Судья Старшая Ю.А.
РЈРР” 16РћS0000-01-2019-000211-12
Дело № 3а-394/2019
Дело № 33а-16925/2019
Учет № 121а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
26 ноября 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сибгатуллиной Р›.Р., Моисеевой Рќ.Рќ.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухамедзяновой В.Р.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Р›.Р. Сибгатуллиной административное дело РїРѕ апелляционной жалобе общества СЃ ограниченной ответственностью «КАПРТАЛЛ» РЅР° решение Верховного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 17 июля 2019 РіРѕРґР° РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению общества СЃ ограниченной ответственностью «КАПРТАЛЛ» Рє Министерству земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, которым постановлено:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление общества СЃ ограниченной ответственностью «КАПРТАЛЛ» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты бытового обслуживания), площадью <данные изъяты> квадратных метра, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на <дата>
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 декабря 2018 года.
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления общества СЃ ограниченной ответственностью «КАПРТАЛЛ» Рє Министерству земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя общества СЃ ограниченной ответственностью «КАПРТАЛЛ» Биляева Р .Р¤., высказавшегося против удовлетворение апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
общество СЃ ограниченной ответственностью «КАПРТАЛЛ» обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј .... расположенного РїРѕ адресу: <адрес>
Земельный учет поставлен на государственный кадастровый учет 11 августа 2014 года, относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование: объекты бытового обслуживания.
Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222.
Указанная кадастровая стоимость установлена по состоянию на 29 ноября 2014 года, рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года №927 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани», подлежащего применению для целей налогообложения с 1 января 2015 года, и составляет <данные изъяты>
Административный истец просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты>., равном его рыночной стоимости по состоянию на <дата>
В ходе судебного разбирательства административный истец заявленные требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость земельного участка в размере <данные изъяты>., равном его рыночной стоимости по состоянию на <дата>, согласно результатам судебной экспертизы.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. Указывается, что заключение судебного эксперта от 14 июня 2019 года № ВС-20052019, которое судом положено в основу обжалуемого решения, не соответствует требованиям закона о государственной экспертной деятельности и закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и исполнительный комитет муниципального образования г.Казани своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Абзацем 2 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (абзац 4 части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации использование земли РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации является платным. Формами платы Р·Р° использование земли являются земельный налог (РґРѕ введения РІ действие налога РЅР° недвижимость) Рё арендная плата.Для целей налогообложения Рё РІ иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы Р·Р° земельный участок, находящийся РІ государственной или муниципальной собственности (РїСѓРЅРєС‚ 5 статьи 65 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации). Р’ силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.РР· материалов дела РІРёРґРЅРѕ, что РІ подтверждение СЃРІРѕРёС… РґРѕРІРѕРґРѕРІ Рѕ несогласии СЃ указанной кадастровой стоимостью земельного участка Рё нежилого здания административный истец общество СЃ ограниченной ответственностью «КАПРТАЛЛ» представило подготовленный РїРѕ его заказу обществом СЃ ограниченной ответственностью «ГК «Клаксон» отчет РѕС‚ <дата>, согласно которому рыночная стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером .... РїРѕ состоянию РЅР° <дата> РіРѕРґР° составила <данные изъяты> РџРѕ ходатайству административных ответчиков Кабинета Министров Республики Татарстан Рё Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан РїРѕ делу проведена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия представленного административным истцом отчета РѕР± оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства РѕР± оценочной деятельности, правильности определения РІ РЅРёС… рыночной стоимости объектов недвижимости Рё установления ее действительной величины. Проведение судебной экспертизы поручено эксперту автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза». Заключением судебного эксперта автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза» Захматова Р”.Р®. РѕС‚ 14 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° в„–Р’РЎ-20052019 РїРѕ результатам проведенной РїРѕ делу судебной экспертизы сделан вывод Рѕ том, что представленный административным истцом отчет РѕС‚ 16 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР° в„– .... РЅРµ соответствует требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности Рё федеральных стандартов оценки Рё величина рыночной стоимости земельного участка СЃ кадастровым номером .... определена РІ нем неверно. РџСЂРё этом, отвечая РЅР° поставленные СЃСѓРґРѕРј РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером .... РїРѕ состоянию РЅР° <дата> РіРѕРґР° РІ размере <данные изъяты>. Разрешая данное дело, СЃСѓРґ первой инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· допустимости Рё достаточности имеющихся РІ материалах дела доказательств рыночной стоимости объекта недвижимости, Рё СЃ учетом данного обстоятельства пришел Рє выводу Рѕ наличии оснований для удовлетворения административного РёСЃРєР° РІ соответствии СЃ заключением судебного эксперта РѕС‚ 14 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° в„–Р’РЎ-20052019. РЎСѓРґ апелляционной инстанции находит выводы СЃСѓРґР° РїРѕ данному делу правильными.Согласно части 1 статьи 62 РљРђРЎ Р Р¤ лица, участвующие РІ деле, обязаны доказывать обстоятельства, РЅР° которые РѕРЅРё ссылаются как РЅР° основания СЃРІРѕРёС… требований или возражений, если РёРЅРѕР№ РїРѕСЂСЏРґРѕРє распределения обязанностей доказывания РїРѕ административным делам РЅРµ предусмотрен настоящим Кодексом.Р’ силу части 1 статьи 84 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСѓРґ оценивает доказательства РїРѕ своему внутреннему убеждению, основанному РЅР° всестороннем, полном, объективном Рё непосредственном исследовании имеющихся РІ административном деле доказательств.Как следует РёР· материалов дела, судебный эксперт Захматов Р”.Р®. РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения. РћРЅ является председателем правления автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза», имеет ученую степень кандидата экономических наук, высшее образование РїРѕ специальности «Прикладная математика» РїРѕ квалификации математик; обладает дипломом Рѕ переподготовке РїРѕ программе «Судебная финансово-экономическая экспертиза» СЃ присвоением квалификация «Судебный эксперт» СЃ области судебных финансово-экономических экспертиз, выданным РІ 2014 РіРѕРґСѓ федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени Рћ.Р•.Кутафина» (МГЮА;) дипломом РњРРџРљ Р РРђ РёРј.Р“.Р’.Плеханова Рі.РњРѕСЃРєРІР° Рѕ профессиональной переподготовке РїРѕ программе «Профессиональная оценка Рё экспертиза объектов Рё прав собственности», специализация «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)В» РѕС‚ 20 июля 2001 РіРѕРґР°; дипломом Рнститута СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё управления Рё права Рі.Казань Рѕ профессиональной переподготовке РїРѕ программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)В» РѕС‚ 25 РёСЋРЅСЏ 2001 РіРѕРґР° Рё квалификационными аттестатами РѕС‚ 30 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° РїРѕ направлениям «Оценка бизнеса», «Оценка РґРІРёР¶РёРјРѕРіРѕ имущества», «Оценка недвижимости», имеет общий стаж работы 19 лет, стаж оценочной деятельности СЃ 2001 РіРѕРґР° Рё стаж РїРѕ экспертной деятельности СЃ 2009 РіРѕРґР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем квалификация Захматова Р”.Р®. как специалиста сомнений Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ вызывает. Выводы СЃСѓРґР° первой инстанции относительно оценки имеющихся РІ материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися РІ материалах дела доказательствами, Рё оснований РЅРµ согласиться СЃ РЅРёРјРё СЃСѓРґ апелляционной инстанции РЅРµ усматривает, поскольку правильность Рё обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися РІ материалах дела доказательствами, РєСЂРѕРјРµ РґРѕРІРѕРґРѕРІ административного ответчика, РЅРµ опровергается. Таким образом, обжалуемое решение является законным Рё обоснованным Рё отмене РЅРµ подлежит.Статья 41 Федерального закона РѕС‚ 31 мая 2001 РіРѕРґР° в„–73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» предусматривает, что РІ соответствии СЃ нормами процессуального законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации судебная экспертиза может производиться РІРЅРµ государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями РІ области науки, техники, искусства или ремесла, РЅРѕ РЅРµ являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы выводов СЃСѓРґР° первой инстанции РїРѕ данному делу Рё вышеизложенных установленных РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства обстоятельств РЅРµ опровергают, фактически сводятся Рє повторению РґРѕРІРѕРґРѕРІ административного ответчика, приводившихся РёРј РІ обоснование своей позиции Рѕ несогласии СЃ заключением судебного эксперта, которые РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ были оценены СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, Рё отмену обжалуемого судебного акта также повлечь РЅРµ РјРѕРіСѓС‚.
Рмеющие значение для обстоятельства определены СЃСѓРґРѕРј правильно, РїСЂРё этом нарушения РЅРѕСЂРј материального права Рё РЅРѕСЂРј процессуального права СЃСѓРґРѕРј допущено РЅРµ было.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 июля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё