УИД: 66RS0029-01-2022-000278-54
Дело № 2-393/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышлов 27 мая 2022 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Николаева Ю.Г.,
при секретаре Хмелевой Т.В.,
с участием истца – помощника Камышловского межрайонного прокурора Кошелевой М.Д.,
представителя ответчика Протопоповой Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камышловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Калиновское сельское поселение» о возложении обязанности принять меры по оформлению в собственность бесхозяйного имущества,
установил:
Камышловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Калиновское сельское поселение» об обязании поставить на учет как бесхозяйное имущество объекта сети газораспределения, указав следующее. Камышловской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере регистрации прав собственности на объекты газоснабжения. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории МО «Калиновское сельское поселение» Камышловского муниципального района расположен 1 объект бесхозяйных сетей газораспределения: наружный внутренний газопровод с оборудованием по адресу: <адрес> Отсутствие собственника у объекта сети газораспределения влечет невозможность исполнения обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии. Просит обязать Администрацию МО «Калиновское сельское поселение» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить необходимую документацию и обратиться в Управление Росреестра по <адрес> для постановки на учет как бесхозяйного имущества объект бесхозяйных сетей газораспределения: наружный и внутренний газопроводы с оборудованием по адресу: <адрес>, протяженностью 106 м, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный объект бесхозяйных сетей газораспределения.
В судебном заседании помощник Камышловского межрайонного прокурора Кошелева М.Д. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Протопопова Е.Ю. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала письменный отзыв, согласно которому по адресу: <адрес>, расположен земельный участок с жилым домом, принадлежащий на праве собственности третьему лицу ФИО5 Кроме того просила увеличить срок для исполнения решения суда.
Представители третьих лиц АО «ГАЗЕКС», Администрация Камышловского муниципального района в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо Цупиков А.Б. в судебное заседание не явился, по средствам телефонограммы просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 74).
С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся третьих лиц.
Заслушав стороны, изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п.п. 4, 7.1, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы организации в границах муниципального образования газоснабжения, участия в профилактике терроризма, а также участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В силу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) орган местного самоуправления является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а также по принятию мер по его оформлению в собственность.
Статьей 219 ГК РФ предусмотрена обязательность проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Статьей 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Собственником данного имущества могут быть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо не зависимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения (ст. ст. 213-215 ГК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:
подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;
согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.1 статьи 2 Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 86-03 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями, расположенными на территории Свердловской области" за сельскими поселениями, расположенными на территории Свердловской области, закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных федеральным законом вопросов местного значения городских поселений: организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеуказанных законов обязанность по организации газоснабжения населения на территории сельских поселений закреплена за органами местного самоуправления сельских поселений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Камышловской межрайонной прокуратурой установлен факт наличия объекта бесхозяйных сетей газораспределения: наружный и внутренний газопровод с оборудованием по адресу: <адрес>, протяженностью 106 м.
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселений.
Поскольку судом не установлен собственник недвижимого имущества объекта сетей газораспределения – внутренний и наружный газопровод, оно является бесхозяйным.
На основании норм действующего законодательства и представленных документов следует, что обязанность по постановке на учет бесхозяйного имущества объекта сетей газораспределения, должна быть возложена на Администрацию Калиновского сельского поселения Камышловского муниципального района Свердловской области.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской федерации» организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий. Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.
Отсутствие собственника объекта сетей газораспределения влечет опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, невозможность обеспечения их сохранности, а также бесперебойного и безопасного газоснабжения населения.
Как указано в п.п. 1,7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», непринятие мер по проведению всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопроводов и обеспечению их соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В силу ст. 225 ГК РФ, а также полномочий, установленных законодательством о местном самоуправлении, Администрация Калиновского сельского поселения Камышловского муниципального района Свердловской области обязана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о постановке объекта сетей газораспределения, на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При рассмотрении вопроса о сроке исполнения возлагаемых на ответчика обязанностях для устранения выявленных нарушений в области безопасности объекта сетей газораспределения, судом учтены срок проведения прокурорской проверки, предшествующей обращению прокурора в суд с настоящим иском, а также необходимость соблюдения бюджетного законодательства в части внесения изменения дополнительных расходов в бюджет муниципального образования. С учетом изложенного суд полагает разумным и обоснованным срок до 31.12.2022.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для частичного удовлетворения исковых требований Камышловского межрайонного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Камышловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию МО «Калиновское сельское поселение» в срок до 31.12.2022 подготовить необходимую документацию и обратиться в Управление Росреестра по Свердловской области для постановки на учет как бесхозяйного имущества объект сетей газораспределения – наружный и внутренний газопроводы с оборудованием, за исключением внутридомового газового оборудования, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 106 м.
Обязать Администрацию МО «Калиновское сельское поселение» по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет - объект сетей газораспределения: наружный и внутренний газопроводы с оборудованием, за исключением внутридомового газового оборудования, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 106 м, обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на указанное недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31.05.2022.
Председательствующий Ю.Г. Николаев