Дело № 2-3102/2023

УИД: 51RS0001-01-2023-002631-11

Мотивированно решение изготовлено 25 июля 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2023 года             город Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе

председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,

при секретаре Рустамовой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарикова Александра Александровича к ГОБУ «Центр занятости населения Мурманской области» о признании незаконным приказа об отказе в признании безработным,

УСТАНОВИЛ:

Захариков А.А. обратился в суд с иском к ГОБУ «Центр занятости населения Мурманской области» о признании незаконным приказа об отказе в признании безработным.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации в качестве безработного.

ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме в ГОБУ «ЦЗН Мурманской области» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ , Захарикову А.А. отказано в признании безработным, в связи с предоставлением ложных сведений о регистрации.

С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным.

Истец проживает в г.Мурманске с 1979 года, имеет регистрацию по месту пребывания в г.Мурманске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществлял трудовую деятельность.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит суд отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ ; обязать ответчика признать истца безработным, поставить на регистрационный учет в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать в пользу истца пособие по безработице за апрель и май 2023 года.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснила, что поскольку истец зарегистрирован в Калининградской области, оснований для постановки на учет в качестве безработного в Мурманской области не имеется. В то же время истец не лишен права обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве безработного в г.Балтийск Калининградской области. Кроме того, истец предоставил ложные сведения, указав, что последним местом его работы являлось АО «Аскольд», дата увольнения – ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно сведениям, поступившим из ПФР, истец осуществлял трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть после указанной истцом даты увольнения. Также считала не обоснованной размер пособия, требуемого ко взысканию. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица ОСФР по Мурманской области в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представили справку о работе истца в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Дело просили рассмотреть в свое отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

Согласно части 2 статьи 3 указанного Закона, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

В силу части 2 статьи 3 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными не могут быть признаны граждане:

- не достигшие 16-летнего возраста;

- которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

- не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее также - единая цифровая платформа) информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения;

- не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости;

- не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 настоящего Закона);

- осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;

- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

- перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", порядок регистрации безработных граждан включает в себя постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета государственными учреждениями службы занятости населения (далее - центры занятости населения).

Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. N 1909, в отношении которых центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании: заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным; документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2023 г. N 1026 "Об исчислении среднего заработка", о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о страховом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации (пункт 6 Правил регистрации безработных граждан).

По смыслу вышеприведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи гражданин, являющийся безработным, подлежит постановке на учет при предъявлении пакета необходимых документов органам занятости населения по месту его жительства, которое определяется местом преимущественного проживания, что согласуется с положением статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 ноября 2013 года N 1868-О, закон не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Проанализировав приведенные выше правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что регистрация не входит в понятие места жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

В судебном заседании установлено, что Захариков А.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается штампом в паспорте истца.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ, Захариков А.А. зарегистрирован по мету пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

04.04.2023 истец обратился в ГОБУ «ЦЗН Мурманской области» в целях поиска подходящей работы и регистрации в качестве безработного для получения пособия по безработице.

05.04.2023 истец направил ответчику заявление о регистрации в качестве безработного.

07.04.2023 на личном приеме в ГОБУ «ЦЗН Мурманской области» Захарикову А.А. отказано в признании безработным, на основании приказа ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно указанному приказу ДД.ММ.ГГГГ Захарикову А.А. отказано в признании безработным в связи с представлением документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным. Кроме того, в приказе имеется примечание: предоставление ложных сведений о месте регистрации (предоставлен паспорт с данными о прописке).

Проанализировав представленные доказательства в совокупности с обстоятельствами дела, суд приходит к выводу том, что поскольку на день обращения в орган занятости по вопросу признания безработным истец постоянно проживал в городе Мурманске, он имел право на постановку на учет в качестве безработного в центре занятости Мурманской области.

Довод ответчика о том, что истцом представлены заведомо ложные сведения о том, что с последнего места работы он был уволен в декабре 2022, в то время, как из ОСФР в Мурманской области поступили сведения о работе истца в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, опровергаются справкой ОСФР по Мурманской области представленной по запросу суда от ДД.ММ.ГГГГ года.

Доказательств злоупотребления правом со стороны истца, в материалах дела не имеется.

Ссылка ответчика на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 года N 105-О, от 05.10.2000 года N 199-О является несостоятельной, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной в указанных Определениях, введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Следовательно, эта позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только в районе их регистрации по месту жительства, поскольку данная регистрация не всегда может совпадать с фактическим местом жительства лица.

Поскольку судом установлено, что основание, изложенное в отказе Центра занятости населения в признании Захаренкова А.А. безработным, не основано на законе, требование истца о выплате пособия по безработице с момента обращения также является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 07.04.2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ 07.04.2023 ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

2-3102/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Захариков Александр Александрович
Ответчики
ГОБУ Центр занятости населения Мурманской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Лабутина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
25.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2023Передача материалов судье
25.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2023Судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
18.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее