Дело №2а-1356/2020
УИД 34RS0003-01-2020-002055-70
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2020 года г. Волгоград
Кировский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Трусовой В.Ю.,
при секретаре Шимф И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Донцов Д.В. к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности устранить нарушение права,
У С Т А Н О В И Л:
Донцов Д.В. обратился в суд с административным иском, в обоснование требований указав, что покрытие проезжей части дороги, расположенной в <адрес> в районе домов № имеет существенные дефекты, что не соответствует требованиям ГОСТ 50597-2017 и создает неудобства при движении по указанной дороге неопределенного круга лиц, не обеспечиваются требования безопасности. На его заявление о восстановлении дорожного покрытия администрацией Волгограда был дан ответ о том, что ремонт дорожного покрытия невозможен в виду отсутствия финансирования. Вместе с тем, истец полагает, что данное обстоятельство не может являться основанием для отказа от выполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в не восстановлении покрытия проезжей части дороги, расположенной по <адрес> в районе домов 252-284 <адрес>.
Просит обязать администрацию Волгограда восстановить покрытие проезжей части дороги, расположенной по <адрес> в районе домов 252-284 <адрес>.
Административный истец Донцов Д.В. изложенные в административном исковом заявлении требования поддержал, просит их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Волгограда и представитель Департамента городского хозяйства администрации Волгограда по доверенностям РЕдин И.С в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Заинтересованные лица – представитель комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и представитель УМВД России по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, находит заявленный Донцов Д.В. административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Как следует из ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <ДАТА> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <ДАТА> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с пп. 5 ст. 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от <ДАТА> N 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от <ДАТА> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ст. 3 Федерального закона от <ДАТА> № 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. п. 1 и 3 ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о безопасности дорожного движения, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 4 ст. 6 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от <ДАТА> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 6 ст. 3 названного Закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом ст. 17 Федерального закона от <ДАТА> №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Приказом Росстандарта от <ДАТА> №-ст (ред. от <ДАТА>) «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» утверждён и введён в действие ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»
Названный ГОСТ 50597-2017 устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно подпунктов 5.2.4, 5.3.2, 4.2 ГОСТ 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, возвышение обочины и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается на всех категориях дорог и группах улиц.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
В судебном заседании установлено, что административный истец Донцов Д.В. указывает, что покрытие проезжей части дороги, расположенной в <адрес> в районе домов 252-284 имеет существенные дефекты, а именно выбоины, проломы, просадки, сдвиги, волны, гребешки и колеи.
В ответ на его обращение по вопросу ремонта автомобильной дороги по <адрес>, <ДАТА> заместителем руководителя Департамента городского хозяйства администрации Волгограда был дан ответ о том, что ремонт автомобильной дороги по <адрес> не включен в перечень объектов улично-дорожной сети Волгограда, предусмотренных к ремонту в 2020 году (л.д. 14).
Решением Центрального районного суда <адрес> от <ДАТА> частично удовлетворены требования прокурора <адрес> к администрации Волгограда, МУ «Комдорстрой» о понуждении проведения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе данным решением на администрацию Волгограда возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем ремонта участков дороги по <адрес> напротив дома №№, 218; устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем нанесения дорожной разметки на <адрес>; устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем ремонта и привести в соответствие требованиям ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» высоту обочин по <адрес>. Настоящее решение вступило в законную силу <ДАТА>.
Как пояснил в судебном заседании представитель администрации Волгограда, указанное решение суда до настоящего времени не исполнено, ремонт проезжей части дороги, расположенной в <адрес> в районе домов 252-284 включен в программу «Безопасные качественные автомобильные дороги» со сроком реализации до 2024 года.
Согласно акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от <ДАТА>, составленного государственным инспектором дорожного надзора отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по <адрес>, на автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> до <адрес> покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017; в местах отсутствия бордюра допущено возвышение (занижение) обочины над проезжей частью, что является нарушением требования п. 5.3.2 ГОСТ 50597-2017; на всем протяжении автомобильной дороги автомобильные знаки утрачены, что является нарушением требования п. 6.2.1 ГОСТ 50597-2017 и п. 5.1.2 ГОСТ 52289-2019; на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения бортового камня, что является нарушением требования п. 6.5.2 ГОСТ 50597-2017; на всем протяжении автомобильной дороги частично отсутствует тротуар. что является нарушением требования п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007; частично отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требования п. 4.6.1 ГОСТ 52766-2007; меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильных дорогах не приняты, что является нарушением требования п. 4.2 ГОСТ 50597-2017.
Указанные обстоятельства не отрицались стороной ответчика в судебном заседании и в ходе судебного разбирательства доказательств устранения указанных нарушений ответчиком не представлено.
Довод представителя административного ответчика о том, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав бездействием административного ответчика несостоятельны, поскольку, исходя из содержания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Несоответствие спорного участка требованиям нормативных положений, нарушает права граждан, в том числе административного истца, на безопасность дорожного движения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что состояние проезжей части указанного участка дороги не соответствует требованиям ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (принятого приказом Росстандарта от <ДАТА> №-ст (ред. от <ДАТА>) свидетельствует о ненадлежащем выполнении обязанностей административного ответчика по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, вследствие чего создается реальная угроза для жизни и здоровья, причинения ущерба пользующихся ею граждан, в том числе и истца, являющегося жителем <адрес>, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не восстановлении дорожного покрытия проезжей части дороги, расположенной в районе домов № по <адрес>.
Обязать администрацию Волгограда в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать проведение ремонта в районе домов № по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 октября 2020 года
Судья В.Ю. Трусова