Дело № 2а-1389/2021
91RS0024-01-2020-006752-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2021 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Боярского Ивана Емельяновича к Призывной комиссии города Ялты Республики Крым, Военному комиссариату города Ялты Республики Крым, Военному комиссариату Республики Крым о признании решения незаконным,
установил:
Боярский И.Е. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии города Ялты Республики Крым с требованием признать незаконным решение Призывной комиссии города Ялты Республики Крым от 10.12.2020 года о признании его годным к военной службе. В обоснование иска истец указал, что у него имеются жалобы на ноющую боль в спине, онемение пальцев рук, колющие боли в животе. <данные изъяты> сообщал об этом членам врачебной комиссии, однако комиссия вынесла решение о годности его к военной службе. За защитой своих прав истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым», Военный комиссариат города Ялты Республики Крым
В судебное заседание истец Боярский И.Я. не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако в суд не явились, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.
При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Оценив доводы истца, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В силу статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Таким федеральным законом является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (п.1).
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом (п.3).
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п.2).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п.3).
Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Статьей 26 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (п.1).
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (п.2).
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4).
Согласно статье 28 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (п.1).
Судом установлено, что Боярский И.Я., <дата> года рождения, состоит на воинском учете в Военном комиссариате города Ялты Республики Крым с 2014 года.
С 2014 года Боярский И.Я. неоднократно проходил медицинское освидетельствование в Призывной комиссии города Ялты Республики Крым. По результатам освидетельствования Боярскому И.Я. устанавливались следующие категории годности: 2014 год – «Б-3» годен к военной службе с незначительными ограничениями; 2015 год - «А-1» годен к военной службе; 2019 год - «Б-3» годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В период осеннего призыва 2020 года Боярский И.Я. вновь проходил медицинское освидетельствование в призывной комиссии. Заключением военно-врачебной комиссии от <дата> Боярский И.Я. повторно признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б-3»).
Порядок проведения медицинского освидетельствования, предусмотренный Положением о военно-врачебной экспертизе, не нарушен.
Решением призывной комиссии от 10.12.2020 года Боярский И.Я. призван на военную службу.
Оспаривая решение призывной комиссии, истец Боярский И.Я. указал, что у него имеются жалобы на ноющую боль в спине, онемение пальцев рук, колющие боли в животе, которые не были учтены членами врачебной комиссии.
Между тем истец не представил суду доказательств, свидетельствующих о наличии у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы. В судебное заседание истец не явился, устранившись от обязанности доказывания нарушения его прав решением ответчика (п.2 ч.2 ст.62 КАС РФ).
По инициативе суда в судебном заседании был опрошен в качестве специалиста член военно-врачебной комиссии Смирнов И.А. Специалист ФИО пояснил, что в ходе обследования Боярского И.Е. ему были поставлены диагнозы: <данные изъяты> Однако эти заболевания не влияют на жизнедеятельность Боярского И.Е., не влекут нарушений функций его организма, в связи с чем не могут быть основанием для освобождения от военной службы. При этом Боярский И.Е. направлялся на дополнительное обследование, в ходе которого препятствия для прохождения службы также не установлены.
Пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Истец Боярский И.Я. своим правом на обжалование заключения в вышестоящую военно-врачебную комиссию либо на проведение независимой военно-врачебной экспертизы не воспользовался, соответствующее заключение, подтверждающее наличие у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы, выданного медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ по военно-врачебной экспертизе, суду не представил.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований сомневаться в правильности заключения военно-врачебной комиссии.
Решение о призыве истца на военную службу принято с учетом указанного заключения военно-врачебной комиссии, в соответствии с установленными требованиями и компетенцией призывной комиссии, в связи является законным и обоснованным.
Кроме того, суд отмечает, что оспариваемое решение перестало затрагивать права и законные интересы истца.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Пунктом 7 приложения №33 к Приказу Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663» предусмотрено, что по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы.
Оспариваемое решение о призыве истца на воинскую службу не было реализовано в период призыва, в связи с чем отменено решением вышестоящей призывной комиссии от 31.12.2020 года №<номер>. Данное обстоятельство подтверждается соответствующей отметкой в учетной карте призывника.
При проведении в отношении истца мероприятий по новому призыву он вновь подлежит медицинскому освидетельствованию для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент освидетельствования, по результатам которого призывной комиссией должно быть принято предусмотренное статье 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ решение.
При таком положении оспариваемое решение не влечет правовых последствий для истца, соответственно, не нарушает его прав и не препятствуют их реализации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства, при этом не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, суд отклоняет исковые требование истца.
В соответствии со ст.111 КАС РФ суд оставляет судебные расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 02 ░░░░░░ 2021 ░░░░.