КОПИЯ
Дело № 2а-2862/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2019 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Истягиной Н.М.,
при помощнике судьи – Пергаменщик А.В.,
с участием административного истца – Александровой О.А.,
с участием представителя административного истца – Муляр В.Я.,
административного ответчика – инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства ГИТ г. Севастополя Дудник Е.В.,
заинтересованных лиц: ФИО11
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ИП Александровой О.А. к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконными и отмене п.6, 7 Предписания от 13.09.2019 года. №208 государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства ГИТ г. Севастополя Дудник Е.В.,
установил:
Александрова О.А. обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконным п.6., п.7 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что п.6 и п.7 предписания Государственной инспекции труда <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным, поскольку Государственная инспекция труда города Севастополя вышла за пределы своей компетенции, так как инспектору не предоставлено право выдавать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Административному ответчику предоставлено право выявлять нарушения, а не разрешать правовые споры, так как Государственная инспекции труда города Севастополя не в праве подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, просил суд административный иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, представил письменные возражения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, исходя из следующего.
Согласно статье 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 356 Трудового кодекса РФ предусмотрены полномочия, которые реализует федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами.
Статьей 357 Трудового кодекса РФ, установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно статье 360 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
В соответствии со статьей 361 Трудового кодекса РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Судом установлено, что распоряжением начальника Государственной инспекции труда города Севастополя В.И. Дудка от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о проведении проверки ИП Александровой О.А. на основании заявлений работников данного предприятия ФИО12 с целью проверки изложенных в заявлении фактов в части соблюдения трудового законодательства.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Государственной инспекции труда города Севастополя проведена внеплановая документарная проверка административного истца с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина в части соблюдения трудового законодательства.
По результатам проверки составлен акт № и вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В частности, в обжалуемых пунктах 6, 7 предписания содержится требование не позднее ДД.ММ.ГГГГ начислить и выплатить заработную плату ФИО9 и ФИО8 за весь период работы у ИП Александровой О.А. в размере, не ниже минимального установленного размера оплаты труда в городе Севастополе с учетом отработанного времени – в соответствии со ст.133.1, 136 Трудового кодекса Российской Федерации с уплатой процентов, предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, либо предоставить доказательства таких выплат; отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ № и приказ от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении ФИО9 и ФИО8 – в соответствии со ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что ФИО9 принят ИП Александровой О.А. на работу в должности начальника малярного участка с ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО8 принят на должность маляра с ДД.ММ.ГГГГ, данные обстоятельства подтверждаются пояснениями работников и работодателя.
Трудовые договора с работниками не были заключены, при этом они приступили к трудовым обязанностям с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, что подтверждается табелями учета рабочего времени, согласно которым данные работники отработали полную норму рабочего времени – 40 часовую рабочую неделю. При этом в нарушение ч.11 ст.133.1 ТК РФ данным работникам заработная плата начислена исходя ниже минимально установленного размера оплаты труда в городе Севастополе при отработанной полной норме оплаты труда.
Также отсутствовали росписи в платежных ведомостях о получении ФИО9 и ФИО8 заработной платы. Отсутствие указанных работников на рабочем месте установлено актами № и 2/19 от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии на рабочем месте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Актами №, №, №. № зафиксировано их отсутствие на рабочем месте вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Однако период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ явка данных работников в табелях учета рабочего времени была учтена, в нарушение ч.4 ст.91 ТК РФ прогулы ФИО9 и ФИО8 учтены с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО8 и ФИО9 уволены с занимаемой должности приказами от ДД.ММ.ГГГГ по пп. «а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ, для ознакомления данные приказы направлены почтой ДД.ММ.ГГГГ, вместе с объяснениями работодателя о том, что увольнение произошло вследствие прогулов с ДД.ММ.ГГГГ. Объяснения о причинах отсутствия на рабочем месте были затребованы работодателем у работников письмами №, №, которые ими получены ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, работодателем допущено вынесение приказов об увольнении работников с грубым нарушением месячного срока предусмотренного ч.3 ст.193 ТК РФ.
Согласно пункту 2.1.1 Положения «О Государственной инспекции труда города Севастополя», утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, инспекция осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проведения проверок, в том числе в организациях, учреждениях, предприятиях по выплате заработной платы, ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 356 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 7 Административного регламента исполнения Государственной инспекции труда города Севастополя государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Государственной инспекции труда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Регламент), государственные инспекторы вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
При выявлении в результате проведения надзорных мероприятий допущенных работодателем нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Государственной инспекции труда города Севастополя в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в каждом конкретном случае непосредственно по завершению надзорных мероприятий обязаны: выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения: принять исчерпывающие меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в соответствии с действующим законодательством (п. 82 Регламента).
В предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены.
Сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, устанавливаются уполномоченными должностными лицами Государственной инспекции труда города Севастополя, проводивших надзорные мероприятия, и определяются исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования.
В силу статьи 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К основным способам защиты трудовых прав и свобод отнесен государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, работнику предоставлено право выбора способа защиты нарушенных трудовых прав, в том числе посредством обжалования наложенного на него дисциплинарного взыскания в государственную инспекцию труда.
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).
В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно части второй статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
Судом установлено, что при издании предписания, Государственная инспекция труда города Севастополя свои полномочия по вынесению предписания не превысила.
Так, при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при применении к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику дисциплинарного взыскания.
Вопреки доводам административного истца о том, что государственная инспекция вышла за рамки предоставленных ей полномочий и разрешила трудовой спор, исходя из характера установленных нарушений, суд приходит к выводу о том, что инспектором был установлены именно факты грубого нарушения трудового законодательства, а именно не выплаты заработной платы за отработанный период времени и увольнение с пропуском месячного срока предусмотренного для увольнения за прогулы.
Такой вывод суда следует из неотъемлемого права работника на обжалование дисциплинарного взыскания в государственную инспекцию труда и полномочий государственного инспектора труда на вынесение в адрес работодателя обязательных для исполнения предписаний в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Кроме того в предписании содержится требование о выплате заработной платы за период работы уволенных работников, согласно табелям учета рабочего времени изученных в ходе проведения проверки, а не за период прогулов. Данные нарушения носят характер зрубого и очевидного нарушения трудовых прав работников, и не касаются не выплаты заработной платы за период прогулов, в связи с чем у суда отсутствуют основания считать действия инспектора незаконными и такими что вышли за рамки предоставленных ему полномочий.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание Государственной инспекции труда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах своих полномочий и компетенции, правомерно установлены нарушения трудового законодательства, в связи с чем оснований для признания предписания незаконным и удовлетворения административного иска у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ИП Александровой О.А. к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконными и отмене п.6, 7 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ. № государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства ГИТ г. Севастополя Дудник Е.В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение будет составлено 20.12.2019 года.
Председательствующий: подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>