Дело № 2-404/2022
51RS0001-01-2021-008280-07
Изготовлено в окончательной форме 26 января 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 января 2022 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,
при секретаре Дроздовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пашинского В.В. к Военному комиссариату городов Полярный, Гаджиево и Снежногорск Мурманской области, ФКУ «Военному комиссариату Мурманской области» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки,
установил:
Пашинский В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату городов Полярный, Гаджиево и Снежногорск Мурманской области, Военному комиссариату Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки.
В обоснование исковых требований указано, что Пашинский В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в селе <адрес>, откуда выехал добровольно, в связи с чем, в соответствии с законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Пашинскому В.В. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверения серии АА №, подтверждающее статус гражданина, выехавшего добровольно из зоны отселения.
В период с ДД.ММ.ГГГГ Пашинский В.В. проходил военную службу по контракту, по окончании которой уволен с военной службы с правом на пенсию. Является военным пенсионером, на воинском учете состоит в военном комиссариате городов Полярный, Гаджиево и Снежногорск Мурманской области.
Кроме того, в настоящее время осуществляет трудовую деятельность в войсковой части <адрес> на должности водителя автомобиля пожарной команды вышеуказанной воинской части.
Приказом командира войсковой части 77360-В от ДД.ММ.ГГГГ № Пашинскому В.В. был предоставлен дополнительный отпуск сроком 14 дней как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Кроме того ему была выдана справка для оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, согласно которой размер оплаты дополнительного отпуска составляет 29 129 рублей 10 копеек.
За предоставлением Пашинскому В.В. меры социальной поддержки в виде оплаты Дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней за 2021 год он, через военный комиссариат городов Полярный, Гаджиево и Снежногорск Мурманской области обратился в военный комиссариат Мурманской области, предоставив соответствующее заявление и необходимые для оплаты документы.
В августе 2021 года на адрес Пашинского В.В. поступило из военного комиссариата Мурманской области письмо от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказало в предоставлении указанной меры поддержки ввиду того, что законом не предусмотрено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, выехавшим добровольно из зоны отселенения на новое место жительства. Полагая данный отказ незаконным, просит суд признать незаконным решение должностного лица военного комиссариата Мурманской области, оформленный в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении Пашинскому В.В. меры социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней за 2021 год. Обязать военный комиссариат Мурманской области и военный комиссариат городов Полярный, Гаджиево и Снежногорск Мурманской области предоставить Пашинскому В.В. меру социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней за 2021 год. Взыскать с военного комиссариата Мурманской области понесенные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Пашинский В.В. в судебном заседании настаивал на исковых требованиях в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФКУ «Военному комиссариату Мурманской области» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала позицию изложенную в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что гражданам (работникам), добровольно выехавшим на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы, право на представление дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней не предусмотрено поскольку они относятся к лицам, указанным в п.11 ч.10 ст.13. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика Военного комиссариата городов Полярный, Гаджиево и Снежногорск Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения и доводы участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статьи 2 и 42). Возложение на государство обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека, равно как и созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предполагает организацию охраны окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных (часть 1 статьи 7 и статья 18 Конституции Российской Федерации).
Обязанность Российской Федерации по возмещению вреда, причиненного техногенными авариями и катастрофами, предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, в том числе посредством обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия, а также охраны здоровья граждан, оказавшихся в зоне радиационного риска, включая женщин и детей, которым в Российской Федерации как социальном государстве гарантируется государственная поддержка (преамбула, часть 2 статьи 7, части 1 и 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
В рамках реализации этой обязанности на законодательном уровне разработана система мер социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС - экстраординарной по своим последствиям техногенной аварии XX века, приведшей к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливает для граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, гарантии возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие данной катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставления им мер социальной поддержки, в том числе при выезде с указанной территории на другое место жительства (статьи 1, 3 и 13).
Основным показателем, обусловливающим необходимость возмещения вреда и предоставления мер социальной поддержки гражданам, которые проживают на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, либо выезжают с таких территорий, является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные территории в зависимости от радиационной обстановки и с учетом других факторов подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение и зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 1 статьи 6 и часть вторая статьи 7 названного Закона).
Граждане территории зоны отселения, принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки (статьи 9 и 27 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту - Закон) к гражданам, - подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Как следует из преамбулы к статье 17 указанного Закона, гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные I пунктами 3-12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются меры социальной поддержки, перечисленные в пунктах 1-13 статьи 17 Закона.
Использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней как мера социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предусмотрена пунктом 5 части 1 статьи 14 Закона.
Судом установлено, что Пашинский В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в селе <адрес>, откуда выехал добровольно.
В соответствии с законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Пашинскому В.В. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверения серии АА №, подтверждающее статус гражданина, выехавшего добровольно из зоны с правом на отселение.
В период с <адрес> Пашинский В.В. проходил военную службу по контракту, по окончании которой уволен с военной службы с правом на пенсию. На воинском учете состоит в военном комиссариате городов Полярный, Гаджиево и Снежногорск Мурманской области.
В настоящее время Пашинский В.В. осуществляет трудовую деятельность в войсковой части <адрес> на должности водителя автомобиля пожарной команды.
Приказом командира войсковой части 77360-В от ДД.ММ.ГГГГ № Пашинскому В.В. был предоставлен дополнительный отпуск сроком 14 дней как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выдана справка для оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, согласно которой размер оплаты дополнительного отпуска составляет 29 129 рублей 10 копеек.
За предоставлением меры социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней за 2021 год Пашинский В.В., через военный комиссариат городов Полярный, Гаджиево и Снежногорск Мурманской области обратился в военный комиссариат Мурманской области, предоставив соответствующее заявление и необходимые для оплаты документы.
Военный комиссариат Мурманской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ, отказал Пашинскому В.В. в предоставлении указанной меры поддержки ввиду того, что законом не предусмотрено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, выехавшим добровольно из зоны с правом на отселение на новое место жительства.
Пашинский В.В. полагает данный отказ незаконным.
В силу статей 56-57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основаниях своих требований или возражений.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13 декабря 2017 года № 40-П, выезд из населенных пунктов, относящихся как к зоне отчуждения, так и к зоне отселения (включая ту ее часть, откуда жители подлежали обязательному переселению), мог быть осуществлен и в добровольном порядке исходя из предоставленной гражданам объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья (пункт 5 статьи 6 и пункт 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), что не лишает граждан, таким образом, покинувших указанные территории, возможности присвоения им статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, основанием возникновения которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства (определения от 14 июня 2006 года N 273-О и от 1 марта 2007 года N 26-О).
При этом в пункте 2.2 вышеназванного постановления Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что зона отселения характеризуется различными показателями радиоактивного загрязнения, с учетом которых оценивается возможность проживания на соответствующей территории. Если плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), проживание населения на таких территориях зоны отселения запрещается. Граждане подлежат обязательному отселению, а возможность их возвращения на указанные территории исключается вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Вместе с тем, территория, где проживал Пашинский В. В., <адрес> не относится к территории зоны отчуждения или зоны отселения, а относится к зоне с правом на отселение(Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 г. N 106).
Согласно удостоверению серии АА № Пашинский В.В. относится к льготной категории граждан, проживавших в зоне с правом на отселение и выехавших добровольно на новое место жительства (пункт 11 части 1 статьи 13 Закона № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; работникам, с ненормированным рабочим днем; работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
На основании статьи 14 Закона при предъявлении соответствующего удостоверения отдельным категориям граждан предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней (пункт 5 части 1 статьи 14 Закона).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991 к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Указанным гражданам гарантируются меры социальной поддержки, установленные статьями 17 и 22 Закона №1244-1 от 15.05.1991, которыми не предусмотрено право работника, добровольно выехавшего на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы, на предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
По обращению Пашинского В.В., по вопросу предоставления дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней, в прокуратуру Северного флота, была проведена проверка, по результатам которой было установлено отсутствие у Пашинского В.В. права на оплату дополнительного отпуска.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и юридически значимые обстоятельства, суд исходил из того, что истец в соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не относится к категории граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Поскольку, согласно ч. 1 ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, указанным в п. 11 ст. 13 этого Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона, в которой получение меры в виде дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней отсутствует.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 94, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пашинского В.В. к Военному комиссариату городов Полярный, Гаджиево и Снежногорск Мурманской области, Военному комиссариату Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Лабутина