РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2017 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
Председательствующего Рыбиной Н.Н.,
при секретаре Смирновой Е.Ю.,
с участием помощника военного прокурора Тульского гарнизона, действующего в интересах Шишиневой В.Е., по доверенности Чаплыгина А.В.,
представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Муравлевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Тулы гражданское дело №2-3033/2017 по иску военного прокурора Тульского гарнизона, действующего в интересах Шишиневой В.Е., к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области» об обязании назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, обязании выплатить недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца,
установил:
военный прокурор Тульского гарнизона, действуя в интересах Шишиневой В.А., обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области» (далее по тексту – ФКУ «Военный комиссариат Тульской области») об обязании назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п.«г» ст.45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях в органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; обязании выплатить вдове ветерана боевых действий ФИО11 – Шишиневой В.Е. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за 4 месяца, предшествующих дате подачи искового заявления в суд.
Требования мотивировал тем, что проведенной военной прокуратурой проверкой исполнения должностными лицами ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что пенсионер Министерства обороны Российской Федерации –с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по случаю потери кормильца как вдова умершего ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего ФИО2, являвшегося ветераном боевых действий. Однако при назначении Шишиневой В.Е. пенсии по потере кормильца, последней не назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п.«г» ст.45 Закона РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1). Ссылаясь на нормы действующего законодательства указал, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся участниками боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
В судебном заседании помощник военного прокурора Тульского гарнизона, действующего в интересах Шишиневой В.Е., по доверенности Чаплыгин А.В. заявленные требования уточнил в части обязания выплатить вдове ветерана боевых действий ФИО7– Шишиневой В.Е. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ, при этом заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Истец Шишинева В.Е. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещалась надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Муравлева И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагала, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имеется. Отметила, что льготы, установленные п.«г» ч.1 ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях в органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» носят личностный характер и применяются к самим участникам боевых действий и другим категориям граждан, прямо перечисленным в данной правовой норме. Распространение льготы на членов семьи погибшего (умершего) участника боевых действий действующим законодательством не предусмотрено. Обратила внимание суда на то, что военным прокурором не соблюден обязательный для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора, поскольку ФИО9 в ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» с заявлением о начислении надбавки к пенсии не обращалась и не получала письменного отказа в этом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца ФИО9, извещенной о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав объяснения помощника военного прокурора Тульского гарнизона по доверенности Чаплыгина А.В., представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Муравлевой И.В., обозрев материалы личного дела умершего ветерана боевых действий ФИО12., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Как следует из ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 4 статьи 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Анализ приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционных прав вдовы умершего военнослужащего ФИО2 – Шишиневой В.Е., военный прокурор, на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» об обязании назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, обязании выплатить недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с приложением к указанному Федеральному закону, к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.
Из материалов личного дела ФИО2 следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он в составе Вооруженных Сил СССР проходил военную службу на территории Демократической Республики Афганистан, где принимал участие в боевых действиях, в связи с чем обладает статусом ветерана боевых действий и относится к числу лиц, указанных в п.1.ч.1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно статье 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В соответствии с п.«г» ст.45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон №4468-1 от 12 февраля 1993 года) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Федеральный закон №4468-1 от 12 февраля 1993 года предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсию по инвалидности и за выслугу лет, получают сами военнослужащие, а третий вид пенсии – пенсия по случаю потери кормильца, которую получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсии зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.43 названного Закона, в данном случае от дохода, который получал сам кормилец.
Статья 45 Закона №4468-1 от 12 февраля 1993 года содержит общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона, определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их права на повышение пенсии с учетом этих заслуг.
Согласно статье 28 Закона №4468-1 от 12 февраля 1993 года, пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
В силу статьи 29 Закона №4468-1 от 12 февраля 1993 года право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте «в» настоящей статьи.
Согласно свидетельству о заключении брака серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Шишинева В.Е. и ФИО2 зарегистрировали брак.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о смерти серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным комитетом записи актов гражданского состояния администрации горда Тулы.
С ДД.ММ.ГГГГ Шишиневой В.Е. назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца ФИО2
Согласно ст.43 Закона №4468-1 от 12 февраля 1993 года, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Из взаимосвязанного смысла вышеприведенных правовых норм следует, что надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи военнослужащего и назначаемой в соответствии с названным законом, и дает им право на такое повышение.
В соответствии со ст.46 Закона №4468-1 от 12 февраля 1993 года при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи, повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.
Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся участниками боевых действий, но и членам их семей, при назначения пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем доводы стороны ответчика об отсутствии у Шишиневой В.Е. права на получение надбавки к пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной п.«г» ст.45 Закона №4468-1 от 12 февраля 1993 года, являются несостоятельными.
Согласно пункту «б» части 1 статьи 55 Закона №4468-1 от 12 февраля 1993 года, перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размера пенсии в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 55 названного Закона).
По смыслу приведенных норм, перерасчет размера пенсии, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию, к которому прилагаются необходимые документы. При обращении за перерасчетом размера пенсии после возникновения права на него названными нормами предусмотрена выплата разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом.
Учитывая, что Шишинева В.Е., получающая пенсию по случаю потери кормильца имеет право на её повышение в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», при этом в досудебном порядке с заявлением о перерасчете пенсии к ответчику не обращалась, а настоящее исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению с указанной даты, при этом недополученная сумма пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения подлежит расчету и выплате Шишиневой В.Е. начиная с ДД.ММ.ГГГГ (с учетом положений ч.3 ст.196 ГПК РФ), то есть не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения в суд с иском о восстановлении нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования военного прокурора Тульского гарнизона, действующего в интересах Шишиневой В.Е., к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области» об обязании назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, обязании выплатить недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца, удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тульской области» назначить и выплачивать Шишиневой В.Е. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тульской области» выплатить Шишиневой В.Е. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за 8 месяцев, предшествующих дате подачи искового заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или представления в Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий