дело №2а-642/2021
68RS0024-01-2021-000465-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2021 года р.п.Сосновка Тамбовской области
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Охотниковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Дробышевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шлыкова С.И. к ФКУЗ Медико-санитарная часть №68 ФСИН России, врачу ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России Назмутдинову Д.А. о признании незаконными бездействий в оказании медицинской помощи, дачи заключения о возможности содержания в штрафном помещении, привлечение к ответственности,
установил:
Шлыков С.И. обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие врача Назмутдинова Д.А. выразившееся в неоказании ему медицинской помощи, пропуску в ШИЗО. Просил привлечь к ответственности за сокрытие врачом Назмутдиновым Д.А. фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья в соответствии с федеральным законом.
В обоснование иска указал, что 30.09.2020г. он простыл, у него обострился <данные изъяты>. 21.10.2020г., перед водворением в ШИЗО его осмотрел врач по общей гигиене Назмутдинов Д.А. После жалобы Шлыкова С.И. на здоровье никак не отреагировал, написал, что здоров и жалоб на здоровье не имеет. По аналогичной ситуации 23.12.2020г. при осмотре его перед водворением в ПКТ, Шлыков С.И. также пожаловался на свое здоровье, <данные изъяты>, указал, что ему нужна мед. помощь и врач-специалист. Но Назмутдинов Д.А. также проигнорировал его, не оказал никакой помощи и в постановление о водворении в ШИЗО указал, что он здоров и жалоб на здоровье не имеет. Считает, что незаконно содержался в штрафном помещении, все процедуры с ухом приходилось делать на холодном полу в антисанитарных условиях, чем делал себе только хуже.
В судебном заседании Шлыков С.И. требования поддержал в полном объеме, пояснил, что первый раз 21.10.2020 г. его осматривал врач Назмутдинов Д.А. при водворении в ШИЗО на 15 суток. Он пояснил врачу том, что у него <данные изъяты>, В итоге врач вынес решение, что он может содержаться в ШИЗО, куда его водворили, не оказав помощи. После водворения в ШИЗО он неоднократно обращался с <данные изъяты> к начальнику санчасти и другим врачам, которые дежурили. При водворении 23.12.2020 года он снова обратился к врачу Назмутдинову Д.А. за помощью, просил, чтобы его осмотрел врач специалист, назначил лекарство. Боли были такие, что он не спал 2 месяца, впоследствии болела левая сторона. В итоге ничего не назначили, приняли решение, что здоров. Он не мог терпеть и обратился в суд, чтобы предоставили врача специалиста, и оказали медицинскую помощь. Врач Назмутдинов Д.А. его жалобы на <данные изъяты> игнорировал, не оказывал никакой помощи, водворял в штрафное помещение, 5 месяцев не оказывали медицинскую помощь, 2 месяца он практически не спал. Первое судебное заседание назначили на 19.02.2021 года, за день до суда его первый раз вывезли к врачу в третью городскую больницу. Врач <данные изъяты> сделал рекомендации не переохлаждаться и проходить лечение у <данные изъяты>. На данные рекомендации сотрудники МСЧ-68 не отреагировали, привезли обратно, посадили в ШИЗО и две недели никаких действий не производили. По рекомендации врача было необходимо сделать <данные изъяты>, сделали мазок только 05.04.2021г. Помимо заболевания <данные изъяты>, обнаружили <данные изъяты>, назначили новые антибиотики, капли и он стал лечить <данные изъяты>, все лекарства были оплачены его родственниками.
Представитель административного ответчика ФКУЗ Медико-санитарная часть №68 ФСИН России Филиппова С.А. показала, что административные исковые требования не признает. Ссылаясь на Приказ № 282, указывает, что противопоказаниями к водворению в ШИЗО, либо другие штрафные изоляторы и помещения, являются острые заболевания, травмы и состояния, требующие стационарного лечения. Когда врач Назмутдинов выносил решение о помещении его в штрафное помещение, то состояние Шлыкова С.И. не требовало стационарного лечения. Наличие хронических заболеваний, на момент их обострения, и поддающихся амбулаторному лечению, не является противопоказанием к водворению в ШИЗО.
Врач Назмутдинов Д.А. показал, что административные исковые требования не признает. На момент отсутствия начальника медицинской части в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области были командировки в филиал МЧ-2, он неоднократно выезжал. К нему осужденный Шлыков С.И. обращался один раз за помощью по поводу <данные изъяты>, придя в медицинскую часть, Он назначил ему лечение в виде антибиотиков. При водворении в ШИЗО на момент осмотра осужденный жалоб не предъявлял. На момент комиссии по водворению в ШИЗО, осужденный жалоб также не предъявлял. Просит отказать Шлыкову С.И. в удовлетворении требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
На основании части 6 статьи 12, части 5 статьи 101 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствие с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи регламентированы статьей 26 Федерального закона N 323-ФЗ.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 101 УИК РФ).
В соответствии с пунктами 124 - 131 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016г. N 29 в исправительном учреждении (далее - ИУ) осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
При невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.
Оказание специализированной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача ИУ, а при отсутствии в ИУ врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у ИУ заключен договор, - лечащего врача этой медицинской организации.
Прием осужденных в филиалах федеральных казенных учреждениях здравоохранения - медицинских санитарных частях ФСИН России производится по предварительной записи и по назначению медицинского работника в соответствии с режимом работы.
Экстренная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни осужденного, осуществляется круглосуточно.
Порядок организации медицинской помощи осужденным установлен и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012г. N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы", приказом Минюста России от 28.12.2017г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
В соответствии с п. 8 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом от 28.12.2017г. N 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации). При этом оказание, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций осуществляется при невозможности оказания лицам, лишенным свободы, медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В том числе в случаях отсутствия в учреждении УИС врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи (п. 1,3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1466).
К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
Как следует из п. 8 указанного Порядка лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части.
Согласно п. 11 того же Порядка лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, или осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника. На период времени, когда режимом работы медицинской части (здравпункта) не предусмотрено нахождение в ней медицинских работников, лекарственные препараты (за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих либо ядовитых, а также применяемых при лечении туберкулеза) выдаются на руки лицам, заключенным под стражу, или осужденным. Разрешение о выдаче этих препаратов дается начальником медицинской части (здравпункта) в соответствии с назначением лечащего врача (фельдшера).
На лиц, заключенных под стражу, или осужденных, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оформляется лист назначений лекарственных препаратов, который после завершения лечения приобщается к медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Получение пациентом лекарственного препарата подтверждается личной подписью медицинского работника, выдавшего лекарственный препарат, в графе "Дата получения".
При этом в соответствии с частями 3, 5 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Как установлено в судебном заседании медицинскую помощь осужденным и отбывающим наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области оказывает ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, лор - врача в ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России нет.
Шлыков С.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области, наблюдается в медицинской части учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодически обращался в медицинскую часть с жалобами на здоровье.
Согласно выписке из медицинской амбулаторной карты и материалам проверки прокуратуры по надзору следует, что Шлыков С.И.:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
На момент освобождения из исправительного учреждения состояние здоровья осужденного расценивалось как удовлетворительное.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы" под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимается отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи. В силу п.9 Постановления приглашение для проведения консультации осуществляется в рамках оказания лицам, лишенным свободы, первичной медико-санитарной помощи.
Согласно статье 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц.
Согласно п.15 постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Нарушение своих прав истец Шлыков С.И. связывает с неоказанием ему административным ответчиком надлежащей медицинской помощи в филиале МЧ - 2 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России в виде не приглашения специалиста ЛОР-врача, а также игнорировании его жалоб на состояние здоровье, а также указание, что он может по состоянию здоровья содержаться в ШИЗО, ПКТ.
Как пояснил врач Назмутдинов Д.А., Шлыков С.И. действительно обращался устно с жалобами на <данные изъяты>, ему было назначено лечение, по состоянию здоровья он мог находиться в ШИЗО. С письменными заявлениями на <данные изъяты> он не обращался. Считает, что приглашение ЛОР-врача не требовалось.
Филиппова С.А. также в судебном заседании показала, что с письменными обращениями <данные изъяты> Шлыков С.И. не обращался. <данные изъяты> не является противопоказанием для водворения в ШИЗО, ПКТ. Считает, что приглашение врача специалиста не требовалось.
Из сведений, представленных ФКУЗ МСЧ-68, Шлыков С.И. систематически с 30.09.2020г. по 13.04.2021г. жаловался на <данные изъяты>, ухудшение состояния здоровья.
Таким образом, при осмотре Шлыкова С.И. 21.10.2020г., а также 23.12.2020г. врачом по общей гигиене Назмутдиновым Д.А. имелись все основания приглашения для осмотра врача-специалиста соответствующего профиля – отоларинголога (ЛОР-врача), так как врач по общей гигиене не является врачом узкой специализации.
Так, осматривая Шлыкова С.И. 21.10.2020г. и 23.12.2020г., врач по общей гигиене Назмутдинов Д.А., несмотря на постоянные и длительные жалобы осужденного (с 30.09.2020г. на <данные изъяты>), не решил вопрос о проведении консультации ЛОР-врача медицинской организации при невозможности оказания лицам, лишенным свободы, медицинской помощи в МЧ №2.
Суд считает, что бездействие фельдшера медицинской части №2 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России Назмутдинова Д.А., выразившееся в непринятии мер к приглашению для осмотра Шлыкова С.И. врача-специалиста соответствующего профиля – ЛОР-врача, является незаконным, противоречит действующему законодательству и нарушает права административного истца на своевременное оказание медицинской помощи.
В соответствии с представленной Назмутдиновым Д.А. в суд справкой 20 февраля 2021 года Шлыков С.И. осмотрен ЛОР-врачом, установлено <данные изъяты>, был обследован инструментально, поставлен диагноз: левосторонний <данные изъяты>, назначено лечение, что также подтвердил и административный истец.
23.04.2021г. Шлыков С.И. был обследован в ГКБ №3 г.Тамбова ЛОР-врачом с жалобами на <данные изъяты>, обострение периодически в течение 7 месяцев, проводилось лечение, 26.02.2021г. – КТ височных костей, заключение: <данные изъяты>.
В силу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания бездействия должностного лица незаконным, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу о том, медицинская помощь Шлыкову С.И. в связи с заболеванием <данные изъяты>, оказывалась, он проходил лечение, ему назначались и рекомендовались лекарственные препараты, которые осужденный получал.
Однако этого было недостаточно, прослеживается отрицательная динамика состояния здоровья Шлыкова С.И., в результате чего он был госпитализирован в больницу, 18.02.2021г. Шлыкову С.И. был поставлен диагноз <данные изъяты>. Рекомендовано сделать запрос в больницу для консультации ЛОР-врача; 20.02.2021г. осмотрен ЛОР-врачом ТОГБУЗ «ГКБ №3 г.Тамбова», где осужденный высказывал жалобы на <данные изъяты>; 26.02.2021г. проведена компьютерная томография височной кости. Заключение: <данные изъяты>. С 11.03.2021г. по 19.03.2021г. находился на стационарном лечении в хирургическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России с диагнозом: <данные изъяты>.
Принимая во внимание, что консультация ЛОР-врача не была получена Шлыковым С.И. длительное время – с 30.09.2020г. (первое обращение с жалобами на <данные изъяты>) по 20.02.2021г. (осмотр ЛОР-врачом в ТОГБУЗ ГКБ №3 г.Тамбова), назначенное осужденному лечение в МЧ-2 не привело к улучшению состояния его здоровья, так как он не переставал обращаться с жалобами на <данные изъяты>. Впоследствии по рекомендации ЛОР-врача от 20.02.2021г. <данные изъяты> назначено соответствующее лечение, которое в результате привело к улучшению состояния здоровья осужденного. Указанное свидетельствует о необходимой совокупности условий для удовлетворения требований, в связи с чем, требования о признании бездействия врача Назмутдинова Д.А. выразившееся в непринятии мер к приглашению ЛОР-врача Шлыкову С.И. подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования о том, что врач Назмутдинов Д.А. дал медицинское заключение о возможности пребывания Шлыкова С.И. в ШИЗО 21.10.2020г. и ПКТ 23.10.2020г., суд приходит к следующим выводам.
Статья 117 УИК РФ определяет порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.4 ст.117 УИК РФ).
Пунктом 10 Порядка определено, что при проведении медицинского осмотра изучаются жалобы осужденного, медицинская карта, проводится медицинский осмотр и при необходимости - дополнительные методы исследований. Полученные результаты в установленном порядке фиксируются в медицинской карте и сообщаются осужденному. В медицинскую карту осужденного вносится запись об основании проведения медицинского осмотра, диагноз выявленных заболеваний и формулируется заключение о возможности или невозможности по состоянию здоровья нахождения осужденного в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах. Соответствующие записи также вносятся в журнал регистрации амбулаторных больных.
Основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности нахождения осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночной камере, штрафном или дисциплинарном изоляторе является заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях (в том числе в медицинской части) (п. 14).
Факт обострения <данные изъяты> у Шлыкова С.И. с 30.09.2020г. и оказания осужденному медицинской помощи в виде назначения лекарственных препаратов в соответствии с записями от 21.10.2020г. и 23.12.2020г. не свидетельствует, с учетом положений п.14 Порядка, о состоянии осужденного, требующего оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях, в связи с чем противопоказаний содержания осужденного в ШИЗО 21.10.2020г. и ПКТ 23.10.2020г. не имелось.
Таким образом, в судебном заседании подтвержден факт возможности содержания Шлыкова С.И. в ШИЗО 21.10.2020г. и ПКТ 23.10.2020г., с соблюдением условий и требований, установленных статьей 117 УИК РФ, в том числе с соблюдением требований о проведении осмотра осужденного и дачи заключения о возможности содержания в ШИЗО и ПКТ, в связи с чем требования о признании незаконным заключения врача Назмутдинова Д.А. о возможности содержания в ШИЗО, ПКТ удовлетворению не подлежат.
Заявленные административным истцом требования о привлечении к ответственности в соответствии с федеральным законом врача Назмутдинова Д.А. не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░-68 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░