступлений при особо опасном рецидиве, определены законом, их выполнение не относится к административно-хозяйственной деятельности и не определяется усмотрением исправительного учреждения. Поэтому понуждение устранить допущенные нарушения закона не может быть расценено в качестве вмешательства в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и оспаривание правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных ими обстоятельствах.
Между тем нижестоящими судами при исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, не допущены.
В силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 13 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи