№ 66а-1218/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 15 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А.,
судей Бутковой Н.А. и Белоногого А.В.,
с участием прокурора Яковлевой Н.В.,
при секретаре Швец К.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-124/2020 по апелляционной жалобе Совета депутатов Ашировского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 7 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения Совета депутатов Ашировского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области от 14 декабря 2012 года «Об утверждении генерального плана Ашировского сельского поселения» удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А., заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов Ашировского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области от 14 декабря 2012 года, опубликованным на официальном сайте администрации Кунашакского муниципального района «kunashak.ru», утверждён генеральный план Ашировского сельского поселения в составе Схемы территориального планирования Кунашакского муниципального района.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением и, уточнив заявленные требования, просил признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Ашировского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области от 14 декабря 2012 года «Об утверждении генерального плана Ашировского сельского поселения» в части включения в границы населённого пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Кунашакского лесничества Кунакбаевского участкового лесничества:
в квартале 85 выдел 51 (площадь 1170 кв.м); в квартале 87 выдел 1 (площадь 2071 кв.м), выдел 2 (площадь 4652 кв.м), выдел 4 (площадь 8840 кв.м), выдел 5 (площадь 3244 кв.м), выдел 6 (площадь 2028 кв.м), выдел 7 (площадь 1430 кв.м); в квартале 99 выдел 44 (площадь 9041 кв.м), выдел 45 (площадь 55 кв.м), выдел 46 (площадь 668 кв.м).
В обоснование требований административный истец указал, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы Ашировского сельского поселения с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана, предусмотренной статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым актом в нарушение положений статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением Челябинского областного суда от 7 сентября 2020 года административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет депутатов Ашировского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области просит отменить указанное решение и принять новое об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвовавшим в рассмотрении дела, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решение Совета депутатов Ашировского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области от 14 декабря 2012 года «Об утверждении генерального плана Ашировского сельского поселения» принято уполномоченным органом в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.
Генеральный план отображает границы населённых пунктов Ашировского сельского поселения, в том числе границы с.Аширово, д.Махмутова, д.Алифкутова.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населённого пункта.
Судом установлено, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического совмещения границ населённых пунктов Ашировского сельского поселения и материалов лесоустройства Кунакбаевского участкового лесничества Кунашакского лесничества Челябинской области выявлено частичное наложение границ населённого пункта — с.Аширово, на границы находящихся в федеральной собственности лесных участков из состава земель лесного фона, расположенных в вышеуказанных кварталах и выделах, входящих в состав земельных участков с кадастровыми номерами 74-74-32/058/2009-377 (право собственности зарегистрировано 14 апреля 2009 года); 74-74-32/058/2009-384 (право собственности зарегистрировано 14 апреля 2009 года).
Вместе с тем если проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В период принятия генерального плана действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённый приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69.
Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным подготовить документ территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. До 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов.
Однако в деле отсутствуют доказательства того, что органом местного самоуправления направлялось в Минрегион России уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка; проект генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства не согласовывался.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта генерального плана не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура его согласования, чем нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую, пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для признания решения Совета депутатов Ашировского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области от 14 декабря 2012 года «Об утверждении генерального плана Ашировского сельского поселения» не действующим в части.
Решение Челябинского областного суда от 7 сентября 2020 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Приведённые в апелляционной жалобе доводы о том, что нет подтверждения включению в границы населённых пунктов спорных лесных участков, опровергаются материалами дела, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
При этом суд правильно применил положения части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», указав на то, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости, их местоположение, границы и площадь определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площадям; план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признаётся юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Наложение же границ земель населённых пунктов на земли лесного фонда подтверждено материалами дела, в частности заключениями ФГБУ «Рослесинфорг», подготовленными на основе материалов лесоустройства, и выписками из государственного лесного реестра, в котором в силу части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации содержится информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов.
При этом право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки подтверждено свидетельством о государственной регистрации права и материалами государственного лесного реестра, в связи с чем вопрос о включении лесных участков в земли населенных пунктов должен был решаться с согласия Рослесхоза.
Представленным в материалы дела доказательствам по настоящему административному делу суд первой инстанции дал оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопросы же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Подлежит отклонению и довод административного ответчика о том, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов, мотивированный тем, что спор о границах земельных участков подлежит разрешению в порядке арбитражного судопроизводства, поскольку в рассматриваемом случае предметом административного иска является законность нормативного правового акта, подлежащая проверке в порядке, определённом главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на допущенное судом процессуальное нарушение, заключающееся в том, что к участию в деле не привлечена администрация Ашировского сельского поселения Кунашакского муниципального района, не основана на положениях частей 5, 6, 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из которых следует, что административные дела об оспаривании нормативного правового акта рассматриваются с участием органа, организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Названное же в апелляционной жалобе лицо оспариваемый нормативный правовой акт не принимало.
Следует также учитывать, что специфика рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов обусловлена тем, что одним из признаков нормативного правового акта является распространение его действия на неопределённый круг лиц, в связи с чем, круг лиц, права которых могут быть затронуты при разрешении соответствующего спора, неограничен. В тоже время лицо, полагающее, что оно является субъектом регулируемых нормативным правовым актом правоотношений, а также то, что таким актом нарушены его права, вправе самостоятельно обратиться в суд с требованием о признании нормативного правового акта недействующим.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения к участию в деле вышеуказанного лица в отсутствие его волеизъявления, с учётом того, что круг лиц, права которых могут быть затронуты при разрешении дела об оспаривании нормативного правового акта неограничен, у суда первой инстанции не имелось.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Челябинского областного суда от 7 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Ашировского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области – без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи