Решение по делу № 33а-1790/2020 от 27.07.2020

Судья Ханина О.П.

№ 33а-1790-2020

№2а-88-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

19 августа 2020 года.

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Науменко Н.А.

судей

Мильшина С.А.

Тихоновой Ж.В.

при секретаре

Синициной М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Полярные Зори в интересах Козыревой Г. В. к Администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией об обязании принять меры к признанию многоквартирного жилого дома №14 по пр.Нивский в г.Полярные Зори аварийным

по апелляционной жалобе представителя Администрации города Полярные Зори Буркгарт Ю.С. на решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 19 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Мильшина С.А., старшего прокурора отдела прокуратуры Мурманской области Самохваловой Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор города Полярные Зори обратился в суд с административным иском в интересах Козыревой Г.В. к Администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией об обязании принять меры к признанию многоквартирного жилого дома №14 по проспекту Нивскому в городе Полярные Зори аварийным.

В обоснование заявленных требований указано, что Козырева Г.В. является собственником жилого помещения – квартиры 14 в доме 14 по проспекту Нивский в городе Полярные Зори.

С учетом положений Жилищного Кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией, отнесено к полномочиям административного ответчика.

Вместе с тем, свои публичные полномочия в данной сфере ответчик надлежащим образом не осуществляет. При наличии соответствующего обращения административного истца и информации от ООО «УК Полярные Зори» оценка соответствия жилого дома 14 по проспекту Нивский в городе Полярные Зори установленным требованиям не проведена, с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию ответчик не обратился.

На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных требований, просил суд признать бездействие Администрации города Полярные Зори по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда в многоквартирном жилом доме 14 по проспекту Нивский в городе Полярные Зори и своевременному принятию решения о признании указанного дома аварийным, незаконным; обязать административного ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к признанию многоквартирного жилого дома 14 по проспекту Нивский в городе Полярные Зори аварийным путем организации проведения обследования специализированной организацией фасада данного дома и обращения в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома аварийным.

Решением Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 19 мая 2020 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Буркгарт Ю.С., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, считая его вынесенным с нарушением норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что норма, прямо обязывающая орган местного самоуправления, в том числе как собственника муниципального жилищного фонда, организовать проведение обследования специализированной организацией общего имущества собственников многоквартирного дома и обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, отсутствует.

Ссылаясь на положения норм Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 и № 491 от 13 августа 2006 года, постановления Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, полагает, что именно ООО «УК Полярные Зори», осуществляющая управление указанным многоквартирным домом в спорный период, несет обязанность по своевременному принятию мер, в части обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обслуживанию жилищного фонда, в том числе обязана принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, исправному состоянию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и предупреждению его дальнейшего разрушения, которые включают в себя, в том числе составление перечня мероприятий и установление объема работ для подготовки здания к эксплуатации, уточнение объемов работ по текущему ремонту, а также определение неисправностей и повреждений, устранение которых требует капитального ремонта, определение технического состояния конструкций, с учетом выявления имеющихся дефектов и повреждений, с целью установления степени повреждения и установления комплекса строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей конструктивных элементов здания и поддержания нормального уровня эксплуатационных показателей в рамках текущего или капитального ремонта, в том числе с привлечением специализированных организаций.

Относительно апелляционной жалобы и.о. прокурора г. Полярные Зори представил возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец Козырева Г.В., представитель административного ответчика администрации города Полярные Зори и заинтересованного лица МКУ «ОИОиМК» по доверенности Букгарт Ю.С., представитель заинтересованного лица ООО УК «Полярные Зори», о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, судебной коллегией их явка обязательной не признана.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Жилищный Кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2 ЖК РФ). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10 ЖК РФ). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (статья 14 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля; осуществление муниципального жилищного контроля.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 15 ЖК РФ).

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Согласно пунктам 33 и 34 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в том числе, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

Пунктом 42 Положения установлено, что основанием для проведения комиссией оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принятие решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения могут являться заявление собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44 Положения).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

По результатам работы комиссия принимает одно из решений, указанных в пункте 47 Положения, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из приведенных положений следует, что для признания межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо заключение специализированной организации, выданное по результатам обследования дома.

Последующее заключение межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшей судьбе дома и дальнейшем использовании помещений в нем, сроках отселения лиц, проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из материалов дела следует, что Козырева Г.В., являющаяся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Мурманская область, город Полярные Зори, проспект Нивский, дом 14, квартира 14, неоднократно обращалась в Администрацию города Полярные Зори, в МКУ «ОИОиМК города Полярные Зори» по вопросу наличия щелей и трещин в стенах принадлежащего ей жилого помещения и на фасаде указанного многоквартирного жилого дома, в котором также находятся 43 жилых помещения, являющихся муниципальной собственностью города Полярные Зори.

Судом установлено, что 21 января 2019 года ООО УК «Полярные Зори» уведомило администрацию города Полярные Зори, МКУ «ОИОиМК города Полярные Зори», МКУ «Управление городским хозяйством» о том, что при визуальном осмотре спорного многоквартирного жилого дома специалистами управляющей организации выявлено наличие трещин на внешних стенах здания, а также просило провести обследование указанного многоквартирного жилого дома, с целью окончательной оценки технического состояния здания и разработки мероприятий по устранению причин появления трещин, а также их ликвидации.

Согласно акту №1 от 08 февраля 2019 года, составленного по итогам осмотра многоквартирного жилого дома 14 по проспекту Нивский в городе Полярные Зори, проведенного на основании распоряжения главы муниципального образования г.Полярные Зори от 07 февраля 2019 года №23р с привлечением специалистов администрации г.Полярные Зори и управляющей организации, на боковом и центральном фасаде указанного жилого дома выявлены трещины на протяжении всей высоты здания с 1 по 5 этаж, в том числе несколько трещин проходят во всю длину опор железобетонных перемычек оконных проемов с 1 по 5 этаж. Под оконным проемом 1 этажа нарушена кирпичная кладка – разрушены кирпичи, в стене образовались пустоты. Маяки на здании не установлены, в связи с чем невозможно определить степень деформации кирпичных стен, и, тем самым, определить необходимость проведения текущего или капитального ремонта.

По результатам осмотра в адрес ООО УК «Полярные Зори» выданы рекомендации об устранении выявленных нарушений в срок до 24 мая 2019 года путем организации систематического наблюдения за трещинами, вызвавшими повреждение кирпичных стен с помощью установки маяков. В случае установления увеличения деформации рекомендовано принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего ее развития, а также провести строительную экспертизу.

13 мая 2019 года ГЖИ по Мурманской области ООО УК «Полярные Зори» было выдано предписание №488/04 об обязании установки маяков на трещине фасада указанного многоквартирного жилого дома и осуществлении наблюдения за ними. Срок исполнения предписания был установлен до 26 июля 2019 года.

Во исполнение данного предписания специалистами управляющей организации были установлены маяки на здании. В период с 07 июня по 26 июля 2019 года раскрытие трещин отсутствовало, данная информация, а также сведения о запланированных работах по ремонту трещины до 01 октября 2019 года, были направлены в адрес ГЖИ по Мурманской области.

24 октября 2019 года специалистами управляющей организации при визуальном осмотре фасада спорного многоквартирного жилого дома и маяков был установлен факт наличия видимой трещины (маяк № 2) на торцевой стене фасада со стороны первого подъезда, что могло свидетельствовать о развитии деформации несущей стены здания. По итогам осмотра составлен акт, в адрес администрации города Полярные Зори и МКУ «ОИОиМК города Полярные Зори» направлено уведомление от 01 ноября 2019 года.

Вместе с тем, обладая информацией о наличии обстоятельств, свидетельствующих о существенной опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома 14 по проспекту Нивский в городе Полярные Зори, а также о состоянии несущих и ограждающих конструкций, которые не могут обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома, администрация города Полярные Зори, на которую в силу закона возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, меры по установлению характера имеющегося дефекта фасада дома путем организации его обследования специализированной организацией и последующего представления соответствующих документов в межведомственную комиссию с целью разрешения вопроса о возможности и необходимости признания спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не принимала.

При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правильно признал незаконным бездействие администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией, в части осуществления контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда и своевременному принятию мер для признания многоквартирного жилого дома №14 по проспекту Нивский в городе Полярные Зори Мурманской области аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с возложением обязанности принять меры по организации обследования фасада указанного многоквартирного жилого дома специализированной организацией с последующим обращением в межведомственную комиссию для разрешения вопроса о признании его аварийным с предоставлением соответствующего заключения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что функции по непосредственному ремонту и содержанию жилищного фонда возложены на управляющую организацию, не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку вопрос об организации текущего содержания, технического обслуживания и ремонта дома не является предметом рассмотрения поданного административного искового заявления.

Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены или учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 174, 177, 308, 309 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 19 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией Буркгарт Ю. С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 августа 2020 года.

33а-1790/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
КОЗЫРЕВА Галина Валентиновна
прокурор г. Полярные Зори
Ответчики
Администрация г. Полярные Зори с подведомственной территорией
Другие
МКУ ОИОиМК администрации г. Полярные Зори
ООО "УК Полярные Зори"
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Мильшин Сергей Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
27.07.2020Передача дела судье
27.07.2020Судебное заседание
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Передано в экспедицию
19.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее