Решение по делу № 2-5321/2022 от 14.09.2022

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2022 года

66RS0№ ******-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Хрущевой О.В., при секретаре Сахаровой П.А., с участием истца Чернышева К.В. представителей ответчика Букиной А.К., Степановой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышева Константина Владимировича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к ответчику с вышеупомянутым иском. В обоснование указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ работал в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» (далее ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО») в должности техника отдела аналитического контроля выбросов в атмосферу. Заработная плата согласно трудовому договору, состоит из оклада, компенсационных выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями в размере 15% и выплат стимулирующего характера, согласно Положению об оплате труда в виде ежемесячной премии. Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ он переведен на должность техник в отдел физико-химических исследований. В связи с отсутствием одного из сотрудников, по договоренности с работодателем он выполнял дополнительную работу, за что ему установлена доплата за совмещение обязанностей отсутствующего ведущего инженера в размере 4800 руб. Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ он переведен на должность инженера 1 категории в Отдел химико-аналитического контроля. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ он уволен по инициативе работника. При увольнении ответчик не выплатил ему ежемесячную премию в размере 12877, 71 руб., доплату за совмещение за июнь в размере 3885, 71 руб. Кроме того, за период с ДД.ММ.ГГГГ не производил индексацию заработной платы. Указанные суммы истец просил взыскать, а также задолженность по индексации заработной платы в размере 43896, 97 руб., проценты за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 6622,18 руб., компенсацию морального вреда 10000 руб. почтовые расходы 415, 11 руб.

В судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании признали требования истца о взыскании премии за июнь в размере 12877, 71 руб. Возражали против удовлетворения иска в части взыскания доплаты за совмещение, указывая на то, что на истца на основании служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ и с его согласия действительно были возложены обязанности временно отсутствующего ведущего инженера ОФХИ Евсеева А.В. на период нахождения последнего на больничном в связи с ограничением по Ковиду. Евсеев А.В. находился на больничном до ДД.ММ.ГГГГ, после этого времени Чернышев К.В. его обязанности не выполнял. В настоящее время все ставки ведущего инженера заполнены в отделе, где работает истец. Индексация заработной платы проводилась последний раз ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р на 3%. В 2021 году Правительством РФ индексация заработной платы не проводилась.

Представитель третьего лица Росприроднадзора в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что в 2021 году Правительством РФ индексация заработной платы для работников бюджетных учреждений не проводилась.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из смысла ст. 37 Конституции Российской Федерации, защита конституционного права граждан на справедливую оплату труда является одним из приоритетных направлений государственной политики.

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 129 названного Кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Согласно статье 135 этого же Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, в том числе премий, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу порядка назначения и выплат стимулирующих выплат подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

Работодатель имеет право самостоятельно устанавливать различные системы оплаты труда работников, в том числе и определять критерии, порядок и условия систем премирования, которые регулируются локальными актами, принятыми на предприятии, а премия, по своей сути, хотя и входит в систему оплаты труда работника, но носит факультативный характер, само ее наличие или отсутствие ставится законом в зависимость исключительно от волеизъявления работодателя.

Премия, по своему правовому характеру относится к поощрительным, стимулирующим выплатам, входящим в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов по службе (в работе). Уменьшение или полное лишение премии за конкретный период в связи с упущениями по работе, нарушением рабочей дисциплины, не может расцениваться как дискриминация при оплате труда, снижение уровня государственных гарантий, а является лишь следствием ненадлежащего выполнения работником своих трудовых (служебных) обязанностей, в результате чего у него не возникает право на поощрительное вознаграждение, установленное за добросовестное исполнение служебных обязанностей.

Кроме того, лишение премии не должно быть произвольным и безосновательным, в связи с чем, на работодателя возложена обязанность доказать наличие оснований для лишения премии истца.

Таким образом, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером, определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера является прерогативой работодателя.

Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании трудового договора от № ******-тд от ДД.ММ.ГГГГ Чернышев К.В. принят на работу техником отдела аналитического контроля выбросов в атмосферу ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» с должностным окла<адрес> 483 руб. в месяц.

Согласно трудовому договору, заработная плата Чернышева К.В. включает также выплаты компенсационного характера: районный коэффициент в размере 15% к сумме начисленной заработной платы; выплаты стимулирующего характера на основании Положения об оплате труда.

Дополнительным соглашением к трудовому договору Чернышев К.В. с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность техника в Отдел физико-химических исследований. Оклад 3633 руб.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ изменена трудовая функция Чернышева К.В., он принят на должность инженера 1 категории отдела физико-химических исследований с окла<адрес> руб.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Чернышев К.В. переведен на должность инженера 1 категории в отдел химико-аналитического контроля исследований с окла<адрес> руб.

В соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» установлены ежемесячные премии.

Согласно пояснениям истца размер его ежемесячной премии в период с сентября 2021 года составлял 25000 руб., с мая 2022 года - 26107, 75 руб. Данное обстоятельство подтверждается расчетными листами и не оспаривалось представителями ответчика в судебном заседании.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен.

Согласно расчетного листка по заработной плате, за июнь 2022 года Чернышеву К.В. начислена ежемесячная премия в размере 8257, 14 руб. за период с 01.06.по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, исходя из пропорционально отработанного времени, размер ежемесячной премии Чернышева К.В. должен составлять 21134, 85 руб. (26107, 75 /21х17).

Оснований для снижения истцу премии ответчиком не приведено.

Учитывая изложенное, требования истца о взыскании недоплаченной премии в размере 12877, 71 руб. (21134, 85 – 8257,14) подлежат удовлетворению.

На указанную сумму подлежит начислению районный коэффициент, после чего подлежит удержание НДФЛ.

Всего взысканию с ответчика в пользу истца подлежит премия за июнь 2022 года в размере 12884, 15 руб. (12877,71 + 15% -13%).

Рассматривая требования истца о взыскании заработной платы за работу по совмещению, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 60.2 ТК РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Согласно ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (часть 1).

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (часть 2).

На основании служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ на Чернышева К.В. с согласия последнего возложено временное исполнение обязанностей на период временно отсутствующего ведущего инженера Евсеева А.В. (больничный в связи с ограничениями по КОВИД) с ДД.ММ.ГГГГ с доплатной за увеличение объема работ без освобождения от основной работы в размере 15% от средней заработн6ой платы замещаемого работника.

Из материалов дела следует, что Евсеев А.В. находился на больничном до ДД.ММ.ГГГГ, после чего приступил к выполнению должностных обязанностей. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволен.

Как следует из представленных расчетных листков, истцу осуществлялась выплата доплаты совмещение в размере 4800 руб. до мая 2022 года.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Чернышев К.В. переведен на должность инженера 1 категории в отдел химико-аналитического контроля исследований, с указанного времени доплата за совмещение ему перестала выплачиваться.

Как следует из штатного расписания ответчика, в отделе химико-аналитического контроля имеется 10 ставок по должности ведущего инженера, которые не являются вакантными.

Принимая во внимание, что на истца с ДД.ММ.ГГГГ возлагалось временное исполнение обязанностей ведущего инженера Евсеева А.В. на период временного отсутствия последнего, который с ДД.ММ.ГГГГ приступил к работе, суд приходит к выводу о том, что после ДД.ММ.ГГГГ дополнительная работу истцу не поручалась.

Истец не представил доказательств заключения с работодателем соглашений о выполнении дополнительной работы, порядка и размера ее оплаты после выхода с больничного Евсеева А.В., в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Рассматривая требования истца о взыскании проиндексированной заработной платы, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьи 130 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета.

Статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Учитывая вышеприведенные нормы права, применительно к работникам государственных учреждений Российской Федерации, правила и порядок индексации заработной платы определяются положениями соответствующих нормативных правовых актов (закон о бюджете субъекта Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и др.).

Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом "и" пункта 7 настоящих рекомендаций ( пункт 28 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 года, утвержденных Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2021 г., протокол N 11).

Согласно Устава ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных- законодательством РФ полномочий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Росприроднадзор осуществляет в отношении учреждения доведение средств федерального бюджета в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным заданием услуг, выполнение работ и на иные цели и другие бюджетные полномочия.

Согласно пункту 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 583, фонд оплаты труда работников федерального автономного и бюджетного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральному автономному и бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Так, согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, из вышеприведенной нормы права следует, что ответчик как государственное бюджетное учреждение лишен права самостоятельного определения механизма осуществления индексации, и индексация заработной платы его работников зависит от порядка, установленного нормативными актами.

Нормативный акт, устанавливающий индексацию заработной платы работникам бюджетных учреждений, в 2021 году Правительством Российской Федерации не принимался.

Учитывая изложенное, требования истца о взыскании проиндексированной заработной платы за период с октября 2021 по июнь 2022 года удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Поскольку судом установлен факт наличия задолженности ответчика перед истцом по выплате премии, суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании процентов в порядке ст. 236 ТК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до дня вынесения решения суда) подлежит удовлетворению.

С ДД.ММ.ГГГГ ключевая ставка ЦБ РФ составляла 9,5%, с ДД.ММ.ГГГГ – 8%, с ДД.ММ.ГГГГ-7,5%.

Размер процентов за нарушение срока выплаты заработной платы составит 1114, 48 руб., исходя из расчета:

12884, 15 х 31 х9,5%х1/150=252,96,

12884, 15 х 56 х8%х1/150=384,81,

12884, 15 х 74 х7,5%х1/150=476,71.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд в силу ст. 21 (абз. 4 ч. 1) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплат, причитающихся при увольнении).

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения трудовых прав истца, значимость нарушенного права, степень вины ответчика, степень причиненных истцу нравственных страданий, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей.

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на направление иска в размере 415, 11 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с тем, что в силу закона истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 515,37 руб. за требования материального характера и 300 руб. за требование о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Чернышева Константина Владимировича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» в пользу Чернышева Константина Владимирович премию в размере 12884, 15 руб., проценты за нарушение срока выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1114, 48 руб., компенсацию морального вреда 3000 руб., почтовые расходы 415, 11 руб.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 815, 37 руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья О.В.Хрущева

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2022 года

66RS0№ ******-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Хрущевой О.В., при секретаре Сахаровой П.А., с участием истца Чернышева К.В. представителей ответчика Букиной А.К., Степановой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышева Константина Владимировича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к ответчику с вышеупомянутым иском. В обоснование указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ работал в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» (далее ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО») в должности техника отдела аналитического контроля выбросов в атмосферу. Заработная плата согласно трудовому договору, состоит из оклада, компенсационных выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями в размере 15% и выплат стимулирующего характера, согласно Положению об оплате труда в виде ежемесячной премии. Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ он переведен на должность техник в отдел физико-химических исследований. В связи с отсутствием одного из сотрудников, по договоренности с работодателем он выполнял дополнительную работу, за что ему установлена доплата за совмещение обязанностей отсутствующего ведущего инженера в размере 4800 руб. Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ он переведен на должность инженера 1 категории в Отдел химико-аналитического контроля. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ он уволен по инициативе работника. При увольнении ответчик не выплатил ему ежемесячную премию в размере 12877, 71 руб., доплату за совмещение за июнь в размере 3885, 71 руб. Кроме того, за период с ДД.ММ.ГГГГ не производил индексацию заработной платы. Указанные суммы истец просил взыскать, а также задолженность по индексации заработной платы в размере 43896, 97 руб., проценты за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 6622,18 руб., компенсацию морального вреда 10000 руб. почтовые расходы 415, 11 руб.

В судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании признали требования истца о взыскании премии за июнь в размере 12877, 71 руб. Возражали против удовлетворения иска в части взыскания доплаты за совмещение, указывая на то, что на истца на основании служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ и с его согласия действительно были возложены обязанности временно отсутствующего ведущего инженера ОФХИ Евсеева А.В. на период нахождения последнего на больничном в связи с ограничением по Ковиду. Евсеев А.В. находился на больничном до ДД.ММ.ГГГГ, после этого времени Чернышев К.В. его обязанности не выполнял. В настоящее время все ставки ведущего инженера заполнены в отделе, где работает истец. Индексация заработной платы проводилась последний раз ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р на 3%. В 2021 году Правительством РФ индексация заработной платы не проводилась.

Представитель третьего лица Росприроднадзора в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что в 2021 году Правительством РФ индексация заработной платы для работников бюджетных учреждений не проводилась.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из смысла ст. 37 Конституции Российской Федерации, защита конституционного права граждан на справедливую оплату труда является одним из приоритетных направлений государственной политики.

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 129 названного Кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Согласно статье 135 этого же Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, в том числе премий, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу порядка назначения и выплат стимулирующих выплат подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

Работодатель имеет право самостоятельно устанавливать различные системы оплаты труда работников, в том числе и определять критерии, порядок и условия систем премирования, которые регулируются локальными актами, принятыми на предприятии, а премия, по своей сути, хотя и входит в систему оплаты труда работника, но носит факультативный характер, само ее наличие или отсутствие ставится законом в зависимость исключительно от волеизъявления работодателя.

Премия, по своему правовому характеру относится к поощрительным, стимулирующим выплатам, входящим в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов по службе (в работе). Уменьшение или полное лишение премии за конкретный период в связи с упущениями по работе, нарушением рабочей дисциплины, не может расцениваться как дискриминация при оплате труда, снижение уровня государственных гарантий, а является лишь следствием ненадлежащего выполнения работником своих трудовых (служебных) обязанностей, в результате чего у него не возникает право на поощрительное вознаграждение, установленное за добросовестное исполнение служебных обязанностей.

Кроме того, лишение премии не должно быть произвольным и безосновательным, в связи с чем, на работодателя возложена обязанность доказать наличие оснований для лишения премии истца.

Таким образом, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером, определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера является прерогативой работодателя.

Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании трудового договора от № ******-тд от ДД.ММ.ГГГГ Чернышев К.В. принят на работу техником отдела аналитического контроля выбросов в атмосферу ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» с должностным окла<адрес> 483 руб. в месяц.

Согласно трудовому договору, заработная плата Чернышева К.В. включает также выплаты компенсационного характера: районный коэффициент в размере 15% к сумме начисленной заработной платы; выплаты стимулирующего характера на основании Положения об оплате труда.

Дополнительным соглашением к трудовому договору Чернышев К.В. с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность техника в Отдел физико-химических исследований. Оклад 3633 руб.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ изменена трудовая функция Чернышева К.В., он принят на должность инженера 1 категории отдела физико-химических исследований с окла<адрес> руб.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Чернышев К.В. переведен на должность инженера 1 категории в отдел химико-аналитического контроля исследований с окла<адрес> руб.

В соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» установлены ежемесячные премии.

Согласно пояснениям истца размер его ежемесячной премии в период с сентября 2021 года составлял 25000 руб., с мая 2022 года - 26107, 75 руб. Данное обстоятельство подтверждается расчетными листами и не оспаривалось представителями ответчика в судебном заседании.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен.

Согласно расчетного листка по заработной плате, за июнь 2022 года Чернышеву К.В. начислена ежемесячная премия в размере 8257, 14 руб. за период с 01.06.по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, исходя из пропорционально отработанного времени, размер ежемесячной премии Чернышева К.В. должен составлять 21134, 85 руб. (26107, 75 /21х17).

Оснований для снижения истцу премии ответчиком не приведено.

Учитывая изложенное, требования истца о взыскании недоплаченной премии в размере 12877, 71 руб. (21134, 85 – 8257,14) подлежат удовлетворению.

На указанную сумму подлежит начислению районный коэффициент, после чего подлежит удержание НДФЛ.

Всего взысканию с ответчика в пользу истца подлежит премия за июнь 2022 года в размере 12884, 15 руб. (12877,71 + 15% -13%).

Рассматривая требования истца о взыскании заработной платы за работу по совмещению, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 60.2 ТК РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Согласно ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (часть 1).

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (часть 2).

На основании служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ на Чернышева К.В. с согласия последнего возложено временное исполнение обязанностей на период временно отсутствующего ведущего инженера Евсеева А.В. (больничный в связи с ограничениями по КОВИД) с ДД.ММ.ГГГГ с доплатной за увеличение объема работ без освобождения от основной работы в размере 15% от средней заработн6ой платы замещаемого работника.

Из материалов дела следует, что Евсеев А.В. находился на больничном до ДД.ММ.ГГГГ, после чего приступил к выполнению должностных обязанностей. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволен.

Как следует из представленных расчетных листков, истцу осуществлялась выплата доплаты совмещение в размере 4800 руб. до мая 2022 года.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Чернышев К.В. переведен на должность инженера 1 категории в отдел химико-аналитического контроля исследований, с указанного времени доплата за совмещение ему перестала выплачиваться.

Как следует из штатного расписания ответчика, в отделе химико-аналитического контроля имеется 10 ставок по должности ведущего инженера, которые не являются вакантными.

Принимая во внимание, что на истца с ДД.ММ.ГГГГ возлагалось временное исполнение обязанностей ведущего инженера Евсеева А.В. на период временного отсутствия последнего, который с ДД.ММ.ГГГГ приступил к работе, суд приходит к выводу о том, что после ДД.ММ.ГГГГ дополнительная работу истцу не поручалась.

Истец не представил доказательств заключения с работодателем соглашений о выполнении дополнительной работы, порядка и размера ее оплаты после выхода с больничного Евсеева А.В., в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Рассматривая требования истца о взыскании проиндексированной заработной платы, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьи 130 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета.

Статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Учитывая вышеприведенные нормы права, применительно к работникам государственных учреждений Российской Федерации, правила и порядок индексации заработной платы определяются положениями соответствующих нормативных правовых актов (закон о бюджете субъекта Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и др.).

Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом "и" пункта 7 настоящих рекомендаций ( пункт 28 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 года, утвержденных Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2021 г., протокол N 11).

Согласно Устава ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных- законодательством РФ полномочий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Росприроднадзор осуществляет в отношении учреждения доведение средств федерального бюджета в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным заданием услуг, выполнение работ и на иные цели и другие бюджетные полномочия.

Согласно пункту 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 583, фонд оплаты труда работников федерального автономного и бюджетного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральному автономному и бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Так, согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, из вышеприведенной нормы права следует, что ответчик как государственное бюджетное учреждение лишен права самостоятельного определения механизма осуществления индексации, и индексация заработной платы его работников зависит от порядка, установленного нормативными актами.

Нормативный акт, устанавливающий индексацию заработной платы работникам бюджетных учреждений, в 2021 году Правительством Российской Федерации не принимался.

Учитывая изложенное, требования истца о взыскании проиндексированной заработной платы за период с октября 2021 по июнь 2022 года удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Поскольку судом установлен факт наличия задолженности ответчика перед истцом по выплате премии, суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании процентов в порядке ст. 236 ТК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до дня вынесения решения суда) подлежит удовлетворению.

С ДД.ММ.ГГГГ ключевая ставка ЦБ РФ составляла 9,5%, с ДД.ММ.ГГГГ – 8%, с ДД.ММ.ГГГГ-7,5%.

Размер процентов за нарушение срока выплаты заработной платы составит 1114, 48 руб., исходя из расчета:

12884, 15 х 31 х9,5%х1/150=252,96,

12884, 15 х 56 х8%х1/150=384,81,

12884, 15 х 74 х7,5%х1/150=476,71.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд в силу ст. 21 (абз. 4 ч. 1) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплат, причитающихся при увольнении).

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения трудовых прав истца, значимость нарушенного права, степень вины ответчика, степень причиненных истцу нравственных страданий, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей.

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на направление иска в размере 415, 11 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с тем, что в силу закона истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 515,37 руб. за требования материального характера и 300 руб. за требование о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Чернышева Константина Владимировича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» в пользу Чернышева Константина Владимирович премию в размере 12884, 15 руб., проценты за нарушение срока выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1114, 48 руб., компенсацию морального вреда 3000 руб., почтовые расходы 415, 11 руб.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 815, 37 руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья О.В.Хрущева

2-5321/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернышев Константин Владимирович
Ответчики
ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО"
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Хрущева Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.svd.sudrf.ru
14.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2022Передача материалов судье
21.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2022Судебное заседание
28.11.2022Судебное заседание
01.12.2022Судебное заседание
05.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.12.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.01.2023Судебное заседание
20.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее