2-2174/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2024 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе судьи Очировой Т.В., при секретаре Шмелёвой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Парпаева Г.В. к Министерству социальной защиты населения Республика Бурятия о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включить в список получателей выплаты, обязании предоставить выплату,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Парпаев Г.В. просит признать за ним право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения с даты постановки на учет с 28.05.2004, в соответствии Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах», обязать Министерство социальной защиты населения Республика Бурятия включить в список получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, обязать ответчика предоставить выплату на приобретение или строительство жилья.
При этом, указал, что в марте 2024 г. Министерством социальной защиты населения Республика Бурятия он был снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 2 ч. 1 ст. ст. 56 ЖК РФ в связи с тем, что во время нахождения в очереди на улучшение жилищных условий он и члены его семьи улучшали свои жилищные условия, приобретя в общую долевую и личную собственность 3 жилых помещения, которые впоследствии были им отчуждены. С принятым ответчиком решением он не согласен, т.к. иных объектов недвижимости, за исключением квартиры по адресу: <адрес>2, у него на праве собственности и на праве собственности у членов его семьи не имеется. Состав семьи 5 человек, на 1 чел. приходится 5,26 кв.м. жилой площади – менее учетной нормы - 9 кв.м.
Истец Парпаев Г.В. в суд не явился, извещен, в письменном заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании его представитель по доверенности ФИО23 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности ФИО10 исковые требования не признала, просит в иске отказать, дала пояснения согласно изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица - Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ ФИО11, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что какие-либо документы о том, что Парпаев либо члены его семьи в период нахождения в очереди приобретали в собственность жилые помещения, истец в Администрацию района не представлял, несмотря на наличие у него такой обязанности.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, обеспечивает Федеральный закон от *** N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе предоставление жилых помещений. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Законодательством Республики Бурятия, где проживает Парпаев, и поставлен на регистрационный учет администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ, установлено, что формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. ветеранов боевых действий является предоставление им безвозмездной субсидии или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья (Закон Республики Бурятия от 4 мая 2006 года N 1639-III "Об определении порядка и формы предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющим право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии с федеральными законами "О ветеранах").
Таким образом, мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме безвозмездной субсидии или единовременной денежной выплаты на приобретение жилья предоставляется ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г.
В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации данные полномочия реализуются в пределах поступивших из федерального бюджета денежных средств, размер которых определен исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Судом установлено, что истец Парпаев Г.В. является ветераном боевых действий (удостоверение серии БК ... от ***).
10.09.1999 между Парпаевым Г.В. и ФИО12 (в настоящее время – ФИО24) заключен брак. Парпаев Г.В. и ФИО2 являются родителями ФИО3, *** гр., ФИО1, *** г.р., ФИО25 ФИО26 ФИО9, *** г.р.
Согласно протоколу заседания районной жилищной комиссии от 28.05.2004 принято решение считать Парпаева Г.В. поставленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека: супруга - ФИО2, *** г.р., сын ФИО3, *** г.р.
Установлено судом и не оспаривается сторонами, что на момент постановки на учет в качестве нуждающегося истец проживал в квартире по адресу: <адрес>9 жилой площадью 29,6 кв.м. В жилом помещении, помимо Парпаева, его супруги и несовершеннолетнего сына также проживали его родители: отец - ФИО3, мать - ФИО13, ФИО14 - сестра.
На момент постановки на учет качестве нуждающегося в жилых помещениях за Парпаевым Г.В., ФИО15 зарегистрированных жилых помещений не имелось, доказательств обратному не представлено.
Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от *** ... Парпаев Г.В. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Причиной снятия Парпаева Г.В. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, явилось то обстоятельство, что в период нахождения на очереди на улучшение жилищных условий, Парпаев самостоятельно улучшил жилищные условия, оформив в собственность 3 жилых помещения, при этом Администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ не были предприняты меры по снятию его с учета нуждающихся в жилых помещениях. Отчуждение долей в жилых помещениях, находящихся в собственности, повлекло ухудшение жилищных условий (Письмо Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от *** ...).
В ходе рассмотрения дела установлено, что 17.08.2007 супруга истца ФИО2, с согласия истца, приобрела в собственность жилое помещение по адресу: <адрес>2 общей площадью 42,2 кв.м., жилой - 26,3 кв.м. Согласно свидетельству участника подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003 - 2010 гг. ФИО15 предоставлена субсидия 371 520 руб., доля собственных средств участника 557 280 руб. Субсидия предоставлена в целях приобретения жилого помещения на 4 человек: Парпаев Г.В. – супруг, ФИО16 –дочь и ФИО3 – сын. На основании договора дарения от *** Парпаев В.Г. и ФИО16 являются сособственниками по 1/3 доли у каждого в данном жилом помещении. Истец и члены его семьи имеют регистрацию по вышеуказанному адресу.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от *** истец Парпаев Г.В. являлся собственником 1/2 доли в праве общей собственности в квартире, находящейся по адресу: <адрес>, общей площадью 31 кв.м. Согласно договору купли-продажи от *** Парпаев Г.В. и ФИО14 (сестра истца) продали принадлежащую им на праве собственности квартиру по адресу: <адрес>
На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от *** ФИО2 (супруга истца) являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 40,1 кв.м. Согласно договору купли-продажи от *** ФИО2 продала квартиру по вышеуказанному адресу ФИО17 (бабушке истца), получившей единовременную выплату на приобретение или строительство жилья в размере 973 800 руб. Согласно договору купли-продажи квартиры от *** ФИО17 продала квартиру ФИО18 (матери супруги истца), которая *** передала данное жилье в собственность МО «<адрес>» на основании Соглашения ... о выкупе жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от *** удовлетворены исковые требования Парпаева Г.В. к Комитету по управлению имуществом и землепользования Администрации г. Улан-Удэ об установлении факта пользования земельным участком. Основанием для обращения в суд послужили те обстоятельства, что в 2006 г. Парпаев Г.В. построил дом, в котором постоянно проживает с семьей, на земельном участке по адресу: <адрес>. При рассмотрении дела судом установлено, что *** между ФИО19 и ФИО4 заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 1 000 кв.м. в <адрес> с заливным фундаментом. *** Парпаев Г.В. приобрел сруб 9х9 кв.м. Также в ходе судебного заседания установлено и подтверждено показаниями свидетеля ФИО20, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, что в 2006 г. Парпаев Г.В. начал строительство дома на земельном участке по адресу: <адрес> до сегодняшнего дня проживает там с семьей.
На основании договора дарения от *** Парпаев Г.В. подарил ФИО5 (матери) 1/3 в праве общей долевой собственности на земельный участок, местоположение: <адрес>, <адрес>», участок ..., а также 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Как установлено ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Согласно п.2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 1 декабря 2005 ... установлена учетная норма, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Улан-Удэ, в размере 11 кв. м общей площади на одного человека.
Судом установлено, что супруге истца ФИО15 и его детям ФИО3 и ФИО1 принадлежит на праве собственности приобретенное в период брака жилое помещение по адресу: <адрес>2 общей площадью 42,2 кв.м (по 1/3 доли в праве собственности у каждого). Между супругами не заключалось внесудебное соглашение о разделе общего имущества, брачный договор, соответственно при определении долей супругов предполагается презумпция равенства долей супругов в общем имуществе (п. 1 ст. 39 СК РФ).
В период нахождения на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях за истцом было зарегистрировано жилое помещение общей площадью 31 кв.м. (1/2 доли в праве общей долевой собственности = 15 кв.м.), которое было им отчуждено в 2021 г. Таким образом, жилищные условия истца и его семьи были ухудшены в результате его волеизъявления, что в силу действующего законодательства не позволяет сохранить за Парпаевым Г.В. статус нуждающегося в жилом помещении.
При этом, учетная норма площади жилого помещения на истца Парпаева Г.В. и членов его семьи ФИО15, ФИО3, ФИО1, ФИО21 для сохранения нуждаемости в жилом помещении составляет 55 кв.м. (11 кв.м. х 5).
Кроме того, как установлено судом, с 2006 г. по настоящее время истец и его семья фактически проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, факт пользования земельным участком с возведенным на нем жилым домом был установлен в судебном порядке, истец воспользовался правом, предоставленным п.5 ст. 12.1 Закона Республики Бурятия от *** ...-III «О земле» с изменениями, внесенными ***.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец правомерно снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой нуждаемости в жилом помещении.
То обстоятельство, что жилое помещение, находившееся в собственности истца в период нахождения на учете, было приобретено на основании свидетельства о праве на наследство правового значения в рассматриваемом случае не имеет.
Правоотношения в области жилищных прав регулируются именно положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, который в части 2 статьи 51 устанавливает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, существенным условием является проживание граждан одной семьей, принадлежность каждому из проживающих какого-либо помещения на законном праве.
Такой подход полностью согласуется с самой природой жилищного обеспечения граждан за счет государства.
Конституционный Суд Российской Федерации указал в Определении от 20 ноября 2014 года N 2598-О, что положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющие граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, направлены на соблюдение баланса их интересов (Определения от 22 марта 2012 года N 506-О-О, от 24 января 2013 года N 70-О и др.).
Кроме того, данная норма, рассматриваемая в системной связи с иными законоположениями, регламентирующими жилищные гарантии, призвана также обеспечить реализацию принципа бесплатного предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям, закрепленным в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Разъясняя судам вопросы применения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации в пункте 11 Постановления Пленума от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал на то, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации).
При установленных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что Парпаев Г.В. был правомерно снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, у истца отсутствует право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, не имеется правовых оснований для удовлетворения иска о признании за истцом права на получение единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании Министерства социальной защиты населения РБ включить в список получателей единовременной выплаты и, соответственно, обязании ответчика предоставить такую выплату.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (...) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ***.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
...