РЎСѓРґСЊСЏ Латыпов Р .РЈ. РЈРР” 16RS0037-01-2019-001560-90
№ дела в суде первой инстанции 2а-1242/2019
№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-18363/2019
Учет №024а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
20 декабря 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р.,
судей Моисеевой Н.Н., Галимова Л.Т.,
РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощником СЃСѓРґСЊРё Хайруллиной Р.Р .
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Моисеевой Рќ.Рќ. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе адвоката филиала РќРќРћ «Коллегия адвокатов Р РўВ» «Адвокатский центр Рі.Бугульма» Рдиятдинова Рамиля Рашитовича РЅР° решение Бугульминского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 14 августа 2019 РіРѕРґР°, которым постановлено:
РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Рдиятдинова Рамиля Рашитовича Рє ФКУ РЎРР—Рћ -3 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан РѕР± оспаривании действий Рё бездействий администрации ФКУ РЎРР—Рћ-3 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Р Рў – отказать.
Проверив материалы административного дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав административного истца РдиятдиноваР.Р . РІ ее поддержку, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Рдиятдинов Р .Р . обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє ФКУ РЎРР—Рћ -3 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан РѕР± оспаривании действий Рё бездействий администрации ФКУ РЎРР—Рћ-3 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Р Рў.
Р’ обоснование заявленных требований указано, что 4 апреля 2019 РіРѕРґР° РїСЂРё посещении ФКУ РЎРР—Рћ-3 для свидания СЃРѕ СЃРІРѕРёРј подзащитным, после прохождения арочной рамки металлодетектора, расположенного РїСЂРё РІС…РѕРґРµ РІ режимное здание, ознакомления РїРѕРґ РїРѕРґРїРёСЃСЊ СЃ правилами посещения РЎР-3, сдачей часовому РљРџРџ запрещенных Рє использованию РІ режимной Р·РѕРЅРµ предметов (сотового телефона).
РџСЂРё следовании через локальную Р·РѕРЅСѓ РЎР-3 РІ сопровождении младшего инспектора РІ комнату для свиданий для встречи СЃРѕ СЃРІРѕРёРј подзащитным, РѕРЅ был остановлен младшим инспектором отдела режима Забировым Р .Рњ., который РїСЂРѕРІРѕРґРёР» повальный обыск всех входящих РІ локальную Р·РѕРЅСѓ РЎР-3. Забировым Р .Рњ. РѕРЅ РІРЅРѕРІСЊ был подвергнут личному досмотру, Р° также досмотру вещей, которые находились РїСЂРё нем, основанием досмотра явился приказ Минюста Р Р¤ в„– 189 РѕС‚ 14.10.2005 Рі. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
РќР° требование административного истца составить перед началом действий протокол досмотра, Р° также предоставить правовые Рё фактические основания досмотра ответил отказом, также добавил, что пропускать Рдиятдинова Р .Р . без досмотра РЅР° территорию РЎР-3 РЅРµ намерен Рё пригласил старшего смены Ахметзянова Р .Р . РџСЂРё этом досмотр производился РІ отсутствие понятых.
Заместитель Бугульминского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ местах содержания РїРѕРґ стражей РІ своем ответе РЅР° жалобу РЅР° правомерность действий сотрудников РЎР-3 указал РЅР° то, что проведение досмотра было осуществлено РІ полном соответствии СЃ предписаниями статьи 34 Федерального закона РѕС‚ 15 июля 1997 РіРѕРґР° в„– 103 «О содержании РїРѕРґ стражей подозреваемых Рё обвиняемых РІ совершении преступлений», поскольку соответствующее полномочие администрации исправительного учреждения РЅРµ устанавливает каких-либо исключений, РІ том числе РІ отношении адвокатов. Сотрудники РЎР-3 РІ СЃРІРѕРёС… объяснениях делают ссылки РЅР° ведомственные нормативные акты, которые РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј затрагивают права Рё обязанности лиц содержащихся РїРѕРґ стражей, Р° также лиц, содержащихся РІ местах лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹.
Административный истец РїСЂРѕСЃРёС‚ признать действия администрации ФКУ РЎРР—Рћ-3 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан РїРѕ производству 4 апреля 2019 РіРѕРґР° досмотра адвоката Рдиятдинова Р .Р ., без составления протокола досмотра неправомерными; обязать администрацию ФКУ РЎРР—Рћ-3 Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Р Рў создать РєРѕРїРёСЋ Рё сохранить видеозаписи СЃ системы камер видеонаблюдения, расположенных РЅР° территории РЎР-3, Р° также файлов видеозаписи нагрудного видеорегистратора Забирова Р .Рњ. Р·Р° 4 апреля 2019 РіРѕРґР°.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился административный истец, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указывает, что согласно п.6 ст.27.7 КоАП РФ при личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Апеллянт полагает, что в силу ч.1 ст.27 КОАП РФ личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, относятся к мерам производства по делу об административном нарушении.
Р’ судебном заседании СЃСѓРґР° апелляционной инстанции административный истец Рдиятдинов Р .Р . поддержал РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ апелляционной жалобе.
Рные лица, участвующие РІ деле, РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ дате, времени Рё месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рсследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела Рё полноту РёС… установления, исследовав правильность применения СЃСѓРґРѕРј первой инстанции РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РЎСѓРґРѕРј первой инстанции РїСЂРё рассмотрении дела установлено, что 4 апреля 2019 РіРѕРґР° Рдиятдинов Р .Р . РїСЂРё посещении ФКУ РЎРР—Рћ-3 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Р Рў для свидания СЃРѕ СЃРІРѕРёРј подзащитным, после прохождения арочной рамки металлодетектора, расположенного РїСЂРё РІС…РѕРґРµ РІ режимное здание, ознакомления РїРѕРґ РїРѕРґРїРёСЃСЊ СЃ правилами посещения РЎР-3, сдачей часовому РљРџРџ запрещенных Рє использованию РІ режимной Р·РѕРЅРµ предметов (сотового телефона) Рё РїСЂРё следовании через локальную Р·РѕРЅСѓ РЎР-3 РІ сопровождении младшего инспектора РІ комнату для свиданий для встречи СЃРѕ СЃРІРѕРёРј подзащитным был остановлен младшим инспектором отдела режима Забировым Р .Рњ.
Р’ соответствии СЃ приказом Минюста Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 189 РѕС‚ 14 октября 2005 РіРѕРґР° «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» младшим инспектором ФКУ РЎРР—Рћ-3 Забировым Р .Рњ. визуально был замечен РІ правом кармане адвоката Рдиятдинова Р .Р . выпирающий предмет, РїРѕ форме напоминающий сотовый телефон, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем сотрудником РЎРР—Рћ-3 Забировым Р .Рњ. было предложено произвести осмотр предметов, которые находились РїСЂРё истце.
Р’ этой СЃРІСЏР·Рё административный истец обратился РІ Бугульминскую РіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ прокуратуру РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отказом РІ предоставлении информации РѕР± основаниях досмотра, Рѕ проведении личного досмотра Рё досмотра вещей сотрудниками ФКУ РЎРР—Рћ-3 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Р Рў.
23 апреля 2019 РіРѕРґР° Р·Р° в„– 121 РёСЃС…/2019 административному истцу сообщено Рѕ том, что РІ С…РѕРґРµ проверки РґРѕРІРѕРґС‹ истца Рѕ незаконные действия младшего инспектора Забирова Р .Рњ. Рё РІСЂРёРѕ начальника ФКУ РЎРР—Рћ-3 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Р Рў Ахметзянова Р .Р . привели Рє нарушению конституционных права истца РЅР° неприкосновенность, унижению чести Рё достоинства РЅРµ нашли своего подтверждения. Сотрудники РЎРР—Рћ-3 действовали РІ рамках действующего законодательства. Р’ РёС… действиях нарушения РЅРµ усматриваются.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", при наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территорий мест содержания под стражей, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми. Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела подозреваемых и обвиняемых и которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.
Подробно порядок проведения личного досмотра, досмотра вещей лиц, посещающих осужденных и находящихся на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, регламентирован Приказом Минюста России от 20 марта 2015 года № 64дсп «Об утверждении Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно- исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены требования», выписка из которого была предоставлена суду первой инстанции.
Как верно отмечено СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, сотрудники ФКУ РЎРР—Рћ-3 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Р Рў 4 апреля 2019 РіРѕРґР° РїСЂРё досмотре адвоката Рдиятдинова Р .Р . действовали РІ рамках законных требований, установленных, которыми РЅРµ предусмотрено составление протокола РѕР± административном правонарушении, РІ случае РЅРµ обнаружения запрещенных вещей, предназначенных для передачи осужденным.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 34 Федерального закона РѕС‚ 15.07.1995 N 103-ФЗ "Рћ содержании РїРѕРґ стражей подозреваемых Рё обвиняемых РІ совершении преступлений" сотрудники мест содержания РїРѕРґ стражей вправе производить досмотр РёС… вещей Рё одежды РїСЂРё РІС…РѕРґРµ Рё выходе СЃ территорий мест содержания РїРѕРґ стражей, РєСЂРѕРјРµ досмотра вещей Рё одежды лиц, РІ производстве которых находятся уголовные дела подозреваемых Рё обвиняемых Рё которые обладают правом контроля Рё надзора Р·Р° местами содержания РїРѕРґ стражей, Рє которым адвокаты РЅРµ относятся.
В Определении от 25 мая 2017 года N 1006-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, при недоказанности административным истцом нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав, свобод и законных интересов, требования административного истца удовлетворены быть не могут.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно п.6 ст.27.7 КоАП РФ при личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании, в связи с чем в данном случае необходимо составление протокола, судебная коллегия полагает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.
Рных РґРѕРІРѕРґРѕРІ, которые могли Р±С‹ послужить основанием для отмены либо изменения постановленного СЃСѓРґРѕРј решения, апелляционная жалоба РЅРµ содержит.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Бугульминского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 14 августа 2019 РіРѕРґР° РїРѕ данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу адвоката Рдиятдинова Рамиля Рашитовича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё