Дело № 2-7006/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 27 июля 2017 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Махиной Е.С.,
при секретаре Клыпиной Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пантелеева В. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области о перерасчете размера страховой пенсии,
установил:
Пантелеев В.А. обратился в суд с требованием об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии по старости, исходя из среднемесячного заработка за период с сентября 1985 года по сентябрь 1990 года, мотивируя тем, что решением ответчика от 16.05.2017 № ему отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с тем, что среднемесячный заработок не может быть установлен на основании партийного билета.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Власова Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях. Считает, что основания для удовлетворения требований истца отсутствуют, среднемесячный заработок истца не может быть установлен на основании косвенных документов, в частности партийного билета.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пантелеев В.А. с 01.08.2012 является получателем трудовой пенсии по старости, размер которой на указанную дату составил 6416 рублей 93 копейки.
При назначении пенсии пенсионным органом были учтены сведения о заработной плате истца за периоды работы с 18.12.1972 по 02.09.1974, с 17.09.1974 по 17.12.1974, с 15.08.1982 по 14.08.1985, подтвержденные документально справками МКУ «Муниципальный архив города Вологды» от 31.07.2012 № и №.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 19.08.1985 по 24.08.1988 он работал в должности организатора внешкольной и внеклассной работы с детьми, учителя истории в Средней школе № 69; с 26.08.1988 по 28.04.1989 – в должности мастера производственного обучения, а затем – заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Среднем профтехучилище № 6; с 13.05.1989 по 20.08.1990 – в должности организатора внеклассной работы в школе № 29 г.Вологды; с 31.08.1990 по 25.10.1990 – в должности директора по внешнеэкономическим связам в МПХО «Лад» Вологодского ГКВЛКСМ.
Документов, подтверждающих размер заработной платы, получаемой истцом в спорный период, не имеется, что подтверждается архивными справками (л.д.41, 42).
Согласно партийному билету № Пантелеев В.А. вступил в члены ЦК КПСС в феврале 1984 года. В соответствии с партийным билетом истцу в спорный период выплачивалась заработная плата, размер которой вносился в партийный билет ежемесячно. Из заработной платы уплачивались партийные взносы, размер которых также ежемесячно заносился в партийный билет, что подтверждается справкой № от 10.10.2016, выданной первым секретарем Комитета Вологодского областного отделения КПРФ.
12.05.2017 Пантелеев В.А. обратился в УПФР в г. Вологде Вологодской области с заявлением о перерасчете пенсии, с учетом заработка с сентября 1985 года по сентябрь 1990 года, предоставив партийный билет, где имеются сведения о размере ежемесячной заработной платы за период с 01.09.1985 по 30.09.1990.
Решением УПФР в г. Вологде Вологодской области от 16.05.2017 № Пантелееву В.А. отказано в перерасчете размера пенсии, так как страховая пенсия, назначенная ему с учетом среднемесячного заработка, не подлежит перерасчету на основании косвенных документов, к которым относится партийный билет.
В силу ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 36 указанного Федерального закона с 01.01.2015 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 30.3 Федерального закона от «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно п. 2 ч. 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
На основании ч. 4 указанной статьи заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного предоставления им необходимых для такого перерасчета документов.
Согласно п. 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. б п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С учетом указанных документов исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31.12.2014 (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен п. 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно Письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации № и Пенсионного фонда Российской Федерации № от 27.11.2001, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Суд, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, пришел к выводу, что отсутствие первичных документов о заработной плате истца в спорный период по причинам, независящим от истца, не могут лишить последнего права на начисление пенсии в соответствии с заработной платой, которую он получал за 60 месяцев подряд до 01.01.2002, а именно - с 01.09.1985 по 30.09.1990. Представленный Пантелеевым В.А. партийный билет является документом, подтверждающим фактический заработок истца в указанный период, на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере его заработка. Факт принадлежности Пантелееву В.А. партийного билета члена ЦК КПСС, выданного 12.04.1984 Советским райкомом КПСС г.Вологды, в котором указан заработок истца в спорный период, ответчиком не оспаривается.
Принимая во внимание, что истец из-за отсутствия первичных документов о заработной плате не может реализовать право на перерасчет размера пенсии из наиболее выгодного для него варианта среднемесячной заработной платы, а представленный партийный документ подтверждает фактический заработок в спорный период, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области от 16.05.2017 № об отказе в перерасчете размера страховой пенсии.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области произвести перерасчет пенсии по старости Пантелеева В. А. исходя из среднемесячного заработка за период с 01.09.1985 по 30.09.1990, указанный в партийном билете №, выданном 12.04.1984.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Махина
Мотивированное решение изготовлено 01.08.2017.