13 января 2020 года Дело № 2а-827/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Поповой Д. В.,
при помощнике Охаловой О. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Илюхина Сергея Валерьевича к городскому Совету депутатов муниципального образования «Северодвинск», председателю городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилову Михаилу Александровичу о признании незаконными их действий, выразившихся в неорганизации обязательного рассмотрения правотворческой инициативы граждан на сессии городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», совершённые ими в период со 02.09.2019 по 21.11.2019,
установил:
Илюхин С. В. обратился в суд с административным исковым заявлением к городскому Совету депутатов муниципального образования «Северодвинск», председателю городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилову М. А. о признании незаконными их действий, выразившихся в неорганизации обязательного рассмотрения правотворческой инициативы граждан на сессии городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» (далее - Совет депутатов МО «Северодвинск», Совет депутатов Северодвинска), совершённые ими в период со 02.09.2019 по 21.11.2019.
Требования мотивирует тем, что инициативная группа в составе 13 человек в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обратилась в представительный орган муниципального образования «Северодвинск» с правотворческой инициативой. Постановлением Председателя Совета депутатов Северодвинска Старожилова М. А. от 02.09.2019 № 195-П правотворческая инициатива граждан зарегистрирована в виде внесённого в Совет депутатов Северодвинска проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» (л. д. 8). 18.10.2019 уполномоченным из инициативной группы граждан в Совет депутатов Северодвинска внесён доработанный проект решения с учётом ранее представленных заключений надзорных и контролирующих органов.
Согласно части 3 статьи 29 Устава муниципального образования «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16.06.1996 (далее - Устав Северодвинска), проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления Северодвинска или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие указанного акта, в течение трёх месяцев со дня его внесения.
Ссылаясь также на пункты 4.2, 4.5 Решения Совета депутатов Северодвинска от 26.10.2006 № 117 (в редакции от 28.03.2019 № 156) «Об утверждении Положения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «Северодвинск» (далее - Положение о правотворческой инициативе граждан), утверждает об отсутствии какого-либо обсуждения проекта муниципального правового акта, поскольку 21.11.2019 председатель городского Совета депутатов МО «Северодвинск», на заседании Совещания председателей постоянных депутатских комитетов принял решение о прекращении рассмотрения правотворческой инициативы граждан, которое, по его мнению, не наделено полномочиями для принятия такого решения.
Единственным уполномоченным органом для принятия правотворческой инициативы граждан в виде проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории МО «Северодвинск» является городской Совет депутатов МО «Северодвинск». Считает, что рассмотрение правотворческой инициативы должно было происходить в присутствии всех депутатов городского Совета МО «Северодвинск», представляющих интересы всех жителей города и политических партий, на сессии городского Совета депутатов.
При таких обстоятельствах, считает действия городского Совета депутатов МО «Северодвинск» и председателя городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилова М. А. нарушающими его права и права всех членов инициативной группы на правотворческую инициативу, а также противоречащими Уставу Северодвинска и статье 25 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Административный истец Илюхин С. В. в суде доводы административного искового заявления поддержал по изложенным в нём основаниям, просил их удовлетворить в полном объёме.
Представитель административных ответчиков: городского Совета депутатов МО «Северодвинск», председателя городского Совета депутатов МО «Северодвинск» Старожилова М. А. - Саладина Г. Н., действующая на основании доверенностей (л. д. 171, 173), имеющая высшее юридическое образование (л. д. 174), с доводами административного искового заявления не согласилась, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях и дополнениях к ним от 10.01.2020, от 13.01.2020.
Председатель городского Совета депутатов МО «Северодвинск» Старожилов М. А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Заинтересованное лицо Балашов О. Е. доводы административного искового заявления поддержал.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 29 Устава Северодвинска проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления Северодвинска или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие указанного акта, в течение трёх месяцев со дня его внесения.
В силу пункта 4.2. Решения Совета депутатов Северодвинска от 26.10.2006 № 117 (в редакции от 28.03.2019 № 156) «Об утверждении Положения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «Северодвинск» орган или должностное лицо местного самоуправления не позднее чем за 10 дней до даты рассмотрения проекта муниципального правового акта в письменной форме уведомляет представителей инициативной группы граждан о дате, времени и месте рассмотрения внесенного ими проекта муниципального правового акта и обеспечивает представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В соответствии с пунктом 4.5 указанного Положения уполномоченные представители инициативной группы вправе участвовать в обсуждении проекта муниципального правового акта, внесённого в порядке реализации правотворческой инициативы в органы местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего муниципального правового акта.
Как следует из материалов дела, установлено судом, 19.08.2019 в Совет депутатов Северодвинска поступил проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» (далее - проект решения) с соответствующими документами, внесённый инициативной группой граждан в порядке реализации правотворческой инициативы граждан.
В соответствии с подпунктом 2.2 Положения о правотворческой инициативе граждан органы местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего муниципального правового акта, в течение 14 дней обеспечивают проверку представленных документов на соответствие их Положению о правотворческой инициативе граждан, Порядку внесения проектов решений, законодательству Российской Федерации, а также проверку достоверности подписных листов.
В целях проведения проверки представленных документов постановлением Председателя Совета депутатов Северодвинска от 21.08.2019 № 190-П «О создании Комиссии по проверке документов правотворческой инициативы граждан» была создана соответствующая комиссия (далее - Комиссия).
Как следует из представленных возражений, пояснений представителя административных ответчиков в суде, по итогам проверки документов Комиссия, несмотря на имеющиеся недочёты в оформлении документов инициативной группы граждан, частичное несоответствие проекта решения нормам законодательства Российской Федерации, учитывая первичный опыт граждан в реализации правотворческой инициативы, приняла решение рекомендовать Председателю Совета депутатов Северодвинска зарегистрировать правотворческую инициативу граждан, в связи с чем Председателем Совета депутатов Северодвинска было издано постановление Председателя Совета депутатов Северодвинска от 02.09.2019 № 195-П «О регистрации правотворческой инициативы граждан в виде внесённого в Совет депутатов Северодвинска проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» (л. д. 8).
При этом данным постановлением инициативной группе граждан было предложено доработать внесенный проект решения по замечаниям, выявленным Комиссией при проверке документов, до 09.09.2019.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Регламента Совета депутатов Северодвинска Председатель Совета депутатов Северодвинска в целях полного и объективного рассмотрения постоянными депутатскими комитетами проектов решений направляет проекты решения в другие органы местного самоуправления, прокуратуру города Северодвинска, иным заинтересованным лицам для дачи заключений и предложений, либо рекомендаций Совету депутатов Северодвинска о принятии или непринятии проекта решения.
Поскольку до 09.09.2019 доработанный проект решения не поступил в Совет депутатов Северодвинска, проект решения, представленный в редакции от 19.08.2019, был направлен в прокуратуру города Северодвинска, Администрацию Северодвинска, Контрольно-счётную палату Северодвинска, а также Уполномоченному по правам ребёнка в Архангельской области и Губернатору Архангельской области для подготовки заключений.
На 01.10.2019 по проекту решения в Совете депутатов Северодвинска имелось семь отрицательных заключений на проект решения от вышеуказанных органов.
В соответствии с подпунктом 3.13 Положения о комитетах, утверждённого решением Городского совета депутатов Северодвинска от 15.02.2018 № 53, проекты решений Совета депутатов Северодвинска, внесенные в Совет депутатов Северодвинска субъектами правотворческой инициативы, проходят предварительное рассмотрение на заседаниях постоянных депутатских комитетов.
По результатам рассмотрения проекта решения постоянный депутатский комитет может принять одно из следующих решений:
- согласовать проект решения;
- согласовать проект решения с предложениями;
- отклонить проект решения;
- отправить проект решения на доработку.
07.10.2019 на заседании постоянного депутатского комитета по бюджетной политике состоялось первое рассмотрение проекта решения с участием представителей инициативной группы, в том числе с участием административного истца Илюхина С. В.
По результатам рассмотрения данного проекта решения, с учётом наличия отрицательных заключений, согласия представителей инициативной группы на доработку проекта решения постоянным депутатским комитетом было принято решение о направлении проекта решения на доработку.
В соответствии с подпунктом 4.6 пункта 4 Положения о правотворческой инициативе граждан инициативная группа по результатам обсуждения вправе внести изменения в проект муниципального правового акта (за исключением концептуальных изменений) не позднее чем за 10 дней до дня рассмотрения его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие данного муниципального правового акта.
21.10.2019 в Совет депутатов Северодвинска членами инициативной группы граждан, уполномоченными на корректировку проекта решения, внесён проект решения, доработанный с учётом заключений, согласно сопроводительному письму.
Данный проект решения в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Регламента Совета депутатов Северодвинска был направлен в прокуратуру города Северодвинска, Администрацию Северодвинска, Контрольно-счётную палату Северодвинска для дачи заключения.
20.11.2019 в Совет депутатов Северодвинска поступило заключение прокуратуры города Северодвинска от 15.11.2019 № 22-03-2019, в котором указано, что в доработанный проект решения по сравнению с первоначальной редакцией внесены значительные коррективы, изменяющие его концептуальную основу, в связи с чем на основании подпункта 1.10 Положения о правотворческой инициативе граждан требуется поддержка 1 000 жителей муниципального образования «Северодвинска» (л. д. 140-141).
Кроме того, в заключении прокуратуры города Северодвинска указано, что поскольку материалов о сборе необходимого количества подписей в поддержку доработанного проекта решения членами инициативной группы не представлено, налицо нарушение процедуры внесения правотворческой инициативы граждан, в связи с чем основания для рассмотрения Советом депутатов Северодвинска данного проекта решения отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Устава Северодвинска, подпунктом 4.1 пункта 4 Положения о правотворческой инициативе граждан проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления Северодвинска или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие указанного акта, в течение трёх месяцев со дня его внесения.
С учётом указанных положений закона, Совет депутатов Северодвинска обязан в течение трех месяцев рассмотреть только тот проект решения, который внесён в соответствующем порядке, в том числе поддержанный 1 000 жителями.
Кроме того, подпункт 4.6 пункта 4 Положения о правотворческой инициативе граждан запрещает инициативной группе вносить в проект решения концептуальные изменения в документ, первоначально поддержанный 1 000 гражданами.
Таким образом, учитывая мнение прокуратуры города Северодвинска о том, что доработанный проект решения, внесённый инициативной группой граждан 21.10.2019, концептуально изменился и данные изменения не поддержаны жителями, проект решения, внесённый в Совет депутатов Северодвинска 21.10.2019, является проектом, внесённым с нарушением установленного порядка.
При этом суд отвергает утверждения администратвиного истца и заинтересованного лица Балашова О. Е. об отсутствии нарушений во внесённом проекте решения, что подтверждает регистрация правотворческой инициативы граждан Постановлением Председателя Совета депутатов Северодвинска Старожилова М. А. от 02.09.2019 № 195-П, поскольку, несмотря на регистрацию правотворческой инициативы, в пункте 2 данного Постановления инициативной группе предложено доработать проект решения по замечаниям, выявленным при проверке документов инициативной группы, в целях приведения проекта решения в соответствие с приведёнными положениями закона (л. д. 8, оборот).
21.11.2019 на заседании Совещания председателей постоянных депутатских комитетов с участием представителей инициативной группы граждан, в том числе административного истца Илюхина С. В., с учётом истечения трёхмесячного срока для рассмотрения правотворческой инициативы, заключения прокуратуры города Северодвинска, Совещанием было принято решение о прекращении рассмотрения правотворческой инициативы граждан, зарегистрированной в Совете депутатов Северодвинска 02.09.2019 в виде проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» на основании пункта 6 статьи 6 Порядка внесения проектов решений Городского Совета депутатов Северодвинска, утверждённого решением Городского совета депутатов Северодвинска от 19.06.2013 № 49, согласно которому проекты решений (поправки к проектам решений), которые не отвечают требованиям настоящего Порядка, возвращаются субъекту правотворческой инициативы. Субъект правотворческой инициативы вправе после устранения выявленных недостатков проекта решения или поправок к проекту решения внести его повторно (л. д. 135, оборот).
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении при подаче проекта решения инициативной группой граждан подпункта 1.10, подпункта 4.6 пункта 4 Положения о правотворческой инициативе граждан, то есть несоблюдению установленного Положением о правотворческой инициативе граждан порядка внесения на рассмотрение Городского Совета депутатов Северодвинска проекта решения.
Утверждения административного истца и заинтересованного лица о необходимости обязательного рассмотрения внесённого проекта решения городским Советом депутатов Северодвинска в присутствии всех депутатов являются несостоятельными в силу следующего.
В соответствии со статьёй 39 Устава Северодвинска постоянными органами Совета депутатов Северодвинска являются постоянные депутатские комитеты и Совещание председателей.
Правотворческая инициатива граждан, внесённая в Совет депутатов Северодвинска 19.08.2019, начиная с момента создания комиссии для проверки документов правотворческой инициативы и до момента рассмотрения вопроса о вынесении правотворческой инициативы на рассмотрение заседания Совета депутатов Северодвинска, проходила процедуру рассмотрения через соответствующие постоянно действующие органы Совета депутатов Северодвинска: постоянный депутатский комитет и Совещание председателей.
07.10.2019 на заседании постоянного депутатского комитета по бюджетной политике (участвовало 10 депутатов) состоялось первое рассмотрение проекта решения, по результатам которого инициативной группе граждан было предложено доработать проект решения.
Поскольку первым же постоянным депутатским комитетом проект решения был отправлен на доработку, на других заседаниях постоянных депутатских комитетах он не мог быть рассмотрен в связи с его отсутствием в Совете депутатов Северодвинска на период доработки.
Последними этапом рассмотрения правотворческой инициативы граждан явилось заседание Совещания председателей 21.11.2019 (присутствовало 7 депутатов), на котором с учётом заключения прокуратуры города Северодвинска, невозможности дальнейшего рассмотрения проекта решения без поддержки его 1 000 жителей, а также истечения трёхмесячного срока для рассмотрения правотворческой инициативы Совещание председателей определило, что процедура рассмотрения правотворческой инициативы граждан подлежит прекращению.
Доводы административного искового заявления о фактическом бездействии Председателя Совета депутатов Северодвинска и Совета депутатов Северодвинска в отношении организации процедуры рассмотрения правотворческой инициативы граждан, внесённой в Совет депутатов Северодвинска 19.08.2019, в период с 02.09.2019 по 21.11.2019, являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, из которых усматривается следующее.
В период с 02.09.2019 по 21.11.2019 Председатель Совета депутатов Северодвинска в пределах своих полномочий, установленных статьей 37 Устава Северодвинска, Регламентом Совета депутатов Северодвинска, Положением о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «Северодвинск», предпринял следующие меры для реализации гражданами правотворческой инициативы, а именно:
1) Обеспечил проверку документов, внесённых инициативной группой граждан в порядке реализации ими правотворческой инициативы 19.08.2019, в соответствии с Положением о порядке реализации правотворческой инициативы граждан.
2) Издал постановление Председателя Совета депутатов Северодвинска от 02.09.2019 № 195-П «О регистрации правотворческой инициативы граждан в виде внесённого в Совет депутатов Северодвинска проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» в соответствии с Положением о правотворческой инициативе.
3). Направил проект решения, внесённый в качестве правотворческой инициативы граждан, в другие органы местного самоуправления, прокуратуру города Северодвинска, иным заинтересованным лицам для дачи заключений и предложений, либо рекомендаций Совету депутатов Северодвинска о принятии или непринятии проекта решения в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Регламента Совета депутатов Северодвинска.
4) Направил проект решения, внесённый в качестве правотворческой инициативы граждан, на рассмотрение в постоянные депутатские комитеты в соответствии с Положением о комитетах Совета депутатов Северодвинска, утверждённым решением Совета депутатов Северодвинска от 15.02.2018 № 53.
5) Обеспечил оказание аппаратом Совета депутатов Северодвинска методическую помощь представителям инициативной группы по доработке проекта решения, внесённого в качестве правотворческой инициативы граждан.
6) Направил в другие органы местного самоуправления, прокуратуру города Северодвинска, иным заинтересованным лицам для дачи заключений и предложений либо рекомендаций Совету депутатов Северодвинска о принятии или непринятии проекта решения доработанный проект решения в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Регламента Совета депутатов Северодвинска.
7) Вынес на заседание Совещания председателей постоянных депутатских комитетов вопрос о рассмотрения проекта решения, внесённого в качестве правотворческой инициативы граждан, для включения его в повестку дня заседания Совета депутатов Северодвинска 28.11.2019 в соответствии со статьёй 14 Регламента Совета депутатов Северодвинска.
При этом суд учитывает пояснения представителя ответчиков о том, что в соответствии с Регламентом Совета депутатов Северодвинска включение проектов решений в повестку дня заседания Совета депутатов Северодвинска является исключительно полномочием Совещания председателей постоянных депутатских комитетов, которое определяет готовность к вынесению проекта решения на заседание Совета депутатов Северодвинска, а также окончательно формирует повестку дня заседания Совета депутатов Северодвинска.
Таким образом, Председатель Совета депутатов Северодвинска не имеет полномочий самостоятельно формировать или вносить изменения в повестку дня заседания Совета депутатов Северодвинска.
Как установлено судом, вопреки утверждению администратвиного истца, на всех стадиях рассмотрения в Совете депутатов Северодвинска правотворческой инициативы граждан, все члены инициативной группы, уполномоченные на представление проекта решения, своевременно уведомлялись (приглашались на заседания).
При этом на заседании комиссии для проверки документов правотворческой инициативы, на заседаниях постоянно действующих органов Совета депутатов Северодвинска (заседании постоянного депутатского комитета по бюджетной политики 07.10.2019, заседании Совещания председателей 21.11.2019) представителям инициативной группы давалась возможность изложения своей позиции при рассмотрении соответствующего проекта решения.
Исключение составляет невозможность предоставления членам инициативной группы изложения своей позиции на заседании Совета депутатов Северодвинска, по причине невключения соответствующего проекта решения в повестку дня заседания Совет депутатов Северодвинска на 28.11.2019.
При таких обстоятельствах, у Председателя Совета депутатов Северодвинска не было правовых оснований для уведомления представителей инициативной группы о времени и дате заседания Совета депутатов Северодвинска, соответственно у Совета депутатов Северодвинска на заседании 28.11.2019 не было правовых оснований для предоставления слова представителям инициативной группы.
Являются несостоятельными утверждения административного истца и заинтересованного лица о невозможности принятия решения о прекращении рассмотрения правотворческой инициативы граждан на заседании Совещания председателей постоянных депутатских комитетов по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Устава Северодвинска к компетенции Совещания председателей относится, в том числе рассмотрение вопросов деятельности Совета депутатов Северодвинска.
Совещание председателей является постоянно действующим коллегиальным органом Совета депутатов Северодвинска и состоит из Председателя Совета депутатов Северодвинска, его заместителей и председателей постоянных депутатских комитетов (7 депутатов).
В соответствии со статьёй 13 Регламента Совета депутатов Северодвинска к полномочиям Совещания председателей относится:
1) предварительная подготовка вопросов деятельности Совета депутатов Северодвинска;
2) предварительное рассмотрение вопросов деятельности Совета депутатов Северодвинска, в том числе:
- предварительное рассмотрение проектов решений Совета депутатов Северодвинска на предмет их готовности к вынесению на заседание Совета депутатов Северодвинска;
- формирование проекта повестки дня очередного заседания Совета депутатов Северодвинска;
- выработка рекомендаций по вопросам, предлагаемым для включения в проект повестки дня очередного заседания Совета депутатов Северодвинска.
С учётом изложенного, в соответствии со своей компетенцией Совещание председателей на заседании 21.11.2019, рассмотрев проект решения, пришло к выводу, что он не готов к вынесению на рассмотрение заседания Совета депутатов Северодвинска в связи с его несоответствием требованиям Положения о правотворческой инициативе (отсутствие 1 000 подписей).
Исходя из невозможности рассмотрения проекта решения на заседании Совета депутатов Северодвинска 28.11.2019 как несоответствующего Положению о правотворческой инициативе, истечения трёхмесячного срока, установленного законом для рассмотрения правотворческой инициативы, а также сообщения членов инициативной группы, присутствующих на заседании Совещания председателей 21.11.2019 о намерении внесения новой правотворческой инициативы с поддержкой 1 000 жителей, Совещание председателей определило, что рассмотрение правотворческой инициативы, внесённой 19.08.2019, подлежит прекращению.
С учётом изложенного, суд соглашается с утверждениями представителя административных ответчиков о том, что проект решения не рассмотрен Советом депутатов Северодвинска и не мог быть им рассмотрен, ввиду его неготовности и несоответствия требованиям Положения о правотворческой инициативе.
Не могут быть приняты во внимание доводы административного иска о нерассмотрении проекта решения в присутствии всех депутатов городского Совета МО «Северодвинск», представляющих интересы всех жителей города и политических партий, на сессии городского Совета депутатов, поскольку, как пояснила представитель административных ответчиков, данное обстоятельство, повреки утверждениям административного истца, не могло повлиять на положительный исход дела для инициативной группы граждан, так как большинство депутатов (14 человек) на заседании постоянного депутатского комитета по бюджетной политики 07.10.2019 и заседании Совещания председателей 21.11.2019 уже рассматривали проект решения и высказались по нему отрицательно.
При этом суд учитывает пояснения представителя административных ответчиков о том, что 09.01.2020 инициативная группа граждан, имеющая в своём составе Илюхина С. В., направила в Совет депутатов Северодвинска правотворческую инициативу в виде проекта решения «О внесении изменения в решение Совета депутатов Северодвинска муниципального образования «Северодвинск» от 21.06.2018 № 86 «Об утверждении Положений об организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений на территории муниципального образования «Северодвинск» в редакции приложения к настоящему Решению» (далее - проект решения), аналогичного по содержанию с доработанным проектом решения, который является предметом рассмотрения настоящего административного дела.
Проект решения, направленный в Совет депутатов Северодвинска 09.01.2020, будет рассмотрен в Совете депутатов Северодвинска в соответствии с процедурой, предусмотренной Положением о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «Северодвинск», утверждённым решением Совета депутатов Северодвинска от 26.10.2006 № 117 (далее - Положение).
Как пояснила в судебном заседании Саладина Г. Н. в случае удовлетворения судом заявления Илюхина С. В. и обязании Совета депутатов Северодвинска рассмотреть правотворческую инициативу граждан, внесённую в Совет депутатов Северодвинска 19.08.2019 (доработанную в редакции от 21.10.2019), в Совете депутатов Северодвинска на рассмотрении будут находиться две правотворческие инициативы граждан по одному вопросу.
Изложенные обстоятельства опровергают утверждения административного истца о том, что члены инициативной группы, присутствующие на заседании Совещания председателей 21.11.2019, не сообщали о намерении внесения новой правотворческой инициативы с поддержкой 1 000 жителей.
С учётом установленных по делу обстоятельств, представленных представителем административных ответчиков доказательств, суд критически относится к утверждениям административного истца о различных правотворческих инициативах граждан в виде проектов решений, внесённых 19.08.2019 и 09.01.2020.
Более того, в случае удовлетворения администратвиного искового заявления способом восстановления нарушенного права истца будет являться установление судом обязанности административным ответчикам обязательного рассмотрения правотворческой инициативы - проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» граждан на сессии городского Совета депутатов Северодвинска, то есть, по сути, осуществить нормативно - правовое регулирование по рассматриваемому вопросу, что относится к исключительной компетенции представительного органа МО «Северодвинск».
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со статьёй 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
С учётом приведённых статей 10, 12, 130 Конституции Российской Федерации суд не вправе вмешиваться в правотворческую деятельность органов местного самоуправления и указывать на необходимость принятия того или иного нормативного акта, в связи с чем заявленные административным истцом требования не могут быть удовлетворены.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, требования административного иска о признании незаконным действий административных ответчиков, выразившихся в неорганизации обязательного рассмотрения правотворческой инициативы граждан на сессии городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», совершённые ими в период со 02.09.2019 по 21.11.2019, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьёй 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 02.09.2019 ░░ 21.11.2019, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27.01.2020.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░