Дело № 2-82/2020
Решение в окончательной форме изготовлено 6 марта 2020г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 марта 2020 г. |
г. Оленегорск |
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Барабановой Т.К.,
при секретаре Константиновой Е.С.,
с участием
истца Дмитриева П.С.,
представителя истца Маричевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева Павла Сергеевича к Администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, Дмитриеву Александру Сергеевичу о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриев П.С. обратился в суд с иском к Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее по тексту Администрация г. Оленегорска, ответчик), Дмитриеву А.С. о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество. В обоснование иска указал, что он и его родной брат Дмитриев А.С. являются наследниками первой очереди по закону, по праву представления, ИАС, умершей 4 марта 2018 года, приходящейся им бабушкой. Других наследников не имеется. О смерти бабушки он узнал находясь в местах лишения свободы, после освобождения пытался собрать документы для обращения к нотариусу, однако, опять был заключен под стражу, в связи с чем пропустил срок для подачи заявления о принятии наследства. Кроме того, ответчик ввел его в заблуждение, сообщив, что ИАС оставила завещание в его пользу, после обнаружения документов на квартиру в ноябре 2019 года, он обратился к нотариусу, но получил отказ в получении свидетельства о праве на наследство, в связи с пропуском шестимесячного срока для принятия наследства, а также, поскольку в договоре, подтверждающем право собственности ИАС, отсутствовало указание на место нахождения жилого помещения – город и область. Поскольку фактически он принял наследство – с момента освобождения 01.08.2018 до ареста 21.09.2019 пользовался им, поменял замки, освободил от старых, ненужных вещей, просил восстановить срок для принятия наследства и признать его наследником, принявшим наследство, открывшееся после смерти ИАС.
Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, указал, что в настоящее время в квартире проживает Дмитриев А.С., который злоупотребляет спиртными напитками, приводит малознакомых людей, с которыми выпивает, не заботится о сохранности жилого помещения, постепенно его разрушая. Оплату жилья и коммунальных услуг по текущим платежам и задолженность, образовавшуюся после смерти бабушки ни он, ни ответчик не погашают. В августе 2019 года, после освобождения, он сменил запирающий механизм входной двери, отдал ключи брату и гражданской жене Маричевой Е.Н., выбросил личные вещи ИАС. В указанной квартире не проживал, другие изменения не производил, в сентябре 2019 года был арестован вновь, по настоящее время находится в местах лишения свободы.
Представитель истца Маричева Е.Н. в судебном заседании поддержала доводы истца, указала, что в квартиру не заходила, но видела, что входная дверь имеет повреждения, знает, что в ней собираются компании, употребляющие спиртные напитки. Задолженность по оплате жилья и коммунальным платежам не погашала, в каком состоянии в настоящее время находится жилое помещение не знает.
Представитель Администрации г. Оленегорска в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв, приобщенный к материалам дела (л.д. 56-57), полагала, что нахождение в местах лишения свободы само по себе в отсутствие установленных юридически значимых обстоятельствах не может расцениваться в качестве уважительной причины пропуска наследником срока для принятия наследства. Ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие, оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии со ст. 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 34, 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Из материалов дела и пояснений истца установлено, что на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 15 декабря 1992 года, ИАС передана в собственность квартира, расположенная по адресу: Мурманская область, г. Оленегорск, ... (л.д. 14-15).
Регистрационным удостоверением подтверждается факт регистрации указанного жилого помещения в ГОБУ «ЦТИиПД» за ИАС (л.д. 15, 22-23).
4 марта 2018г. ИАС умерла, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным отделом ЗАГС администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области 06 марта 2018 г. (л.д. 13).
Дмитриев П.С. является внуком умершей ИАС, что подтверждается свидетельствами о рождении истца от 20.11.1978, о рождении его матери – ДМН (в девичестве ИАС), приходящейся дочерью ИАС (л.д. 17-19).
Поскольку согласно свидетельству о смерти , выданному отделом ЗАГС администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области 20.12.2004, ДМН умерла 16 декабря 2004г., истец в силу ст. 1142 ГК РФ является наследником первой очереди по закону по праву представления имущества, оставшегося после смерти ИАС.
На день смерти наследодатель постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: Мурманская область, город Оленегорск, ... (л.д. 16).
Данных о наличии наследников по завещанию, а также доказательств, подтверждающих принятие наследства после смерти ИАС какими-либо лицами, суду не представлено.
По сведениям, представленным нотариусами нотариального округа: город Оленегорск Мурманской области , наследственного дела в отношении умершей ИАС, не заводилось (л.д. 44, 46).
Учитывая, что ИАС умерла 4 марта 2018г., установленный законом шестимесячный срок для обращения с заявлением о принятии наследства после её смерти истек 5 сентября 2018г..
Исследовав доводы истца и его представителя о том, что Дмитриев П.С. фактически принял наследство бабушки, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, представлено не было.
Так, в период с 04.03.2018 по 05.09.2018 истец и/или по его получению другое лицо не совершили каких-либо действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, Дмитриев П.С. не вселялся в принадлежавшее наследодателю жилое помещение, не был зарегистрирован и не проживал в нем на день открытия наследства, не осуществлял оплату коммунальных услуг – задолженность на 31.12.2018 составила 2 344 рубля 59 копеек, на 29.02.2020 – 11 480 рублей 16 копеек.
Истец обратился к нотариусу с целью принятия наследства в ноябре 2019 года, т.е. после истечения установленного законом срока.
Как установлено в судебном заседании из пояснений истца, пропуск срока для своевременного принятия наследства был обусловлен тем, что он находился в местах лишения свободы, в связи с чем не имел возможности оформить документы и подать соответствующее заявление.
Иных причин, обосновывающих уважительность пропуска установленного законом срока, суду представлено не было, а судом не добыто.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, из смысла вышеуказанных норм права и разъяснений по их применению, основаниями для восстановления срока принятия наследства являются исключительные обстоятельства, лишившие наследника возможности принять наследственное имущество, а бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя, лежит на лице, обратившемся с требованием о восстановлении данного срока.
Судом установлено, что об открытии наследства истец узнал своевременно.
Как следует из текста приговоров Оленегорского городского суда Мурманской области от 08.02.2018 и 28.02.2019, вынесенных в отношении Дмитриева П.С., последний находился в местах лишения свободы с 08.02.2018 по 01.08.2018, в дальнейшем заключен под стражу 21.09.2018 (л.д. 27-32).
При таких обстоятельствах, учитывая, что в период с 01.08.2018 по 20.09.2018, т.е. до истечения шестимесячного срока, установленного законом для принятия наследства, истец находился на свободе, он не был лишен возможности обратиться к нотариусу за принятием наследства в указанный срок.
При этом, каких-либо уважительных причин, препятствующих истцу как наследнику своевременно решить вопрос о принятии наследства, не приведено, и доказательств наличия таких причин не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанные истцом обстоятельства – нахождение под стражей и в местах лишения свободы не препятствовали ему своевременно, в установленный законом срок обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку законом предусмотрено как личное обращение к нотариусу, так и посредством направления заявления почтой, так и через представителя. Отсутствие правоустанавливающих документов на квартиру также не является уважительной причиной пропуска процессуального срока, так как обращение в государственные органы с целью получения необходимых документов истец также мог осуществить через своего представителя, указанным правом он воспользовался, уполномочив на основании нотариально оформленной доверенности от 19 июля 2019г. Маричеву Е.Н. вести его дело по оформлению наследственных прав на имущество, оставшееся после умершей 04.03.2018 ИАС
При таких обстоятельствах, причину пропуска срока для принятия наследства, указанную истцом, суд не может признать уважительной, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░