Решение по делу № 2а-3449/2021 от 17.08.2021

Дело № 2а-3449/2021

44RS0001-01-2021-006265-19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года                                       г. Кострома, ул. Долматова, 14

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Ветровой С.В.,

при секретаре Бурмистровой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Чистовой М.Л. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, Министерству финансов РФ о признании незаконными действий цензуре отправляемой корреспонденции, взыскании морального вреда.

у с т а н о в и л:

      Чистова М.Л. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, просит суд, признать незаконными действия должностных лиц ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, С <дата> по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области. С апреля 2021 года корреспонденция, как отправляемая, так и получаемая в Территориальный орган Росздравнадзора по Костромской области, УФССП России по Ярославской области (его отделы), УФСИН России по Пермскому краю, УМВД России по Костромской области, ФКУЗ МСЧ-44, ФСИН России, стала подвергаться цензуре сотрудниками ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области. Однако, до апреля 2021 г. корреспонденция в указанные органы цензуре не подлежала. В соответствии со ст. 15 УИК РФ, «предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части лишению свободы, смертной казни, арестованные … в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации … и ответы на них цензуре не подлежат». Все перечисленные выше государственные органы относятся к органам исполнительной власти субъектов РФ. В связи с несогласием, что корреспонденция подвергается цензуре, были поданы жалобы в УФСИН России по Костромской области. Из полученных ответов из УФСИН России по Костромской области от <дата>, от <дата> следует, что «Территориальный орган Росздравнадзора по Костромской области, УФССП России по Ярославской области (его отделы), УФСИН России по Пермскому краю, УМВД России по Костромской области не относятся к органам исполнительной власти субъекта РФ, а относятся к территориальным органам федеральных служб, цензура корреспонденции проведена обоснованно. ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему и не является органом вышестоящим уголовно-исполнительной системы. Цензура корреспонденции проведена обоснованно». С данным ответом не согласна. Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции РФ «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 65 Конституции РФ, Ярославская область, Костромская область, Пермский край являются субъектами Российской Федерации, и соответственно указанные выше государственные органы являются органами исполнительной власти субъектов РФ, поэтому, корреспонденция, адресованная в указанные государственные органы и ответы из них в соответствии со ст. 15 УИК РФ, цензуре не подлежат. Соответственно, сотрудники ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области подвергнув цензуре данную корреспонденцию, нарушили ст. 15 УИК РФ, а также право на тайну переписки, гарантированную мне ст. 23 ч. 2 Конституции РФ. В получаемых письмах из Территориального органа Росздравнадзора по Костромской области ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, которые подвергались цензуре, со стороны сотрудников ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, содержалась информация, касающаяся состояния здоровья, вплоть до полной подробной выписки из медицинской карты всех диагнозов, проведенных обследований, медицинских вмешательств, что является врачебной тайной, на разглашение которой не давала своего согласия сотрудникам ФКУ ИК-8. После чего, сотрудники ФКУ ИК-8 обсуждали между собой состояние здоровья, наличие заболеваний. Считает, что своими незаконными действиями, выражающимися в том, что указанная корреспонденция подвергается цензуре, сотрудниками ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области нарушают ст. 15 УИК РФ, хотя должны наоборот соблюдать закон и своим примером соблюдения заниматься исправлением осужденных, что противоречит действиям сотрудников УИС, но и нарушают права на тайну и уважение корреспонденции, гарантированное мне ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 8 Конвенции О защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, ст. 17 Пакта о гражданских и политических правах. Также своими незаконными действиями сотрудники ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области подвергая цензуре корреспонденцию из Росздравнадзора и ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России узнавали медицинскую информацию, которая является врачебной тайной и распространяли, обсуждали ее с сотрудниками, из-за чего постоянно испытывала сильное нервное напряжение, все время переживала, как далеко может выйти информация о состоянии здоровья и где сотрудники еще распространят данную информацию и с какой целью. Теперь не может спокойно обращаться ни в одну медицинскую организацию с каким-либо заявлением, так как сотрудникам ФКУ ИК-8 сразу станет известно что беспокоит по состоянию здоровья, и не известно с какой целью они будут использовать данную информацию. Также боится делать какие-либо запросы, чтобы получить какую-либо дополнительную информацию о состоянии здоровья, так как полученные ответы будут подвергнуты цензуре и соответственно вся информация, составляющая врачебную тайну, станет известна сотрудникам ФКУ ИК-8. В связи с чем, сотрудники ФКУ ИК-8причиняют с апреля 2021 года по настоящее время своими незаконными действиями мне моральный вред, выражающийся в нравственных и физических страданиях, в связи с раскрытием врачебной тайны, которая содержится в корреспонденции и которую они подвергают цензуре.

        Административный истец Чистова М.Л. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, в судебное заседание не явилось, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

         Представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области по доверенности Костромина Е.М. полагала требования не подлежащими удовлетворению, действия сотрудников соответствующими требованиям законодательства, поддержала доводы письменного отзыва, приобщенного к материалам дела.

         Ответчик Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлено, направило в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, отзыв на исковое заявления, исходя из которого полагало требования истца не подлежащими удовлетворению.

         Заинтересованные лица Территориальный орган управления Росздравнадзора по Костромской области, ФКУЗ МСЧ-44 УФСИН России по Костромской области, ГУ УФСИН России по Пермскому краю, УФССП по Ярославской области в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.

         Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Статьей 23 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на N переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 9 статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно (часть 3 статьи 15).

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль писем, почтовых карточек, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения или его заместителя.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть 4 статьи 91).

В силу пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 (далее по тексту - Правила внутреннего распорядка) предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

        Чистова М.Л. обратилась в суд с настоящим заявлением, полагая, что ее обращения в Территориальный орган управления Росздравнадзора по Костромской области, ФКУЗ МСЧ-44 УФСИН России по Костромской области, ГУ УФСИН России по Пермскому краю, УФССП по Ярославской области подвергаются цензуре, вопреки требованиям ст. 15 УИК РФ, ответчик ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области полагало, что указанные действия соответствуют требованиям закона.

Действительно, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ В силу положений ст. 17 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

        В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. (ч. 3)

        Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. (ч.4).

        В силу Закона Костромской области от 22.11.2005 N 339-ЗКО (ред. от 20.10.2011) "О системе исполнительных органов государственной власти Костромской области" В Костромской области устанавливается единая система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти области - администрацией области. Высший исполнительный орган государственной власти области возглавляет губернатор области, являющийся высшим должностным лицом области. В систему исполнительных органов государственной власти области входят: 1) администрация области; 2) исполнительные органы государственной власти области.

        Постановлением Губернатора Костромской области от 29.10.2020 N 222 (ред. от 09.04.2021) "О структуре исполнительных органов государственной власти Костромской области", в структуру органов государственной власти утверждена следующая структура органов государственной власти: Департамент агропромышленного комплекса Костромской области, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, Департамент здравоохранения Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент культуры Костромской области, Департамент лесного хозяйства Костромской области, Департамент образования и науки Костромской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Департамент финансового контроля Костромской области, Департамент экономического развития Костромской области, Департамент региональной безопасности Костромской области, Департамент информационной политики, анализа и развития коммуникационных ресурсов Костромской области, Департамент цифрового развития Костромской области, Комитет по физической культуре и спорту Костромской области, Комитет по делам молодежи Костромской области, Комитет архитектуры и градостроительства Костромской области, Государственная жилищная инспекция Костромской области, Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области, Управление ветеринарии Костромской области, Управление записи актов гражданского состояния Костромской области.

       Проанализировав указанные положения законодательства, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований Чистовой М.Л. не имеется, корреспонденция, отправленная Чистовой М.Л. могла подвергаться цензуре, поскольку адресатами обращений являлись органы, не указанные в ст. 15 УИК РФ, соответственно нарушений прав Чистовой М.Л. суд не усматривает.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

         В удовлетворении требований Чистовой М.Л. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, Министерству финансов РФ о признании незаконными действий цензуре отправляемой корреспонденции, взыскании морального вреда- отказать.

        Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

                          Судья                                                                Ветрова С.В.

Решение изготовлено 30 декабря 2021 года

2а-3449/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Чистова Мария Леонидовна
Ответчики
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Кострмоской области
Министерство финансов Российской Федерации
УФСИН России по Костромской области
Другие
ГУФСИН России по Пермскому краю
Территориальный орган управленяи Росздравнадзора по Костромской области
ФКУЗ МСЧ-44 УФСИН России по Костромской области
УФССП Росси по Ярославской области
УМВД России по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Ветрова Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация административного искового заявления
17.08.2021Передача материалов судье
17.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2021Судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
30.11.2021Судебное заседание
23.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее