Судья Курлапова Н.В. дело № 33а-3224/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Пристром И.Г., Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2017 года дело по апелляционной жалобе Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 февраля 2017 года, которым
признаны незаконными действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Коми по несвоевременному направлению в орган кадастрового учета уведомления о выдаче Веприковой Т.А. квалификационного аттестата.
В удовлетворении исковых требований Веприковой Т.А. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера отказано.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Веприкова Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ответчикам о признании действий незаконными. В обоснование требований указала, что <Дата обезличена> сдала квалификационный экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. <Дата обезличена> Министерство Республики Коми имущественным и земельных отношений направило в Росреестр уведомление о выдаче ей <Дата обезличена> квалификационного аттестата кадастрового инженера. Письмом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Росреестр сообщил Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений об отсутствии правовых оснований для внесения сведений в государственный реестр кадастровых инженеров о выдаче либо аннулировании квалификационного аттестата с <Дата обезличена> в связи с изменением законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Считает, что незаконные действия органа исполнительной власти субъекта РФ по несвоевременному направлению в орган кадастрового учёта уведомления о выдаче ему квалификационного аттестата, повлекли нарушение её прав и законных интересов.
В судебном заседании Веприкова Т.А. заявленные требования поддержала.
Административные ответчики Министерство имущественных и земельных отношений Республики Коми, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворённых требований, в связи с нарушением норм процессуального права.
Стороны, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Коми ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
С учётом указанных обстоятельств в силу части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 КАС РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Удовлетворяя требования административного истца в части, суд первой инстанции, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, а также правильно применив нормативные правовые акты, регулирующие спорные отношения, исходил из того, что Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений нарушен срок направления в орган кадастрового учёта уведомления о выдаче Веприковой Т.А. квалификационного аттестата, что повлекло нарушение прав последней.
Выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям закона и подтверждаются материалами дела.
Судом установлено, что <Дата обезличена> Веприкова Т.А. обратилась в квалификационную комиссию для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам с заявлением о допуске к аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам и выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера.
<Дата обезличена> Веприкова Т.А. сдала квалификационный экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, что подтверждается квалификационным аттестатом <Номер обезличен>.
<Дата обезличена> Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений направлено в Росреестр уведомление о выдаче <Дата обезличена> квалификационного аттестата кадастровому инженеру Веприковой Т.А.
Указанное уведомление получено Росреестром <Дата обезличена>.
Письмом от <Дата обезличена> <Дата обезличена> Росреестр сообщил Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений об отсутствии правовых оснований для внесения сведений в государственный реестр кадастровых инженеров о выдаче либо аннулировании квалификационного аттестата с <Дата обезличена> в связи с изменением законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Правовой статус кадастрового инженера до 01 июля 2016 года определялся частью 1 статьи 29 Федерального закона от 27 апреля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции до 01 июля 2016 года), согласно которой, это физическое лицо, имеющее действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Статьёй 29 вышеназванного Федерального закона (в редакции до 01 июля 2016 года) было установлено, что квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной
власти субъектов РФ лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
При этом, квалификационный аттестат в соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01 июля 2016 года) признавался действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьёй 30 Федерального закона о кадастровой деятельности правилами (в редакции до 01 июля 2016 года).
В силу части 4 статьи 29 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01 июля 2016 года), орган исполнительной власти субъекта РФ, выдавший квалификационный аттестат, направлял в орган кадастрового учета уведомление о выдаче данного квалификационного аттестата, содержащее указанные в пунктах 1-5 части 2 статьи 30 Федерального закона № 221-ФЗ сведения, и копию данного квалификационного аттестата в срок не более чем один рабочий день со дня выдачи данного квалификационного аттестата.
В силу положений части 4 статьи 29, части 3 статьи 30 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01 июля 2016 года), пунктов 5, 7 Порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 года № 444, первая запись о кадастровом инженере и сведения о выданном ему квалификационном аттестате подлежали внесению в ГРКИ в срок не более чем в два рабочих дня со дня получения органом кадастрового учета от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшего квалификационный аттестат, уведомления о выдаче данного квалификационного аттестата, содержащего указанные в пунктах 1-5 части 2 статьи 30 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01 июля 2016 года) сведения, и копии данного квалификационного аттестата.
С 1 июля 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон» О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров», согласно которым положения статей 29, 30 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01 июля 2016 года), устанавливающие порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, внесения сведений о квалификационном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров, утратили силу.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ введено обязательное членство кадастрового инженера в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, которое не предусматривает получение кадастровым инженером квалификационного аттестата.
С 01 июля 2016 года кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами – членами саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, до 01 декабря 2016 года вправе были осуществлять лица, имевшие на день вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ действующие квалификационные аттестаты, то есть квалификационные аттестаты, сведения о которых внесены в ГРКИ по 01 июля 2016 года включительно.
Соответственно, с 02 июля 2016 года изменился правовой статус государственного реестра кадастровых инженеров, который стал носить информационный характер, а не правоустанавливающий.
Принимая оспариваемое решение в части удовлетворения предъявленных к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений требований, суд исходил из того, последним нарушен срок направления в адрес Росреестра
уведомления о выдаче Веприковой Т.А. квалификационного аттестата, что повлекло нарушение её прав.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными.
Факт нарушения срока направления уведомления о выдаче Веприковой Т.А. квалификационного аттестата подтвержден документально, и не оспаривается административным ответчиком.
Указанные действия Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений повлекли нарушение прав Веприковой Т.А., поскольку с учётом изменений в законодательстве, она теперь не соответствует требованиям, предъявляемым к кадастровому инженеру, а по ранее действовавшему законодательству, при наличии сведений в реестре о полученном квалификационном аттестате, она таковым бы признавалась.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что обжалуемое решение не содержит указания об обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, не являются основанием к отмене правильного по существу решения, и подлежат отклонению.
Ссылка на отсутствие нарушения прав Веприковой Т.А. исходя из того, что даже при соблюдении установленного срока направления уведомления, оно не было бы получено Росреестром до 01 июля 2016 года, подлежит отклонению, поскольку из материалов дела следует, что направление уведомления о выдаче квалификационного аттестата возможно не только посредством почтового отправления, но и с использованием сетей связи общего пользования в форме электронных документов, подписанных ЭЦП с использованием средств ЭЦП, сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации совместимых со средствами ЭЦП, применяемыми органом кадастрового учёта, что было прямо предусмотрено пунктом 16 Порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 года № 444, действовавшего до 17 октября 2016 года.
Нарушений норм процессуального права, судом первой инстанции не допущено, оснований не согласиться выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи