Решение по делу № 2-143/2019 (2-3685/2018;) ~ М-3481/2018 от 07.11.2018

Дело № 2-143/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2019 года                            город Нижний Новгород

Судья Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода Умилина Е.Н., при секретаре Сметаниной Н.М., с участием старшего помощника прокурора Сормовского района города Нижнего Новгорода Киреевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Нижнего Новгорода к ФИО5 и ФИО6 о выселении и определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, по встречному иску ФИО5 к администрации города Нижнего Новгорода о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

установил:

Администрация города Нижнего Новгорода обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просит определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ФИО5, с учетом убытков, связанных с изъятием объекта недвижимости и земельного участка в размере 326527 рублей. Возложить на ФИО5 обязанность в течении 10 календарных дней предоставить администрации города Нижнего Новгорода банковские реквизиты для перечисления денежного возмещения за изымаемое жилое помещение. Возложить на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность выплатить ФИО5 денежное возмещение за <адрес>, принадлежащую ему на праве собственности включая убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, в размере 326527 рублей путем внесения данных денежных средств на открытый на имя ответчика банковский счет. Выселить ФИО5 и ФИО6 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в течение 14 дней с момента перечисления банковский расчетный счет ФИО5 денежных средств, составляющих возмещение за изымаемое жилое помещение. Прекратить право собственности ФИО5 на <адрес> с момента перечисления денежных средств на счет ФИО5. Признать право собственности за муниципальным образованием «город Нижний Новгород» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с момента перечисления денежных средств на счет ФИО5. Признать ФИО5 и ФИО6 утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> в течение 14 дней с момента перечисления на счет ФИО5 денежных средств, составляющих возмещение за изымаемое жилое помещение.

В обоснование своих требований указал, что в соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 10 октября 2012 года № 4107 «О признании жилого дома № 3 Литера А по улице Ударная аварийными и подлежащим сносу» и постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 10 марта 2016 года № 506 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном <адрес> Литера А по <адрес>», <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, подлежат изъятию для муниципальных нужд. Постановлением администрации города Нижнего Новгорода № 4107 от 10 октября 2012 года собственникам жилых помещений в данном доме установлен срок для сноса данного аварийного дома – 30 декабря 2014 года. Указанный аварийный дом не входит государственную региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области». У администрации города Нижнего Новгорода отсутствует возможность предоставить всем собственникам жилых помещений в аварийных домах, подлежащих сносу, жилые помещения взамен изымаемых. Таким образом, обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения регулируются нормами статьи 32 ЖК РФ. Соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, подписанное уполномоченным лицом от администрации города Нижнего Новгорода, получено собственником <адрес> ФИО5 В.В. 16 января 2017 года. ФИО5 В.В. подписывать соглашение отказался, требует предоставление другого благоустроенного жилого помещения. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд, величина рыночной стоимости оцениваемого имущества с учетом доли в праве общей собственности на земельный участок под домом, включая размер убытков, связанных с изъятием земельного участка и объекта недвижимости составляет 326527 рублей. <адрес> находится в собственности ФИО5 В.В. на основании договора купли-продажи квартиры от 01 марта 2012 года. ФИО5 В.В. в установленный постановлением администрации города Нижнего Новгорода срок до 30 декабря 2014 года снос не осуществил.

Ответчик ФИО5 В.В. обратился в суд со встречным иском, в котором просит признать за ним право на выселение из жилого помещения по адресу: г. Н.Новгород, <адрес> с предоставлением в собственность иного жилого помещения и обязать администрацию города Нижнего Новгорода предоставить ему в собственность благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, находящееся в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого в городе Нижнем Новгороде, в срок не позднее 31 декабря 2019 года.

В обоснование своих требований указал, что в период рассмотрения гражданского дела Правительством Нижегородской области 29 марта 2019 года вынесено постановление № 168 «Об утверждении государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 года»». Дом 3 по улице Ударной города Нижнего Новгорода включен в данную адресную программу. Таким образом, выплата выкупной цены не является единственным способом разрешения спора, так как ему предоставлено право выбора: выплата выкупной цены либо получение иного жилого помещения взамен изымаемого. Администрация города Нижнего Новгорода, предъявив первоначальный иск и настаивая на нем, отказывается предоставить ему другое благоустроенное жилье взамен изымаемого, чем нарушаются его права, поэтому он вынужден обратиться со встречным иском в суд.

В ходе рассмотрения гражданского дела в качестве третьих лиц привлечены Правительство Нижегородской области и Министерство строительства Нижегородской области.

Представитель истца-ответчика администрации города Нижнего Новгорода ФИО12, действующая на основании доверенности, исковые требования администрации города Нижнего Новгорода поддержала в полном объеме, встречные исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на встречный иск. Просит суд при вынесении решения взять за основу заключение эксперта, представленное администрацией города Нижнего Новгорода и определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение в сумме 326527 рублей, выселить ответчиков из <адрес>. Указывает, что планируемая дата окончания переселения <адрес> города Нижнего Новгорода – 31 декабря 2019 года, указанная дата является конечным сроком выполнения обязательств органом местного самоуправления в части расселения данного дома. Данный дом включен в первый этап переселения. Пунктом 10 Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области установлены различные способы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Для расселения жилых помещений, находящихся в частной собственности по 1 этапу предусмотрено расселение не связанное с приобретением жилых помещений, предусмотрен только способ расселения путем выкупа жилых помещений у собственников. Поскольку ФИО5 В.В. является собственником жилого помещения, на администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность по реализации права собственника жилого помещения путем выплаты собственнику жилого помещения выкупной цены за изымаемый объект недвижимости.

Ответчик-истец ФИО5 В.В. исковые требования администрации города Нижнего Новгорода не признал, суду пояснил, что он имеет право на предоставление ему другого благоустроенного жилья взамен изымаемого с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Ответчик ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель третьего лица Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства строительства Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представил письменную позицию по делу. Указывает, что <адрес> города Нижнего Новгорода включен в 1 этап Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>, ориентировочный срок его расселения – 31 декабря 2019 года. Программой предусмотрен способ расселения жилых помещений <адрес> города Нижнего Новгорода, принадлежащих гражданам на праве собственности, – предоставление возмещения за изымаемое у собственника жилое помещение. Предельный объем затрат на расселение дома составляет 11296051 рубль 20 копеек. Поддерживает позицию администрации города Нижнего Новгорода, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, заключение старшего помощника прокурора Сормовского района города Нижнего Новгорода Киреевой Т.В., исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, собственником <адрес> является ФИО5 В.В. на основании договора купли-продажи квартиры от 01 марта 2012 года и соглашения от 01 апреля 2012 года, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 25 декабря 2012 года и выписки из ЕГРН.

В указанной комнате постоянно зарегистрирован ФИО6 с 30 марта 2013 года, что следует из выписки из домовой книги.

Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода № 4107 от 10 октября 2012 года жилой <адрес> Литера А по <адрес> города Нижнего Новгорода признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам установлен срок для сноса аварийных домов – 30 декабря 2014 года. Администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода предписано в срок до 30 октября 2012 года проинформировать собственников помещений в аварийном доме о признании дома аварийным и подлежащим сносу, и предъявить им требования о сносе дома в срок до 30 декабря 2014 года, обеспечить снос дома после расселения жителей. Данное постановление не признано недействительным и никем не оспорено.

В установленный срок снос дома собственниками осуществлен не был, поэтому началось его расселение.

Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода № 506 от 10 марта 2016 года земельный участок, занимаемый многоквартирным домом Литер А по <адрес> города Нижнего Новгорода, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме изъят для муниципальных нужд, изъяты объекты недвижимости, расположенные в этом доме для муниципальных нужд. Постановлено администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода подготовить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с каждым правообладателем недвижимости, от имени администрации города Нижнего Новгорода подписать проекты соглашений, направить данные проекты правообладателям объектов недвижимости.

Администрацией города Нижнего Новгорода ФИО5 В.В. было предложено в 2017 году заключить соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, копия соглашения была получена ФИО5 В.В. 26 января 2017 года. ФИО5 В.В. подписывать соглашение отказался, указав причину – прошу предоставить благоустроенное жилье, так как эта комната является единственным жильем.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения администрации города Нижнего Новгорода с иском в суд.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В соответствии со ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию.

Частью 4 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.

Согласно разъяснением, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2012 года обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Аналогичные разъяснения содержаться в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, согласно которым в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ, частью 1 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 той же статьи).

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создается государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В силу части 1 статьи 16 названного Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01 января 2019 года, она утверждается на период до 01 сентября 2025 года.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; 3) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы; 4) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (пункт 2.2).

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (пункт 3).

В соответствии со ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

На основании ч. 9 ст. 32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

В соответствии со ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд должно содержать размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.

Согласно ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Как указывалось выше, жилой <адрес> Литера А по <адрес> города Нижнего Новгорода был признан аварийным и подлежащим сносу до 01 января 2017 года, а именно 10 октября 2012 года, и не был включен в региональную адресную программу.

Как указано в Обзоре судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года № 168 «Об утверждении государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы» утвержден перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации государственной адресной программы, в котором спорный жилой <адрес> города Нижнего Новгорода включен в 1 этап Программы, ориентировочный срок его расселения – 31 декабря 2019 года.

Администрация города Нижнего Новгорода указывает, что указанной выше Программой предусмотрен способ расселения жилых помещений жилого <адрес>, принадлежащих гражданам на праве собственности, только в виде выплаты возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ. Указывает, что сумма возмещения, полагаемая ФИО5 В.В., составляет в размере 326527 рублей. В обоснование данной суммы представлен в суд отчет № 2658/16 от 28 июля 2016 года об оценке рыночной стоимости квартиры для подготовки соглашений об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, выполненный ООО «Центр независимой оценки «Эксперт»», согласно которому величина рыночной стоимости всего оцениваемого имущества, включая размер убытков – <адрес> с учетом доли в праве общей собственности на земельный участок под домом, включая размер убытков, связанных с изъятием земельного участка и объекта недвижимости составляет 326527 рублей.

ФИО5 В.В. не согласился с величиной рыночной стоимости оцениваемого имущества и заявил ходатайство о проведении судебной экспертизы.

Судом по ходатайству ФИО5 В.В. по делу была назначена судебная товароведческая экспертиза, производство которой поручено ООО «Лаборатория судебных экспертиз».

Согласно заключению эксперта ООО «Лаборатория судебных экспертиз» № 01-19/11 от 24 апреля 2019 года, размер возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения по адресу: <адрес> составляет 636894 рубля.

Суд в основу решения кладет заключение ООО «Лаборатория судебных экспертиз» № 01-19/11 от 24 апреля 2019 года, поскольку при проведении экспертизы соблюдены требования процессуального законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, заключение соответствует требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования, ответы на поставленные судом вопросы. Оснований не доверять выводам судебного эксперта у суда не имеется.

Суд приходит к выводу, что поскольку жилой <адрес> города Нижнего Новгорода признан в установленном порядке ветхим и подлежащим сносу, земельный участок под жилым домом изъят для муниципальных нужд, требования администрации города Нижнего Новгорода подлежат удовлетворению в части изъятия жилого помещения – <адрес> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном доме, принадлежащее на праве собственности ФИО5 В.В., и прекращении права собственности ФИО5 В.В. на <адрес> города Нижнего Новгорода, признании за муниципальным образованием <адрес> Новгород право муниципальной собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> Новгород, <адрес>, <адрес>, выселении ответчиков из жилого помещения по адресу: <адрес> Новгород, <адрес> и признании их утратившими право пользования данным жилым помещением.

Также суд приходит к выводу об обоснованности требований ФИО5 В.В. о предоставлении ему другого благоустроенного жилого помещения с зачетом выкупной цены по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Согласно приведенным выше положениям действующего законодательства в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Как видно из материалов дела, спорный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу 10 октября 2012 года, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации государственной адресной Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года № 168, дом включен в 1 этап Программы, ориентировочный срок его расселения – 31 декабря 2019 года.

Задачами данной Программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Нижегородской области, а также переселение граждан из жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки. Программой предусмотрено 6 этапов реализации Программы. Спорный <адрес> вошел в первый этап переселения, дата окончания переселения 31 декабря 2019 года.

Согласно решению Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2011 года № 165 «О Порядке распоряжения муниципальными жилыми помещениями в целях их предоставления собственникам изымаемых для муниципальных нужд жилых помещений»:

1.2. Порядок распространяется на отношения, связанные с распоряжением муниципальным жилым помещением в связи с предоставлением собственнику изымаемого жилого помещения другого жилого помещения взамен изымаемого, и устанавливает единые условия для предоставления такого жилого помещения.

1.4. Жилое помещение изымается у собственника путем выкупа в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

1.5. Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

1.7. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

1.8. Не допускается отказ в предоставлении собственнику другого жилого помещения взамен изымаемого при соблюдении следующих условий:

1.8.1. Изымаемое жилое помещение является для собственника единственным местом жительства (у собственника отсутствуют другие жилые помещения (доли в праве собственности на жилые помещения) в городе Нижнем Новгороде, принадлежащие ему на праве собственности, или занимаемые по договору социального найма).

1.8.2. Собственником не совершено гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, совершение которых привело к отчуждению жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения), в результате которых изымаемое жилое помещение стало для собственника единственным местом жительства. Указанные сделки и действия учитываются для собственников жилых помещений, расположенных в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, с момента признания таких домов аварийными и подлежащими сносу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для иных собственников - с момента принятия решения об изъятии.

1.8.3. Собственнику ранее не предоставлялось жилое помещение в связи с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд.

1.8.4. Согласие собственника жилого помещения на предоставление ему другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения.

Если изымаемое жилое помещение принадлежит нескольким сособственникам, на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения должно быть получено согласие всех сособственников.

1.8.5. Наличие в собственности администрации города Нижнего Новгорода свободного от прав третьих лиц жилого помещения, соответствующего требованиям пункта 2.2 Порядка.

2.1. Предоставляемое жилое помещение передается собственнику изымаемого жилого помещения в собственность.

2.2. Предоставляемое собственнику жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям городского округа «город Нижний Новгород», отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и находиться в границах городского округа «город Нижний Новгород».

Поскольку жилой многоквартирный <адрес> города Нижнего Новгорода признан аварийным и подлежащим сносу, включен в муниципальную программу, предметом которой является расселение граждан из аварийного жилья, ответчик ФИО5 В.В. выразил свое желание на получение жилого помещения вместо денежной компенсации с зачетом выкупной цены, другого жилого помещения для проживания он не имеет, в собственности недвижимого имущества у него не находится, суд полагает возможным обязать администрацию предоставить ответчику ФИО5 В.В. благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого с зачетом выкупной цены в размере 636894 рубля.

С доводами администрации города Нижнего Новгорода о том, что Программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года № 168, по 1 этапу предусмотрен только способ расселения путем выкупа жилых помещений у собственников, что является основанием для отказа в удовлетворении встречных исковых требований ФИО5 В.В., суд не может согласиться, так как в соответствии с нормами ЖК РФ отказ в предоставлении другого благоустроенного жилого помещения по согласованию с собственником не допускается. Собственник изымаемого жилого помещения имеет право выбора между выкупом жилого помещения или предоставлением взамен него иного жилого помещения. Данный выбор в пользу предоставления иного жилого помещения ответчиком был сделан, поскольку им заявлен соответствующий иск. В материалах дела отсутствуют доказательства, которые подтверждали бы, что ответчик не отвечает требованиям, предъявляемым к нему решением городской Думы.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а ограничение права выбора способа обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

Суд приходит к выводу о том, что требования ФИО5 В.В. обоснованы и подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что <адрес> города Нижнего Новгорода имеет общую площадь 32,8 кв.м, в том числе жилую 24,0 кв.м. По соглашению от 01 апреля 2012 года сособственники данной квартиры ФИО13 и ФИО5 В.В. произвели в натуре выдел долей: ФИО13 стала собственником комнаты жилой площадью 14,3 кв.м, ФИО5 В.В. стал собственником комнаты жилой площадью 9,7 кв.м, места общего пользования в квартире остались в совместной собственности сторон, порядок пользования установлен пропорционально долям занимаемой жилой площади.

Таким образом, суд возлагает на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность предоставить в собственность ФИО5 взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Новгород, <адрес>, комната 2, признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания общей площадью не менее 14,1 кв.м (9,7 кв.м + 4,4 кв.м), расположенное в черте города Нижнего Новгорода с зачетом его выкупной стоимости в размере 636894 рубля в выкупную цену.

Встречные исковые требования ФИО5 В.В. о признании за ним право на выселение из жилого помещения по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>, ком. 2 с предоставлением в собственность иного жилого помещения, являются излишне заявленными, так как данное право ФИО5 В.В. предоставлено законом.

Необходимости в дополнительном установлении срока исполнения администрацией города Нижнего Новгорода обязанности в предоставлении ФИО5 В.В. другого жилого помещения взамен изымаемого, не имеется, так как Программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года № 168 установлен срок расселения <адрес> города Нижнего Новгорода – 31 декабря 2019 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с администрации города Нижнего Новгорода в пользу ФИО5 подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации города Нижнего Новгорода удовлетворить частично.

Встречный иск ФИО5 удовлетворить.

Определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> 2, принадлежащее на праве собственности ФИО5, с учетом убытков, связанных с изъятием объекта недвижимости и земельного участка в размере 636894 рубля.

Возложить на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность предоставить в собственность ФИО5 взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Новгород, <адрес>, <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания общей площадью не менее 14,1 кв.м, расположенное в черте города Нижнего Новгорода с зачетом его выкупной стоимости в размере 636894 рубля в выкупную цену.

Выселить ФИО5 и ФИО6 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Прекратить право собственности ФИО5 на <адрес> города Нижнего Новгорода.

Признать за муниципальным образованием город Нижний Новгород право собственности на <адрес> города Нижнего Новгорода.

Признать ФИО5 и ФИО6 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Взыскать с администрации города Нижнего Новгорода в пользу ФИО5 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части иска администрации города Нижнего Новгорода отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд города Нижний Новгород в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий- подпись

Решение не вступило в законную силу

Подлинник решения находится в материалах дела № 2-143/2019

Копия верна:

Судья Сормовского районного суда

Г.Н.Новгорода                                                                                                    Е.Н. Умилина

2-143/2019 (2-3685/2018;) ~ М-3481/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокур Сормовского района г.Н.Новгород
Администрация г.Н.Новгорода
Ответчики
Шеин Владислав Владимирович
Куков Абдула Исрапилович
Другие
Правительство Нижегородской области
Администрация Сормовского района г.Н.Новгорода
Министерство строительства Нижегородской области
Плешкан Иван Анатольевич
Суд
Сормовский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Умилина Елена Николаевна
07.11.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2018[И] Передача материалов судье
08.11.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2018[И] Судебное заседание
06.12.2018[И] Производство по делу возобновлено
06.12.2018[И] Судебное заседание
17.12.2018[И] Судебное заседание
10.06.2019[И] Производство по делу возобновлено
10.06.2019[И] Судебное заседание
23.07.2019[И] Судебное заседание
01.08.2019[И] Судебное заседание
15.08.2019[И] Судебное заседание
20.08.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее