Дело № 2-3311\2014года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08.07.2014г. г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Череваткиной Е.Н.
при секретаре судебного заседания Ионкиной В.В..,
с участием адвоката Мелащенко В.А., представившей удостоверение № 203 и ордер № 554,
представителя истца Смирнова В.А. - Капущ Т.Г., действующая на основании доверенности,
представителя ответчика Молдован Д.М., действующая на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнов В.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об обязании выплатить жилищную субсидию на приобретение жилья,
установил:
истец обратился с иском к Министерству строительства и Жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в котором просит взыскать с ответчика в его пользу жилищную субсидию на приобретение жилья в <адрес> в сумме ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования истец мотивировал тем, что с сентября ДД.ММ.ГГГГ. он проживал в районах ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Края. В ДД.ММ.ГГГГ. истец переехал на постоянное место жительства в <адрес>, где проживает и зарегистрирован на условиях найма жилого помещения по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ0.
В <адрес> истец не имеет жилого помещения на праве собственности не имеет, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» Норильское отделение филиала по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет в качестве нуждающегося с составом семьи 1 человек.
Согласно сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в списке он зарегистрирован по<адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Однако, впервые он был внесен в список по<адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что его очередь не продвинулась вперед, а переместилась назад, и он зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. по<адрес>.
Полагает, что имеет право на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения из расчета 30 кв. метров общей жилой площади в размер ДД.ММ.ГГГГ.
В последствии истец уточнил исковые требования, и просил обязать ответчика выплатить жилищную субсидию на приобретение жилья в <адрес> площадью 30 кв.м. на 1 человека по средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес> на 1 и 2 квартал 2014г. в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.
Истец Смирнов В.А. в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела. Представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.
Представитель истца Смирнов В.А. – ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнений, просила их удовлетворить.
Представитель истца адвокат ФИО3 в судебном заседании так же поддержала исковые требования с учетом уточнений, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании просила рассмотреть исковые требования по существу, в удовлетворении которых отказать, указала, что Категория граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обеспечивается жильем в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы (далее - подпрограмма), за счет средств федерального бюджета путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок предоставления социальных выплат определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в соответствии с которыми выполнение гарантийных обязательств по обеспечению жильем происходит в строгом соответствии с датой постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и с учетом статуса гражданина.
В соответствии с положением статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
По вопросу изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, сообщаем, что пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), предусмотрено, что в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности). Указанные изменения внесены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктами 19 и 26 Положения министерство ежегодно формирует и до 1 февраля, направляет государственному заказчику подпрограммы список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии с датой обращения за жилищной субсидией ДД.ММ.ГГГГ Смирнов В.А. в период ДД.ММ.ГГГГ годы в указанном списке значился по<адрес> по категории «безработные». В тот же период времени «в общей очереди (инвалиды, пенсионеры, безработные, работающие)» Смирнов В.А. значился под следующими номерами: на ДД.ММ.ГГГГ по<адрес>; на ДД.ММ.ГГГГ по<адрес>; на ДД.ММ.ГГГГ по<адрес>; на ДД.ММ.ГГГГ по<адрес>.
В рамках выделенных денежных средств федерального бюджета <адрес> для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов ДД.ММ.ГГГГ и приравненных к ним местностей в период с ДД.ММ.ГГГГ год, министерством были выданы 8 государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС), в результате чего жилищные условия улучшили 8 семей указанной категории граждан.
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 Положения, в период с ДД.ММ.ГГГГ годы, граждане с момента возникновения у них права переходили из одной категории очередности в другую.
Очередность Смирнов В.А. по категории «безработные» по<адрес> период ДД.ММ.ГГГГ годы внутри категории не изменилась. Однако, учитывая то обстоятельство, что очередность граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется по категориям: инвалиды, пенсионеры, безработные, работающие, а также и то, что граждане при возникновении у них права могут переходить из одной категории очередности в другую, очередность Смирнов В.А. «в общей очереди» менялась, так как категория «безработные» относится, лишь к третьей очереди граждан.
Внеочередное предоставление государственных жилищных сертификатов действующим законодательством не предусмотрено. Внеочередная выдача Смирнов В.А. государственного жилищного сертификата приведет к нарушениям прав граждан, вставших на учет нуждающихся ранее.
Участие в подпрограмме носит добровольный характе<адрес> не согласные с условиями подпрограммы, могут отказаться от участия в ней.
Таким образом, считаем, что права и законные интересы Смирнов В.А. министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не нарушены.
На основании изложенного, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований Смирнов В.А. отказать.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав доказательства, приходит к следующему.
В силу положений ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов ДД.ММ.ГГГГ и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон).
Федеральный закон гарантирует право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Федерального закона получателями жилищных субсидий являются, в том числе, граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Во исполнение ст. 10 Федерального закона принято Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" ДД.ММ.ГГГГ" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы") (ранее действовал Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и принятые для его исполнения подзаконные акты).
Как следует из материалов дела, Смирнов В.А. имеет право на получение жилищной субсидии на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", поскольку имеет стаж работы в районах ДД.ММ.ГГГГ с сентября 1986 года по апрель 2009г.. Как следует из записи в трудовой книжке, ДД.ММ.ГГГГ Смирнов В.А. был уволен по собственному желанию п.3 ст.77 Трудового Кодекса РФ.(л.д. 19-22). ДД.ММ.ГГГГ Смирнов В.А. был снят с регистрационного учета в <адрес> края в связи с переездом, и зарегистрирован в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта(л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратился к ответчику с заявлением о включении его в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории <адрес> как безработный (л.д. 40).
Кроме того, согласно ответа Главы администрации Марксовского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, Смирнов В.А. был поставлен на учет малоимущих граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в администрации Марксовского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ Основанием постановки на учет является приказ комитета по ЖКХ и градостроительству администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д. 45-46).
Статьей 2 Федерального закона и п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153, безработным жилищные субсидии предоставляются в третью очередь (после имеющих право на жилищную субсидию по тем же основаниям инвалидов 1 и 2 группы и пенсионеров). Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Сформированные списки из органов местного самоуправления во исполнение установленного Порядка направляются в органы исполнительной власти (в данном случае - в Министерство строительства <адрес>) для формирования сводных списков, на основании которых предусмотренная Федеральным законом мера социальной поддержки предоставляется льготополучателям в порядке очередности по определенным в ст. 2 Федерального закона категориям граждан.
Пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), предусмотрено, что в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности). Указанные изменения внесены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец, относящийся с момента принятия его на учет к категории "безработные", согласно выборочно представленным в материалы дела документам, в сводном списке в очереди данной категории граждан за 2011 год состоял по<адрес>, за2012 - по<адрес>, за 2013г. - по<адрес>, за 2014г- в общем списке по<адрес>, в списке безработных – по<адрес> (л.д. 49).
Из представленных ответчиком списков граждан, выехавших из Крайнего севера и приравненных к ним местностей за ДД.ММ.ГГГГ.г., усматривается, что право Смирнов В.А. на получение жилищной субсидии на приобретение жилья не нарушено.
Внеочередное предоставление государственных жилищных сертификатов действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем, внеочередная выдача Смирнов В.А. государственного жилищного сертификата приведет к нарушениям прав граждан, вставших на учет нуждающихся ранее.
Вследствие чего доводы Смирнов В.А.. об обязании ответчика выплатить жилищную субсидию на приобретение жилья в <адрес>, на основании указанных выше норм права основаны на неверном их толковании.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО7 – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд <адрес>, в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.Н. Череваткина