Дело № 2-22/2021 (№ 33-1820/2021) судья Маркова В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Беляк А.С.,
судей Коровиной Е.В., Долгинцевой Т.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Галушкиной О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.
дело по апелляционной жалобе Красновой Н.Н., Савельевой Е.А.
на решение Рамешковского районного суда Тверской области от 05 марта 2021 года, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований Красновой Н.Н. и Савельевой Е.А. к Администрации Рамешковского района Тверской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области, Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ», Администрации сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области, Комитету по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области:
- прекратить обременение прав в виде запретной зоны военного объекта - Тверское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий на земельные участки с кадастровыми номерами №, № категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства,
- признать земельные участки с кадастровыми номерами №, №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, свободными от ограничения прав, предусмотренных ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405, Запретная зона военного объекта - Тверское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий,
- исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об ограничении прав на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, предусмотренных ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405, Запретная зона военного объекта,- Тверское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий отказать».
Судебная коллегия
установила:
Краснова Н.Н., Савельева Е.А. обратились в суд с иском к Администрации Рамешковского района Тверской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области, Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ» о прекращении обременения прав на земельные участки, признании земельных участков свободными от ограничений прав, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об ограничении прав на земельные участки.
Требования мотивированы тем, что Краснова Н.Н. на основании договора аренды от 23 апреля 2010 года приобрела в аренду на 10 лет земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства. На земельном участке был построен жилой дом, право собственности на который 11 сентября 2015 года зарегистрировано за Красновой Н.Н.
Савельева Е.А. на основании договора аренды № от 18 марта 2010 года приобрела в аренду на 10 лет земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства. На земельном участке был построен жилой дом, право собственности на который 11 сентября 2015 года зарегистрировано за Савельевой Е.А.
28 февраля 2020 года оба арендатора обратились в администрацию Рамешковского района Тверской области с заявлениями о предоставлении арендованных земельных участков в собственность. Однако, был получен отказ на основании того, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах зон с особыми условиями использования территории.
За время аренды земельных участков, зная о преимущественном праве получения данных земельных участков в собственность, истцы осуществляли посадку плодово-ягодных культур, вели приусадебное хозяйство, был выкопан колодец, который обеспечивает их питьевой водой. В настоящее время в связи с отказом в предоставлении данных земельных участков в собственность их использование невозможно.
Истцы считают включение указанных земельных участков в запретную зону военного объекта незаконным, нарушающим их права, поскольку оно проведено с существенными нарушениями порядка установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ.
На основании изложенного, истцы просили:
- прекратить обременение прав в виде запретной зоны военного объекта - Тверское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, на земельные участки с кадастровыми номерами №, № категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства,
- признать земельные участки с кадастровыми номерами №, №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, свободными от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405, Запретная зона военного объекта - Тверское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий,
- исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об ограничении прав на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405, Запретная зона военного объекта - Тверское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве ответчиков привлечены Комитет по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области и администрация сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Тверской области.
В судебное заседание истцы и их представители, извещенные судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Ранее в судебных заседаниях представитель истцов Алексеев М.В. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ» Севостьянов М.К. в судебном заседании исковые требования не признал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Ранее в судебных заседаниях представитель Администрации Рамешковского района Тверской области Балашова Т.В. исковые требования не признала, пояснив суду, что требований к администрации как таковых не заявлено.
Ответчик - ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области, представил суду возражения, из которых следует, что в полномочия ФГБУ ФКП Росреестра не входит государственная регистрация ограничений (обременений) объектов недвижимости, а также снятие таких обременений, в связи с чем данное учреждение не является надлежащим ответчиком по делу.
Ответчик - Министерство обороны РФ представил возражения, в которых указано на незаконность и необоснованность исковых требований и содержится просьба об отказе в удовлетворении иска.
Ответчик - Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ представил суду пояснения по делу, в которых указал, что Департамент в настоящий момент переименован в Департамент военного имущества МО РФ, является структурным подразделением Министерства обороны РФ, не является юридическим лицом, не обладает процессуальной правоспособностью.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Красновой Н.Н. и Савельевой Е.А. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что спорные земельные участки не принадлежат Министерству обороны, не изымались и не передавались для военных нужд, оснований для изъятия земельных участков в пользу МО РФ не имеется, объектов расположенных на спорном земельном участке, используемых в интересах Вооруженных сил РФ, на учете нет, доказательств того, что на спорных земельных участках, с учетом их разрешенного использования, будет осуществляться деятельность, создающая угрозу безопасности военного объекта и сохранности имущества находящегося на нем, в материалы дела не представлено, как и доказательств того, что ограничение прав связано с реализацией целей по установлению запретных зон, предусмотренных п. 5 Положения «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405. В связи с этим необходимости в установлении запретной зоны за пределами внешнего периметра военного объекта, а именно на земельных участках, находящихся в пользовании истцов, нет, следовательно, они должны быть освобождены от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405, Запретная зона военного объекта - Тверское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, поскольку указанное ограничение препятствует истцам использовать предоставленные в аренду земельные участки по назначению, в том числе, для оформления права собственности на них, в том числе без проведения торгов.
Кроме того, включение спорных земельных участков в запретную зону военного объекта является незаконным, нарушающим права истцов, поскольку проведено с существенными нарушениями порядка установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ.
Принадлежащие истцам объекты недвижимости и земельные участки не были включены в перечень земельных участков, подлежащих изъятию в собственность РФ, или перечень земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых ограничивается. Истцов не проинформировали об ограничениях использования принадлежащего им недвижимого имущества либо об изъятии указанных объектов в собственность. Кроме того, на земельных участках с кадастровыми номерами №, № отсутствуют леса, участки относятся к категории земель населенных пунктов. Истцам должны были произвести выплаты компенсаций за изъятие жилых домов или ограничение прав на их использование вследствие установления запретной зоны, однако этого сделано не было.
Кроме того, за время аренды земельных участков, зная о преимущественном праве получения данных земельных участков в собственность, истцы осуществляли посадку плодово-ягодных культур, вели приусадебное хозяйство, был выкопан колодец, который обеспечивает истцов питьевой водой. В настоящее время сроки договоров аренды спорных земельных участков истекли и в вязи с отказом в предоставлении истцам данных земельных участков в собственность, в связи с незаконным и необоснованным установлением запретной зоны, их использование невозможно.
ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации направило отзыв, в котором критикуются доводы жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы и возражений на нее ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, выслушав пояснения представителя истцов – Алексеева М.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами № и № в отношении которых истцами заявлены требования по настоящему делу, расположены по адресу: <адрес> отнесены к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве аренды Красновой Н.Н.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве аренды Савельевой Е.А.
Поводом для обращения в суд с вышеуказанными требованиями послужил отказ администрации Рамешковского района Тверской области в предоставлении указанных земельных участков в собственность истцов на том основании, что данные участки расположены в границе запретной зоны военного объекта, установленной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, установил, что земельные участки истцов включены в запретную зону военного объекта - Тверское лесничество Министерства обороны РФ, и, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Соглашаясь с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований, судебная коллегия считает необходимым отметить также следующее.
Согласно пояснениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, изложенным в возражениях на иск, сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории «запретная зона военного объекта – Тверское лесничество Министерства обороны Российской Федерации» были внесены в государственный реестр недвижимости 31 марта 2016 года на основании обращения Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с Законом № 221-ФЗ в реестр границ вносились сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон.
При внесении сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, № в рамках ранее действующего законодательства были автоматически сформированы сведения, содержащие информацию об установлении соответствующих ограничений (обременений), предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, основанием для внесения таких сведений в государственный реестр недвижимости послужил приказ заместителя Министра обороны РФ от 08 декабря 2015 года № 1199 «Об установлении запретной зоны военного объекта - Тверское лесничество Министерства обороны Российской Федерации», вынесенный на основании протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, от 08 октября 2015 года № 1/МК.
Обратившись в суд с вышеуказанными требованиями, истцы по сути оспаривают установление запретной зоны военного объекта, определение границ этой зоны и включение в границы запретной зоны спорных земельных участков. Однако, соответствующие требования истцами не заявлены.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца. Избрание неверного способа защиты гражданских прав является самостоятельным основанием для отказа судом в иске.
По мнению судебной коллегии, обращение истцов с требованиями о прекращении обременения прав на земельные участки, признании земельных участков свободными от ограничений прав, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об ограничении прав на земельные участки в отсутствие требований, направленных на оспаривание действий, послуживших основанием для регистрации данных ограничений (обременений), не может быть признано надлежащим способом защиты нарушенного права.
Предусмотренных федеральным законом оснований для выхода за пределы заявленных истцами требований не имеется.
С учетом изложенного, вывод суда об отказе в иске является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы истцов фактически выражают их несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рамешковского районного суда Тверской области от 05 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красновой Н.Н., Савельевой Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи