Судья Щелканов М.В. Дело № 33-2728/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Ивановой Е.А.
судей Ауловой Т.С. и Слободянюк Т.А.
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 20 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Вахнина П.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 марта 2013 года, по которому
Исковые требования прокурора г. Сыктывкара в интересах Притула Р.А. удовлетворены.
На Администрацию МОГО "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить Притула Р.А. на состав семьи 1 человек вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.метров в г.Сыктывкаре по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., пояснения Притула Р.А., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Сыктывкара, действуя в интересах Притула Р.А. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении истцу жилого помещения пригодного для постоянного проживания, площадью 33 кв.м. на условиях договора найма специализированного жилого фонда в пределах территории МО ГО "Сыктывкар". В обоснование заявленных требований указал, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, и состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал по заявленным основаниям. Притула Р.А. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.
Представитель АМО ГО "Сыктывкар" с иском не согласился, самой нуждаемости истца в улучшении жилищных условий и его социального статуса не оспаривал, однако указал, что жилые помещения предоставляются по нормам установленным органами местного самоуправления. Решением Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13,5 кв.м. общей площади жилого помещения. В связи с чем, истцу может быть предоставлено жилое помещение по решению суда площадью не более 13,5 кв.м. Также указал, что действующим жилищным законодательством в настоящее время не предусмотрена обязанность внеочередного предоставления жилья той категории граждан, к которой относится истец.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования не согласен с решением в части общей площади предоставляемого жилого помещения, просит решение суда в указанной части изменить.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что истец относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и воспитывался в детских учреждениях. Состоит на учете граждан в администрации МОГО "Сыктывкар" как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. В настоящее время жилым помещение не обеспечен.
Разрешая спор, суд признал право истца на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Довод жалобы о том, что возложение на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. в г.Сыктывкаре противоречит действующему законодательству, судебная коллегия не может признать обоснованным.
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-P3 "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
С вступлением в силу вышеуказанного закона условия предоставления жилых помещений относящимся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно ухудшились, и эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 кв.м..
Предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снизило ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки породило определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшило их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-P3 "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми.
С учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, общая площадь предоставляемого жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна составить не менее 33 кв. м.
С вступлением в силу Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104- РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (часть 2 статьи 7).
При внесении изменений в условия предоставления жилья должно обеспечиваться соблюдением положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым государством (статья 1, часть 1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилых помещений должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Также юридическая сила о признании акта в указанной части неконституционным не может быть преодолена повторным принятием аналогичного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлены все обстоятельства, имеющие значение по делу, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, и оснований к отмене решения суда по всем доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Вахнина П.С. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-