Дело №2-6218/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Элиста 30 ноября 2016 года
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,
при секретаре Цереновой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Элисты в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №18», Администрации г. Элисты об устранении нарушений требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних,
установил:
Прокурор г. Элисты обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних), мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18» в соответствии с лицензией №№, выданной Министерством здравоохранения Республики Калмыкия 28 ноября 2013 г., осуществляет медицинскую деятельность при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: вакцинации, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 25 октября 2013 г. МКДОУ «Детский сад №18» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Между тем, на момент проверки в медицинском блоке МКДОУ «Детский сад №18» отсутствует, предусмотрено стандартом оснащение медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, следующее: секундомер (1 шт.); динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп – 3 шт.); оториноскоп с набором воронок (1 шт.); шприцы на 2 мл, на 5 мл (по 5 комплектов), на 10 мл (1 комплект); пипетки (2 шт.); пузырь для льда (1 шт.); носилки (1 шт.); вакуумный матрас, включенный в травматологическую укладку (1 шт.); стул (2 шт.); ширма медицинская (1 шт.). Медицинское обслуживание в МКДОУ «Детский сад №18» осуществляется в соответствии с договором о предоставлении медицинских услуг, заключенный образовательной организацией с БУ РК «Республиканский детский медицинский центр». В соответствии с условиями данного договора МКДОУ «Детский сад №18» обязан выделить помещение и инвентарь для организации работы по проведению целевой диспансеризации и иммунопрофилактики, оснащенное согласно противопожарным и санитарным нормам, обеспечить врачу помещение для проведения экспертизы контроля качества, оказания медицинской помощи (п. 2.1.1, 2.1.9). Согласно п.п. 1.8, 8.7 Устава МКДОУ, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация г. Элисты. Финансовое обеспечение деятельности МКДОУ «Детский сад №18» осуществляется за счет средств бюджета г. Элисты и на основании бюджетной сметы, за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственным образовательными стандартами. В адрес Администрации г. Элисты 6 октября 2016 г. направлялась информация об имеющихся нарушениях требований Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним и выделении денежных средств, необходимых для устранения выявленных нарушений. До настоящего времени необходимые денежные средства не выделены.
Просит возложить на МКДОУ «Детский сад №18» обязанность оснастить помещения медицинского блока оборудованием в соответствии с Положением №3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 г.№822н: секундомером (1 шт.); динамометром кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп – 3 шт.); оториноскопом с набором воронок (1 шт.); шприцами на 2 мл, на 5 мл (по 5 комплектов), на 10 мл (1 комплект); пипетками (2 шт.); пузырем для льда (1 шт.); носилками (1 шт.); вакуумным матрасом, включенным в травматологическую укладку (1 шт.); стул (2 шт.); ширмой медицинской (1 шт.).
При недостаточности денежных средств у МКДОУ «Детский сад №18» обязанность по выделению средств в необходимых объемах для приобретения данным учреждением оборудования, мебели, медицинской техники, изделий медицинского назначения, в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. №822н, возложить на Администрацию г. Элисты Республики Калмыкия.
В судебном заседании прокурор Буринова А.М. уточнила исковые требования, просит возложить на МКДОУ «Детский сад №18» обязанность оснастить помещения медицинского блока оборудованием в соответствии с Положением №3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 г.№822н: секундомером (1 шт.); динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп – 3 шт.); оториноскопом с набором воронок (1 шт.); носилками (1 шт.); вакуумным матрасом, включенным в травматологическую укладку (1 шт.); стул (2 шт.); ширмой медицинской (1 шт.) в течение 3 месяцев со дня принятия решения судом. При недостаточности денежных средств у МКДОУ «Детский сад №18» обязанность по выделению средств в необходимых объемах для приобретения данным учреждением оборудования, мебели, медицинской техники, изделий медицинского назначения, в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. №822н, возложить на Администрацию г. Элисты Республики Калмыкия.
Представитель МКДОУ «Детский сад №18» <данные изъяты>. в судебном заседании пояснила, что для устранения нарушений, выявленных в ходе плановой проверки, приобретены: 5 комплектов шприцев по 2 мл.(500 шт.), 5 комплектов шприцов по 5 мл (500 шт.), 1 комплект шприцев по 10 мл (100 шт.), пипетки – 2 шт., стул – 2 шт. По недостающему оборудованию: секундомер – 1 шт.. динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп) – 3 шт., оториноскоп с набором воронок – 1 шт., носилки – 1 шт., вакуумный матрас, включенный в травматологическую укладку – 1 шт., ширма медицинская – 1 шт., в связи с высокой стоимостью и отсутствием финансов ДОУ не имеет возможности приобрести данное оснащение.
Представитель Администрации г. Элисты Мучкаева А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для их удовлетворения.
Представитель БУ РК «Республиканский детский медицинский центр» Годжурова Е.А. в судебном заседании возражений по заявленным требованиям не имеет, удовлетворение требований оставила на усмотрение суда.
Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 41 названного закона организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. №822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 4 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.
Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета (пункт 8 Порядка).
Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (пункт 9 Порядка).
В соответствии с пунктом 11 вышеуказанного Порядка установлено, что помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение №3 к настоящему Порядку).
Согласно пункт 11.1 СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся
Согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
Исследовав представленные доказательства, в частности, акт проверки от 28 октября 2016 г., суд приходит к выводу, что в нарушение требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, в медицинском блоке Детского сада №18 отсутствуют предусмотренные стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях: секундомер (1 шт.); динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп – 3 шт.); оториноскоп с набором воронок (1 шт.); шприцы на 2 мл, на 5 мл (по 5 комплектов), на 10 мл (1 комплект); пипетки (2 шт.); пузырь для льда (1 шт.); носилки (1 шт.); вакуумный матрас, включенный в травматологическую укладку (1 шт.); стул (2 шт.); ширма медицинская (1 шт.).
В результате этого нарушаются права на медицинское обслуживание несовершеннолетних детей.
Поскольку образовательной организацией не созданы условия для организации медицинского обслуживания несовершеннолетних обучающихся, деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется собственником имущества - муниципальным образованием город Элиста, вопросы обеспечения и организации общедоступного бесплатного общего, в том числе и дошкольного образования, отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком является Администрация г. Элисты Республики Калмыкия (пункты 1.7, 1.8 Устава МКДОУ «Детский сад №18»).
При таких обстоятельствах, поскольку медицинское обслуживание учащихся должно осуществляться с соблюдением требований действующих санитарных правил, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку деятельность МКДОУ «Детский сад №18» не соответствует требованиям части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункту 11 Приказа Минздрава России от 5 ноября 2013 г. №822н и Приложения №3 указанного приказа, пункту 11.1 СанПин 2.4.2.2821-10.
В соответствии с п. 3. ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 – 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 Гражданского кодекса РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Создание муниципальных учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. ч. 2, 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
МКДОУ «Детский сад №18» является некоммерческой организацией, учреждено Администрацией муниципального образования город Элиста, находится в муниципальной собственности и финансируется за счет бюджетных средств. Следовательно, возложение на Администрацию г. Элисты РК обязанности по выделению средств при недостаточности денежных средств у дошкольного образовательного учреждения для приобретения медицинского оборудования в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетних в образовательном учреждении, не противоречит ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
Суд с учетом характера спора и соблюдения баланса интересов сторон находит возможным предоставить ответчикам срок 3 (три) месяца для обеспечения МКДОУ «Детский сад №18» медицинским кабинетом (помещением) и оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, поскольку для выполнения указанных мероприятий ответчику потребуется определенное время и изыскание дополнительных денежных средств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №18» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ №3 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 05.11.2013 ░.№822░: ░░░░░░░░░░░░ (1 ░░.); ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2-░ ░░░░░ (░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 3 ░░.); ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (1 ░░.); ░░░░░░░░░ (1 ░░.); ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (1 ░░.); ░░░░ (2 ░░.); ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (1 ░░.) ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №18» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 5 ░░░░░░ 2013 ░. №822░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░