Мотивированное решение составлено 06 августа 2018 года
Дело № 2-817/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области
в составе председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.
при секретаре Боровиковой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
01 августа 2018 года
гражданское дело по иску Ворониной Анны Константиновны к ООО «Главное управление жилищным фондом» о защите прав потребителей,
Шевченко Елены Григорьевны к ООО «Главное управление жилищным фондом» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л:
02.04.2018 г. Воронина А.К. обратилась в суд с иском к ООО «Главное управление жилищным фондом» (далее ООО «ГУЖФ») об обязании произвести перерасчет по коммунальным услугам, ссылаясь на то обстоятельство, что со стороны ответчика имело место систематическое оказание услуг ненадлежащего качества. Начиная с марта 2017 года истцу поступают платежные документы для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Однако, указанные в платежных документах услуги, такие как: отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, содержание и текущий ремонт общего имущества помещения фактически не оказываются. В доме в целом и в частности квартире истца на протяжении нескольких лет наблюдается ненадлежащее качество услуг по теплоснабжению, выражается оно в низких температурах воздуха в квартирах; несоблюдение графика качественного регулирования температуры воды в системе отопления; неравномерном прогреве всех нагревательных приборов; не поддержании требуемого давления в подающем и обратном трубопроводах системы. Указанные обстоятельства подтверждаются результатами проверки ДГЖН ЯО.
С учетом уточнений истец просила (том 1 л.д. 2-5, 120-121):
1. Признать указанные в платежном документе услуги: «отопление», «холодное и горячее водоснабжение», «водоотведение», «содержание и текущий ремонт общего имущества помещения» за период с марта 2017 г. по октябрь 2017 г. не оказанными.
2. Обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» произвести
перерасчет в платежном документе за услуги: «отопление», «холодное и горячее
водоснабжение», «водоотведение», «содержание и текущий ремонт общего имущества помещения» за период с марта 2017 г. - апрель 2018 г. в размере 74908 руб. 09 коп..
3. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» моральный вред в
размере 20000 руб..
4. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» за несоблюдение в
добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере
пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Определением суда от 05.04.2018 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, Михалев А.А. (том 1 л.д. 1).
02.04.2018 г. Шевченко Е.Г. обратилась в суд с иском к ООО «Главное управление жилищным фондом» (далее ООО «ГУЖФ») об обязании произвести перерасчет по коммунальным услугам, ссылаясь на то обстоятельство, что со стороны ответчика имело место систематическое оказание услуг ненадлежащего качества. Начиная с марта 2017 года истцу поступают платежные документы для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Однако, указанные в платежных документах услуги, такие как: отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, содержание и текущий ремонт общего имущества помещения фактически не оказываются. В доме в целом и в частности квартире истца на протяжении нескольких лет наблюдается ненадлежащее качество услуг по теплоснабжению, выражается оно в низких температурах воздуха в квартирах; несоблюдение графика качественного регулирования температуры воды в системе отопления; неравномерном прогреве всех нагревательных приборов; не поддержании требуемого давления в подающем и обратном трубопроводах системы. Указанные обстоятельства подтверждаются результатами проверки ДГЖН ЯО.
С учетом уточнений истец просила (том 2 л.д. 2-5, 120-121):
1. Признать указанные в платежном документе услуги: «отопление», «холодное и горячее водоснабжение», «водоотведение», «содержание и текущий ремонт общего имущества помещения» за период с марта 2017 г. по октябрь 2017 г. не оказанными.
2. Обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» произвести
перерасчет в платежном документе за услуги: «отопление», «холодное и горячее
водоснабжение», «водоотведение», «содержание и текущий ремонт общего имущества помещения» за период с марта 2017 г. - апрель 2018 г. в размере 74908 руб. 09 коп..
3. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» моральный вред в
размере 20000 руб..
4. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» за несоблюдение в
добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере
пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Определением суда от 05.04.2018 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, Крайний В.Г., Крайний В.В., Крайний Г.В. (том 2 л.д. 1).
Определением суда от 01.08.2018 г. на основании ч. 4 ст. 151 ГПК РФ оба дела соединены в одно производство.
В судебном заседании истцы Воронина А.К. и Шевченко Е.Г. иск поддержали в объеме заявленных требований.
Ответчик ООО «Главное управление жилищным фондом» (далее ООО «ГУЖФ» в суд своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. В представленном суду отзыве представитель ответчика по доверенности Будникова Е.В. (том 1 л.д. 166-169, том 2 л.д. 151-154) просила отказать истцам в удовлетворении требований. В обоснование возражений ссылается на то, что уборка мест общего пользования в придомовой территории с 01 ноября 2017 года по 31 января 2018 года не осуществлялась ввиду временного отсутствия эксплуатирующего персонала. В связи с указанными обстоятельствами был произведен перерасчет коммунальных услуг. По остальным услугам документы и заявки по их не предоставлению истцам в адрес ответчика не поступали, в связи с чем перерасчет платы за коммунальные услуги не осуществлялись.
Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд находит требования истцов подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента приобретения права собственности на жилое помещение.
В силу требований статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Аналогичное положение закреплено и в пункте 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
Таким образом, собственник жилого помещения несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом.
Согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
По делу установлено, что Воронина А.К. является собственником квартиры № расположенной по адресу: <адрес> квартире по указанному адресу также зарегистрирован ее сын Михалев А.А. (том 1 л.д. 8).
Шевченко Е.Г. является собственником квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>. В квартире по указанному адресу также зарегистрирован ее муж Крайний В.Г. и дети Крайний В.В., Крайний Г.В. (том 2 л.д. 8).
Управление многоквартирными домами № и № осуществляет ответчик - ООО «Главное управление жилищным фондом» (далее по тексту – ООО «ГУЖФ»), что следует из материалов дела и подтверждается договором управления (том 1 л.д. 146-156).
Полагая, что ответчиком за период с марта 2017 года по апрель 2018 года услуги по содержанию и ремонту жилья, а также коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению были оказаны ненадлежащим образом, истцы обратились в суд за защитой нарушенного права.
В домах, в целом, и, в частности, в квартире истцов, на протяжении нескольких лет наблюдается ненадлежащее качество услуг по теплоснабжению, выражается оно в низких температурах воздуха в квартирах; несоблюдении графика качественного регулирования температуры воды в системе отопления; неравномерном прогреве всех нагревательных приборов; не поддержании требуемого давления в подающем и обратном трубопроводах системы.
26.10.2017 г., 07.12.2017 г., 13.12.2017 г., 18.01.2018 г. Воронина А.К. обращалась к ответчику с претензией на ненадлежащее качество оказываемых услуг по уборке, отоплению и горячему водоснабжению, просила произвести перерасчет (том 1 л.д. 33-40).
В ответ на претензию от 26.10.2017 г. ответчик сослался на необходимость проведения капитального ремонта, что не входит в обязанности управляющей компании. (том 1 л.д. 41). Остальные претензии истца оставлены без ответа.
07.11.2017 г., 26.11.2017 г.,15.01.2018 г. Шевченко Е.Г. обратилась к ответчику с претензией на ненадлежащее качество оказываемых услуг по уборке, отоплению и горячему водоснабжению, просила произвести перерасчет, претензии истца оставлены без ответа (том 2 л.д. 21, 22, 23-24).
Истцы Воронина А.К., Шевченко Е.Г. и другие жители многоквартирных домов <адрес> обратились в Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - ДГЖН ЯО) с заявлением о неоказании услуг управляющей компанией (том 1 л.д. 131).
06.12.2017 г. и 08.12.2017 г. в связи с коллективными обращениями жителей домов <адрес> ДГЖН ЯО произведен осмотр жилых домов №№ 1, 2, 3 и 4. В ходе проверки были выявлены нарушения температурного режима ГВС и отопления в жилых помещениях (том 1 л.д. 46-47, 86-87).
12.12.2017 г. истец Воронина А.К. обратилась в ДГЖН ЯО с заявлением о нарушении управляющей компанией правил содержания и ремонта общедомового имущества, предоставления коммунальных услуг.
В ответ на обращения Ворониной А.К. 10.01.2018 г. и 23.01.2018 г. ДГЖН ЯО сообщил, что была проведена проверка в отношении управляющей компании. В ходе проверки установлены нарушения, выраженные в подтоплении подвального помещения дома, не обеспечении чистоты и доступности прохода ко всем элементам подвала, нарушении тепловой изоляции трубопроводов, проходящих в подвальном помещении дома, наружных теплотрасс, отсутствии запорного устройства на двери подвального помещения. Также установлено, что температура горячей воды в водоразборных точках, температурный уровень внутреннего воздуха в жилых помещениях жилого дома не соответствует требованиям Правилам предоставлении коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Коммунальная услуга по холодному водоснабжению предоставляется в соответствии с требованиями п.1, 3 Правил № 354 (том 1 л.д. 44-45, 77-78).
07-08.02.2018 г. на основании приказа ДГЖН ЯО от 30.01.2018 г. № 446-06-2/18 «О проведении внеплановой, документарной и выездной проверки юридического лица» произведена проверка жилых домов №№ и <адрес>. В ходе проверки были выявлены различные нарушения оказываемых услуг, в том числе и нарушения температурного режима ГВС и отопления в жилых помещениях (том 2 л.д. 17-20).
13.03.2018 г. в связи с коллективными обращениями жителей домов в/ч 18401 Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области произведен осмотр жилых домов №№ 1, 2, 3 и 4. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований со стороны управляющей компании (том 1 л.д. 77-47).
В соответствии с п. 5 Приложения №1 к Правилам обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже + 18°С (в угловых комнатах -+20°С), в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р51617-2000). Фактически температурный режим в квартирах истцов ниже нормативной.
По факту нарушения правил и ремонта домов, нарушения правил предоставления коммунальных услуг в отношении ООО «ГУЖФ» 26.12.2017 г. государственным жилищным инспектором Ярославской области составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ (том 1 л.д. 80-81).
12.12.2017 г. ДГЖН ЯО выдал ООО «ГУЖФ» предписание об устранении выявленных нарушений (том 1 л.д. 87-88).
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности истцами факта ненадлежащего оказания ответчиком услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно пункту 150 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на ответчике.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ввиду предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, истцы имеют право на освобождение их от платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению за период с марта 2017 года по апрель 2018 года.
Истцами не представлены доказательства того, что им не были оказаны услуги по видам «холодное водоснабжение», «водоотведение», «содержание и ремонт жилого помещения», в связи с чем, требования истцов в этой части удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии разъяснениями, содержащимися в п. 45 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что в случае нарушения качества предоставления потребителя коммунальной услуги, исполнитель несет установленную действующим законодательством ответственность, в том числе за причинение потребителю морального вреда.
С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая степень вины ответчика, характер нравственных страданий истца, то, что его права, как потребителя, были нарушены, также принимая во внимание принцип разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истцов в счет компенсации морального вреда по 5000 рублей.
Учитывая, что потребители с вышеуказанными требованиями в досудебном порядке обращались к исполнителю, подлежит взысканию штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», в размере по 2500 рублей в пользу каждого истца.
Согласно п. 1 ст. 103 ГК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ) подлежит зачислению в бюджет муниципального района по нормативу 100 процентов. В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, составляет 600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить частично.
1. Обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» произвести перерасчет путем исключения из лицевых счетов по адресу: Ярославская область, Ярославский район, в/ч 18401, д.2, кв.66, начисленную плату за отопление и горячее водоснабжение за период с 01 марта 2017 года по 30 апреля 2018 года.
2. Обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» произвести перерасчет путем исключения из лицевых счетов по адресу: Ярославская область, Ярославский район, в/ч 18401, д.4, кв.60, начисленную плату за отопление и горячее водоснабжение за период с 01 марта 2017 года по 30 апреля 2018 года.
3. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» в пользу Ворониной Анны Константиновны моральный вред в размере 5000 рублей и штраф в размере 2500 рублей, а всего 7500 рублей.
4. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» в пользу Шевченко Елены Григорьевны моральный вред в размере 5000 рублей и штраф в размере 2500 рублей, а всего 7500 рублей.
5. Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» в доход бюджета Ярославского муниципального района Ярославской области государственную пошлину в размере 600 рублей.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Ш. Сайфулина