Гражданское дело № 2-2598/2022
УИД: 47RS0005-01-2022-001306-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2022 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д. Ю.,
при помощнике судьи Николаенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Татьяны Владимировны к Государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить в стаж период работы,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить в стаж период работы, об обязании назначить пенсию по старости досрочно.
В обоснование заявленных требований указала, что работала в должности медицинской сестры в ГБУЗ ЛО «Выборгская межрайонная больница» в период с 03.12.1993 по 01.10.1996.
Стаж ее работы в должности <данные изъяты> подтверждается записями в трудовой книжке: запись № от 03.12.1993 – принята на должность <данные изъяты> – Выборгское стационарное территориальное медицинское объединением, приказ № 01.12.1993; запись 11 от 03.05.1995 – переведена на должность <данные изъяты> № № от 28.04.1995; запись № от 30.09.1996 – уволена по ст. 31 КЗОТ РФ (собственное желание), приказ № № от 30.09.1996.
С учетом стажа на других должностях истец обратилась в Клиентскую службу (на правах отдела) в Выборгском районе Ленинградской области (г. Выборг) с заявлением о назначении ей досрочной пенсии.
Однако, решением № от 09.11.2021 Ивановой Т.В. в назначении пенсии досрочно было отказано, так как по варианту 1 не была зачтена в стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, работа в должности <данные изъяты> в Выборгской больнице в вышеуказанный период с 03.12.1993 по 01.10.1996, составляющий 02 года 09 месяцев 29 дней. По варианту 2, 3 истцу Ивановой Т.В. не были зачтены в стаж, дающие право на назначение пенсии досрочно следующие периоды: с 18.10.1991 по 01.11.1991 (15 дней) – <данные изъяты> на Выборгской станции скорой помощи, с 13.09.1999 по 22.10.1999 (1 мес. 11 дней) – <данные изъяты> на Станции скорой помощи г. Выборга, с 17.03.2017 по 28.04.2017 (1 мес. 13 дней) – <данные изъяты> в Санкт-Петербургском ГБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи».
На основании изложенного выше, истец просит, обязать ответчика Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области включить в стаж работы истца Ивановой Татьяны Владимировны, дающий основание назначения пенсии по старости досрочно, периоды работы: с 03.12.1993 по 01.10.1996, с 18.10.1991 по 01.11.1991, с 13.09.1999 по 22.10.1999, с 17.03.2017 по 28.04.2017.
В судебное заседание истец, извещенная о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик, извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, от представителя по доверенности Перес Родригес А.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором ранее представленные в материалы дела возражения поддержала в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Выборгская межрайонная больница" в лице представителя по доверенности Викторова М.А. направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, оставив принятие решения на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014№ 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Как следует из содержания п. 3 данного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации"», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, согласно подп. «н» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Списки наименований и должностей являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Из приведенных нормативных положений следует, что страховые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П).
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в стаж на соответствующих видах работ засчитывается, в том числе, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 1920-О).
Согласно п. 2 Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 (ред. от 22.09.1993) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно представленным возражениям следует, что истцом к заявлению о назначении досрочной страховой пенсии не было приложено дополнительных сведений о стаже и заработке за спорный период.
При этом, в материалы дела представлены Приказ Центральной районной больницы № от 28.12.1989 «О переводе здравоохранения Выборгского района Ленинградской области на новые условия здравоохранения» с приложениями (л.д. 75-78), которым утверждена структура сети учреждений района, в которую включено Выборгское стационарное медицинское объединение (далее – Выборгское СТМО, л.д. 80). Далее, согласно приказу № от 13.10.1995 Отдела здравоохранения Выборгское СТМО и Выборгское амбулаторно-поликлиническое территориальное медицинское объединение реорганизованы в Муниципальное учреждение здравоохранения Выборгское территориальное медицинское объединение. Пунктом 1 Постановления главы администрации муниципального образования «Выборгский район Ленинградское области» № от 15.03.2001 «О реорганизации Выборгского территориального медицинского объединения» Выборгское территориальное медицинское объединение реорганизовано на три юридических лица: Муниципальное упреждение здравоохранения «Выборгская городская больница», Муниципальное упреждение здравоохранения «Выборгская городская поликлиника» и Муниципальное упреждение здравоохранения «Межбольничная аптека № 177 г. Выборга».
Согласно ответу на судебный запрос из архивного отдела администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в материалы дела представлена архивная справка № от 26.04.2022, согласно которой Иванова Т.В. осуществляла трудовую деятельность в Выборгском СТМО за период с декабря 1993 года по октябрь 1996 года, с начислением ей за указанный период заработной платы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 9-П от 10.07.2007, согласно которым, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить пенсию.
Кроме того, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, трудовой стаж за период с 03.12.1993 по 01.10.1996 Ивановой Т.В. в должности <данные изъяты> Выборгского СТМО подлежит включению в стаж, дающий основания для назначения досрочно пенсии по старости.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Учитывая, что с учетом включения в специальный стаж спорного периода работы истца Ивановой ТВ. 26.06.1972 года рождения, на момент обращения за пенсией – 18.10.2021 у нее имелось право на досрочное назначение пенсии, однако, с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приложения № 7 к указанному Федеральному закону, а также положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», соответствующая пенсия подлежит назначению истцу только с 28.10.2023 (18.10.2021 + 2 года 09 месяцев 29 дней).
В связи с чем, суд полагает, что требование искового заявления об обязании назначить пенсию по старости досрочно подлежит отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 20 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» № 400-░░ ░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░ 03.12.1993 ░░ 01.10.1996 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19.09.2022.