Дело № 2-1312/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ломоносов 12 сентября 2016 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
при секретаре ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ** к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об оспаривании решения об отказе в заключении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
** обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, указав, что в 2014 году обратился к ответчику о предоставлении в аренду для строительства объекта бытового обслуживания (дома быта) земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение, д.Горбунки. Затем был составлен и согласован акт выбора и схема земельного участка для строительства объекта бытового обслуживания. Постановлением * ** и.о. главы администрации МО Ломоносовский муниципальный район ЛО был утвержден акт выбора и схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте, а также предварительно согласовано место размещения указанного объекта.
Истец обратился с заявлением к ответчику о заключении договора аренды этого земельного участка с кадастровым номером **, однако письмом от *, ему было отказано в заключении договора аренды.
** считает, что действия (решения) главы администрации МО Ломоносовский муниципальный район ЛО совершены в нарушение требований ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, п. 3, 16 ст. 34 ФЗ от * № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и просил признать незаконными действия (решения) администрации МО Ломоносовский муниципальный район ЛО от * об отказе в заключении договора аренды на земельный участок и обязать администрацию предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером ** расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение, д. Горбунки, для строительства объекта бытового обслуживания (дома быта).
В судебное заседание ** не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен через своего представителя (л.д. 51), о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель истца – адвокат **, действующий на основании ордера (л.д. 18), в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, а также представитель третьего лица – местной администрации МО Горбунковское сельское поселение в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела указанные лица извещены (л.д. 53, 54), о причинах неявки представителей не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Из письменных объяснений ответчика усматривается, что администрация МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области просит рассмотреть дело в соответствии с требованиями законодательства и принять решение без участия своего представителя (л.д. 34-36).
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации МО Ломоносовский муниципальный район ** от * ** по результатам рассмотрения обращения ** от * о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (л.д. 37), писем местной администрации МО Горбунковское сельское поселение от * ** (л.д. 38-40) и от * ** (л.д. 41), принято решение утвердить акт выбора и схему расположения земельного участка на кадастровой карте, испрашиваемого ** для строительства объекта бытового обслуживания (дома быта) в д.Горбунки с ориентировочной площадью 1200 кв.м (л.д. 8-9, 10-11, 12-13).
Этим же постановлением предварительно согласовано место размещения объекта бытового обслуживания (дома быта), в соответствии с прилагаемой к акту выбора схемой расположения земельного участка на кадастровой карте на землях общего пользования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в границах д.Горбунки на ориентировочной площади 1200 кв.м.
Пунктом 3.1 указанного постановления ** рекомендовано обеспечить формирование испрашиваемого земельного участка и постановку его на государственный кадастровый учет.
Из акта выбора земельного участка для строительства объекта бытового обслуживания (дома быта) в д.Горбунки от * усматривается, что испрашиваемый ** земельный участок расположен в зоне ТЖ4 (жилая зона среднеэтажных (свыше 5 этажей) многоквартирных жилых домов с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры); одним из основных видов разрешенного использования в указанной зоне является – размещение объектов бытового обслуживания; категория земель – земли населенных пунктов (л.д. 10).
Согласно кадастровому паспорту от * ** испрашиваемого ** земельного участка, сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости *, участок имеет кадастровый **, площадь 1200 кв.м, расположен по адресу: **, МО Горбунковское сельское поселение, д.Горбунки, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства объекта бытового обслуживания (дома быта (л.д. 14-15).
Сообщением администрации МО Ломоносовский муниципальный район ** от * **-О-О по обращению ** о предоставлении указанного земельного участка в аренду сроком на 3 года отказано истцу в предоставлении участка для строительства дома быта со ссылкой на то, что разрешенное использование участка – размещение гаражей для автотранспорта, а также на выписку из протокола Совета депутатов МО Горбунковское сельское поселение от * ** (л.д. 7).
Из содержания представленного ответчиком кадастрового паспорта от * **, полученного в рамках межведомственного взаимодействия от Управления Росреестра по Ленинградской области, усматривается, что спорный земельный участок кадастровый ** предназначен для размещения гаражей для автотранспорта (л.д. 26).
Согласно выписке из протокола Совета депутатов МО Горбунковское сельское поселение от * ** по вопросу о возможном предоставлении земельного участка ** для строительства объекта бытового обслуживания (дома быта) принято решение о нецелесообразности строительства данного объекта на земельном участке (л.д. 28-29).
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ от * «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу *) установлено, что до * земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до *, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В силу положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до *) органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до *) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей до *, то есть на момент рассмотрения заявления ** по вопросу о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта бытового обслуживания, обязывал органы местного самоуправления: городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данное положение было призвано обеспечивать реализацию принципов участия населения в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан - пп. 4, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ.
Публичное информирование было направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могли быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка мог быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В качестве подтверждения информирования населения до принятия постановления администрацией МО Ломоносовский муниципальный район ** от * ** об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте и предварительного согласования места размещения объекта бытового обслуживания (дома быта) в материалы настоящего дела представлено письмо местной администрации МО Горбунковское сельское поселение от * **, согласно которому * на официальном сайте поселения http://www.gorbunki-lmr.ru/ в разделе «Новости и мероприятий» осуществлено информирование населения о возможном (предстоящем) предоставлении земельного участка **, ориентировочной площадью 1200 кв.м, для строительства объекта бытового обслуживания (дома быта), расположенного по адресу: **, Ломоносовский муниципальный район, МО Горбунковское сельское поселение, д. Горбунки (л.д. 41).
К указанному письму приложена копия с сайта с текстом информационного сообщения (опубликовано *), в котором указано, что предложения и замечания по данному вопросу принимаются в письменной форме в течение 2-х недель со дня опубликования информационного сообщения (*) в адрес местной администрации МО Горбунковское сельское поселение (д. Горбунки, ** (л.д. 42).
При этом уведомление местной администрации МО Горбунковское сельского поселения о поступивших (либо отсутствующих) предложениях и замечаниях по данному информационному сообщению отсутствует.
Опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и как следствие, невыявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
Содержащаяся и опубликованная на сайте МО Горбунковское сельское поселение информация о возможном (предстоящем) предоставлении земельного участка ** не может быть воспринята, как ориентированная на неопределенный круг лиц предложение о приобретении в аренду свободного земельного участка.
Согласно п. 4. ст. 30 Земельного кодекса РФ информирование органами местного самоуправления о возможном предстоящем предоставлении земельного участка имеет целью получение наибольшего числа заявок и проведения торгов с участием всех желающих приобрести его лиц, т.е. оно должно одновременно обеспечивать возможность участия в торгах всем желающим и максимально выгодные условия заключения договора собственнику.
Опубликованное местной администрацией МО Горбунковское сельское поселение сообщение содержало информацию о намерении предоставления конкретного земельного участка, однако объект, указанный в таком сообщении, не индивидуализирован, точное место нахождения земельного участка не известно, поскольку отмечалось, что это участок ориентировочной площадью 1200 кв.м расположенный в д.Горбунки. Опубликованное сообщение не информировало население о возможности подачи заявок на предоставление указанного земельного участка, что не способствует получению наибольшего числа заявок, тем самым нарушает процедуру сдачи недвижимого имущества в аренду.
Кроме того, исходя из необходимости получения наибольшего числа заявок всех желающих на предоставление земельного участка и заключения договора на максимально выгодных условия, надлежащим будет являться информирование, произведенное путем публикации информационного сообщения в газете, учрежденной органами местного самоуправления для публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации. Сведения о публикации информационного сообщения в газете отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанная публикация не свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления требований о надлежащем информировании о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства объекта бытового обслуживания, так как в нем не определены способ и порядок подачи заявлений о предоставлении участка, отсутствовали сведения о принятии решения о проведении торгов или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
С учетом установленных обстоятельств, суд не усматривает оснований для признания незаконным действия (решения) администрации МО Ломоносовский муниципальный район ЛО от * об отказе ** в заключении договора аренды земельного участка для строительства объекта бытового обслуживания и понуждения к передаче испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку процедура утверждения акта выбора испрашиваемого земельного участка для строительства объекта бытового обслуживания и предварительного согласования места его размещения в установленном законом порядке не соблюдена местной администрацией МО Горбунковское сельское поселение из-за нарушений связанных с опубликованием извещения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления ** к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об оспаривании решения об отказе в заключении договора аренды земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19 сентября 2016 года.
Судья: А.С. Смирнов