Дело № 2а-1968/2020
УИД 33RS0014-01-2020-002794-11
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации15 декабря 2020 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Муравьевой Т.А.
при секретаре Тетериной Ю.А.,
с участием представителя административного истца помощника Муромского городского прокурора Бекетовой Т.Н., представителя административного ответчика администрации муниципального образования Ковардицкое Муромского района Ореховой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ковардицкое Муромского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению действий,
установил:
Муромский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО Ковардицкое Муромского района и просит:
признать незаконным бездействие административного ответчика в части обеспечения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;
обязать административного ответчика в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Коржавино Муромского района Владимирской области в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20.
В обоснование заявленных требований указано, что Муромской городской прокуратурой в соответствии с поручением прокуратуры Владимирской области проведена проверка по обращению Сарайкина А.А., принятому на личном приеме прокурором области, о соблюдении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе при обращении с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлено, что на территории д. Коржавино Муромского района предусмотрено 11 площадок накопления ТКО. Межевание земельных участков, которые определены как места накопления ТКО, не производилось, они отнесены к категории земель - земли населенных пунктов, государственная собственность на них не разграничена, земельные участки находятся в ведении муниципального образования Ковардицкое. Проведенной проверкой мест накопления ТКО установлено отсутствие их надлежащего оборудования - накопление отходов осуществляется непосредственно на земле (грунте), места их сбора не имеют водонепроницаемого покрытия и ограждения. Указанные обстоятельства способствуют распространению отходов за пределы площадок и образованию стихийных свалок, приводят к загрязнению почвы, негативно влияют на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в населенном пункте, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Муромского городского прокурора Бекетова Т.Н. поддержала заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Ковардицкое Муромского района Орехова А.В., действующая на основании доверенности с дипломом, оставила решение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации Муромского района, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, оставив решение на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ способы хранения и захоронения отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическим, санитарным и иными требованиями.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Владимирской области от 14.11.2014 № 121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Владимирской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м (п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20).
На территории Владимирской области вывоз ТКО с территории индивидуальной жилой и дачной застройки осуществляется тарным способом (п. 7.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Владимирской области, утвержденного постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 08.02.2018 № 17/01-25).
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что на территории д. Коржавино Муромского района предусмотрено 11 площадок накопления ТКО. Межевание земельных участков, которые определены как места накопления ТКО, не производилось, они отнесены к категории земель - земли населенных пунктов, государственная собственность на них не разграничена, земельные участки находятся в ведении муниципального образования Ковардицкое (л.д. 17).
Проведенной проверкой мест накопления ТКО установлено отсутствие их надлежащего оборудования - накопление отходов осуществляется непосредственно на земле (грунте), места их сбора не имеют водонепроницаемого покрытия и ограждения, что подтверждается актом проверки от 23.10.2020, фототаблицей (л.д. 22, 23-25).
Поскольку накопление ТКО на территории д. Коржавино Муромского района при отсутствии оборудованных площадок осуществляется непосредственно на земле, что способствует распространению отходов за пределы площадок и образованию стихийных свалок, приводит к загрязнению почвы, негативно влияет на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в населенном пункте, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, заявленные требования Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Как следует из письма администрации МО Ковардицкое Муромского района от 20.10.2020, причиной отсутствия надлежащим образом оборудованных контейнерных площадок является отсутствие в бюджете муниципального образования расходов на данное мероприятие. Финансовая возможность их обустройства у администрации МО Ковардицкое в 2020-2021 гг. отсутствует (л.д. 17).
Вместе с тем, недостаточность имеющихся денежных средств не является уважительной причиной неисполнения требований федерального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ковардицкое Муромского района в части обеспечения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать администрацию муниципального образования Ковардицкое Муромского района в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Коржавино Муромского района Владимирской области в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.А. Муравьева