...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,
при секретаре Биглер Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
26 августа 2019 года гражданское дело по иску прокурора города Сыктывкара в интересах несовершеннолетнего ... Р.Е. к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,
установил:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах несовершеннолетнего ... Р.Е., ** ** **., с иском о возложении на Министерство здравоохранения Республики Коми обязанности обеспечить ребенка - ... на период действия медицинских показаний.
В судебном заседании ст.помощник прокурора г.Сыктывкара заявленные требования поддержала по основаниям, приведенным в иске.
Законный представитель несовершеннолетнего истца, ... Е.В., в суде на иске настаивает, пояснив, что после обращение в органы прокуратуры была получена 1 упаковка жизненно необходимого ребенку лекарства «...», которая, в настоящее время заканчивается.
Представитель ответчика иск не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению лекарственными препаратами не имеется, поскольку необходимый ... лекарственный препарат в количестве 7 упаковок на 2019 год уже приобретен; в настоящее время решается вопрос о закупке препарата на 2010 год.
Представитель третьего лица в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно п.п. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство исполняет государственные функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Обязанности по обеспечению по федеральной (региональной) льготе гражданина, являющегося инвалидом, необходимым лекарством возложены на Министерство здравоохранения Республики Коми на основании сведений лечебных и фармацевтических организаций в соответствии с заявками, согласно выписанных рецептов.
Таким образом, Министерство здравоохранения РК является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства ... Р.Е., ** ** **, является ... наблюдается по месту жительства в ... с диагнозом ...», сопутствующий диагноз ...
В апреле 2019 года в ... ... Р.Е. проведено исследование, по результатам которого ребенку рекомендован прием лекарственного препарата «...» 100 мг/сутки, длительно, не менее двух лет. В заключении специалистов ФГБУ также отмечено, что отмена терапии указанным лекарственным препаратом может привести к жизнеугрожающим состояниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление № 890) закреплено право детей-инвалидов в возрасте до 18 лет на получение социальной поддержки от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости, по медицинским показаниям.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р.
Лекарственный препарат ... («...») не предусмотрен стандартами медицинской помощи, не включен в указанный Перечень и не зарегистрирован на территории РФ.
Вместе с тем, в силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со ст. 48 указанного Федерального закона.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам лечения, назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Таким образом, частью 5 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.
При этом, в соответствии с п. 3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», установлено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации
В этой связи, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 № 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территории Российской Федерации» и приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 № 494, решением консилиума ФГБУ ... разрешен к индивидуальному ввозу и применению не зарегистрированный на территории РФ препарат ... ... для оказания медицинской помощи пациенту ... Р.Е., ** ** **., по жизненно важным показаниям.
На основании вышеуказанного решения консилиума, ... в адрес главного внештатного детского ... направлен пакет документов с целью получения разрешения на ввоз лекарственного препарата «...» для индивидуального обеспечения ...
... Министерством здравоохранения РК документы на получение разрешения на ввоз лекарственного препарата ... на территорию РФ в установленном законом порядке направлены в Министерство здравоохранения РФ.
... Министерством здравоохранения РФ выдано разрешение на ввоз на территорию Российской Федерации для оказания медицинской помощи ... Р.Е. лекарственного препарата «...».
Между тем, по состоянию на ... (дата обращения прокурора в суд с настоящим иском) жизненно важным лекарственным препаратом ребенок обеспечен не был, что привело к нарушению норм конституционных прав ... Р.Е. на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья.
Каких-либо объективных доказательств того, что Министерством здравоохранения РК было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение указанными лекарственными препаратами, суду не представлено.
Отсюда, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В то же время, доводы ответчика об отказе в иске по мотиву приобретения в настоящее время 7 упаковок лекарственного препарата, необходимого ..., отклонены судом как несостоятельные; поскольку приобретение лекарственного средства после возбуждения судом настоящего дела не свидетельствует о добровольном исполнении ответчиком возложенной в силу закона обязанности, однако, учитывая, что препарат «...» в количестве 7 упаковок ... закуплен Минздравом, решение суда в указанной части не подлежит приведению в исполнение.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ... ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ... ... ░.░., ** ** ** ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ... ░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░ ░░ 2 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ... ░.░., ** ** **, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - «..., ░ ░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
...