Дело № 2-443/2024
22RS0053-01-2024-000694-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Топчиха 13 декабря 2024 года
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Четвертных А.В.,
при секретаре Сухочевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Топчихинского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края о возложении обязанности обеспечить безопасность гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился с исковым заявлением после проведенной прокуратурой района совместно с представителями межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений на территории муниципального образования Кировский сельсовет Топчихинского района Алтайского края, в результате чего были выявлены нарушения требований закона.
Муниципальное образование Кировский сельсовет Топчихинского района Алтайского края является собственником гидротехнических сооружений: «<данные изъяты>», <адрес> (кадастровый №), и «<данные изъяты>», <адрес> (кадастровый №), расположенные на территории данного муниципального образования. Соглашением «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за счет бюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования <адрес> в бюджет муниципального образования Кировский сельсовет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГ органам местного самоуправления МО Кировский сельсовет <адрес> переданы полномочия по решению вопросов местного значения по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В нарушение требований законодательства выявлены нарушения на гидротехническом сооружении «<данные изъяты>», <адрес> (кадастровый №): не ведется журнал за уровнями воды и журнал визуального наблюдения, отсутствует водомерная рейка, бетонные конструкции открытого шахтного водосброса требуют ремонта, отсутствует сороудерживающая решетка в открытом шахтном водосбросе, наблюдается засорение шахтного водосброса, наблюдается оползание низового откоса в районе водовыпуска шахтного водосброса, разрушен водобойный колодец водовыпуска шахтного водосброса, наблюдается разрушение верхового откоса плотины, шахтный водосброс, совмещенный с донным водовыпуском, находится в не рабочем (аварийном) состоянии, отсутствует служебный мостик с перильными ограждениями шахтного водосбора, совмещенного с донным водовыпуском, разрушен водобойный колодец водовыпуска шахтного водосброса, совмещенного с донным водовыпуском, наблюдается просадка низового откоса в районе водовыпуска шахтного водосброса, совмещенного с донным водовыпуском, наблюдается фильтрация в низовом откосе под водовыпуском шахтного водосбора, совмещенного с донным водовыпуском, наблюдается просадка гребня плотины до 1 м над водовыпускным трактом шахтного водосброса, совмещенного с донным водовыпуском, наблюдается зарастание верхового откоса плотины древесно-кустарниковой растительностью, наблюдается просадка на гребне плотины.
В нарушение требований законодательства выявлены нарушения на гидротехническом сооружении «<данные изъяты>», <адрес> (кадастровый №): не ведется журнал за уровнями воды, отсутствует журнал визуального наблюдения, отсутствует водомерная рейка, наблюдается оползание верхового и низового откосов в районе донного водовыпуска, наблюдается зарастание древесно-кустарниковой растительностью верхового и низового откосов плотины, донный водовыпуск находится в разрушенном состоянии, в левом плече примыкания плотины наблюдается оползание верхового и низового откосов, наблюдается обрушение водобойного колодца водовыпуска трубчатого водосбора.
Кроме того, ответчиком не заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидротехнических сооружениях. Также, работники администрации сельсовета, в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, не прошли аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Выявленные нарушения являются недопустимыми, влияют на состояние безопасности гидротехнических сооружений, что может способствовать авариям, чрезвычайным ситуациям, повлечь причинение ущерба физическим и юридическим лицам, их имуществу. По результатам направленного прокурором представления выявленные нарушения не были устранены. Прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, под которыми понимаются лица, являющиеся жителями муниципального образования, численный и персональный состав которых меняется.
Прокурор просит возложить на Администрацию Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края обязанность принять меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений: «<данные изъяты>», <адрес> (кадастровый №), и «<данные изъяты> <адрес> (кадастровый №), а именно:
-в срок до ДД.ММ.ГГ обеспечить контроль (мониторинг) показателей состояния гидротехнического сооружения: «<данные изъяты>», <адрес> (кадастровый №) путем ведения журнала за уровнями воды и журнала визуального наблюдения, установления водомерной рейки; ремонта бетонной конструкции открытого шахтного водосброса, установки сороудерживающей решетки в открытом шахтном водосбросе, устранении засорения шахтного водосброса, устранении оползания низового откоса в районе водовыпуска шахтного водосброса, устранения разрушения водобойного колодца водовыпуска шахтного водосброса, устранения разрушения верхового откоса плотины, шахтного водосброса, совмещенного с донным водовыпуском, находящегося в аварийном состоянии, установки служебного мостика с перильными ограждениями шахтного водосбора, совмещенного с донным водовыпуском, устранения разрушения водобойного колодца водовыпуска шахтного водосброса, совмещенного с донным водовыпуском, устранения просадки низового откоса в районе водовыпуска шахтного водосброса, совмещенного с донным водовыпуском, устранения фильтрации в низовом откосе под водовыпуском шахтного водосбора, совмещенного с донным водовыпуском, устранения просадки гребня плотины до 1 м над водовыпускным трактом шахтного водосброса, совмещенного с донным водовыпуском, устранения зарастания верхового откоса плотины древесно-кустарниковой растительностью, устранения просадки на гребне плотины;
-в срок до ДД.ММ.ГГ обеспечить контроль (мониторинг) показателей состояния гидротехнического сооружения: «<данные изъяты>», <адрес> (кадастровый №) путем ведения журнала за уровнями воды и журнала визуального наблюдения, установления водомерной рейки; устранения оползания верхового и низового откосов в районе донного водовыпуска, устранения зарастания древесно-кустарниковой растительностью верхового и низового откосов плотины, ремонта донного водовыпуска, устранения оползания в левом плече примыкания плотины и оползания верхового и низового откосов, устранения обрушения водобойного колодца водовыпуска трубчатого водосбора;
-в срок до ДД.ММ.ГГ заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии в отношении гидротехнических сооружений: ««<данные изъяты>», <адрес> (кадастровый №), и «<данные изъяты>», <адрес> (кадастровый №);
-в срок до ДД.ММ.ГГ определить эксплуатирующую организацию либо назначить ответственное за эксплуатацию должностное лицо в Администрации Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края в отношении гидротехнических сооружений: «<данные изъяты>», <адрес> (кадастровый №), и «<данные изъяты> <адрес> (кадастровый №) и обеспечить прохождение им аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Определением суда от 03.12.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> и Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
В судебном заседании помощник прокурора Якунина Д.В. поддержала требования искового заявления только в части гидротехнического сооружения «<данные изъяты>», <адрес> (кадастровый №), о чем предоставлено уточненное исковое заявление, приобщенное к материалам рассматриваемого дела.
Представитель ответчика Трусов Е.Д., действующий по доверенности, не согласился с заявленными требованиями в части обязания ответчика заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии в отношении указанного гидротехнического сооружения, а также заявил о необходимости увеличения срока определения эксплуатирующей организации либо назначении ответственного за эксплуатацию должностного лица до ДД.ММ.ГГ, в остальном по заявленным требованиям не возражал.
В суде отсутствовали представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края и Сибирского управления Ростехнадзора, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке, что не препятствовало производству по делу в силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Представитель третьего лица Сибирского управления Ростехнадзора в направленной информации на запрос суда в части рассматриваемого гидротехнического сооружения указал, что расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на гидротехническом сооружении <данные изъяты> <адрес> (далее -Расчет вреда) выполнен в соответствии с установленным порядком и согласован ДД.ММ.ГГ Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края. Расчетом вреда установлено, что авария на указанном гидротехническом сооружении приведет к чрезвычайной ситуации регионального характера. В соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892, а также с критериями классификации ГТС, определенными Правилами формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1893, ГТС <данные изъяты> <адрес> подлежит декларированию и внесению информации о них в Российский регистр ГТС. Класс ГТС будет установлен по результатам декларирования безопасности ГТС, в зависимости от установленного в декларации уровня безопасности сооружений. Таким образом, установлена обязанность лица, являющегося собственником ГТС <данные изъяты> <адрес>, страховать гражданскую ответственность владельца ГТС за причинение вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на гидротехнических сооружениях.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края поддержал заявленные прокурором требования при доказанности факта неисполнения ответчиком обязанностей собственника ГТС.
Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии со ст.43 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с частями 1-3 ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объём и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
В силу подпунктов «а,д» п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.8 ч.1, ч.ч.3-4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы об участии в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с Соглашением № 08 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за счет бюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования Топчихинский район в бюджет муниципального образования Кировский сельсовет в соответствии с Бюджетном кодексом Российской Федерации» от 03.10.2022 органам местного самоуправления МО Кировский сельсовет Топчихинского района переданы полномочия по решению вопросов местного значения по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Гидротехнические сооружения -плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек.
Безопасность гидротехнических сооружений -свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений.
В силу п.2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1080 государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется, в том числе путем реализации мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны, в том числе обеспечивать – соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.05.2024 № 151, утверждены Федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), в которых определены условия эксплуатации гидротехнических сооружений, контроль за их состоянием, действия при авариях.
Согласно ст.15 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Порядок страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта установлен Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
На основании ч.1 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год.
Ответственность за страхование гидротехнических сооружений несет собственник ГТС или эксплуатирующая объект организация. Страхование ГТС является одним из основополагающих средств финансового обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
На основании ст.9.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений, в целях подтверждения знания обязательных требований обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
Из материалов дела следует, что в собственности муниципального образования Кировский сельсовет Топчихинского района Алтайского края имеется гидротехническое сооружение: «<данные изъяты>», с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадь застройки 12296 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Прокуратурой района с привлечением специалиста инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора проведено обследование вышеуказанного гидротехнического сооружения, составлены Справка и Акт проверки.
В ходе обследования установлено, что в состав ГТС <данные изъяты> <адрес> входит:
-Плотина: общая длина -496 м, длина напорного фронта -380 м, высота (макс.) 9,5 м, ширина по гребню -9,2 м, заложение верхового откоса -1:3, заложение низового откоса -1:2. Гребень плотины без крепления. Верховой откос закреплен сборными железобетонными плитами, низовой откос задернован;
-Паводковый водосброс. В 75,0 м от правового борта плотины паводковый водосброс автоматического действия, водосбросная шахта из монолитного ж/бетона диаметром 5,0 м, водопроводящая часть из сборных железобетонных труб диаметром 1200 мм в 2 нитки;
-Донный водоспуск. В 271 м от правового борта плотины донный водоспуск, шахта управления ж/бетонная расположена на верховом откосе и имеет размеры в плане 2,0 х 2,3 м, глубиной 8,5 м, водопроводящая часть из ж/бетонных труб диаметром 1200 мм в одну нитку. Донное отверстие перекрыто плоским стальным щитом, который маневрируется при помощи винтоподъемного механизма с ручным управлением;
-Водозаборное устройство в зимовальные пруды. В 36,0 м от левого борта плотины устроено водозаборное устройство для подачи воды в зимовальные пруды. Шахта в ж/б исполнении расположена на верховом откосе с размерами в плане 1,9 х 2,3 м, глубиной 5,0 м, водопроводящая часть из ж/бетонных труб диаметром 1000мм в одну нитку. Донное отверстие перекрыто плоским стальным щитом, маневрирование которого производится при помощи винтоподъемного механизма с ручным управлением.
При проведении проверки данного гидротехнического сооружения были выявлены следующие нарушения: не ведется журнал за уровнями воды, отсутствует журнал визуального наблюдения, отсутствует водомерная рейка, не обеспечивается эксплуатационный контроль, а именно: бетонные конструкции открытого шахтного водосброса требуют ремонта, отсутствует сороудерживающая решетка в открытом шахтном водосбросе, наблюдается засорение шахтного водосброса, наблюдается оползание низового откоса в районе водовыпуска шахтного водосброса, разрушен водобойный колодец водовыпуска шахтного водосброса, наблюдается разрушение верхового откоса плотины, шахтный водосброс, совмещенный с донным водовыпуском, находится в не рабочем (аварийном) состоянии, отсутствует служебный мостик с перильными ограждениями шахтного водосбора, совмещенного с донным водовыпуском, разрушен водобойный колодец водовыпуска шахтного водосброса, совмещенного с донным водовыпуском, наблюдается просадка низового откоса в районе водовыпуска шахтного водосброса, совмещенного с донным водовыпуском, наблюдается фильтрация в низовом откосе под водовыпуском шахтного водосбора, совмещенного с донным водовыпуском, наблюдается просадка гребня плотины до 1 м над водовыпускным трактом шахтного водосброса, совмещенного с донным водовыпуском, наблюдается зарастание верхового откоса плотины древесно-кустарниковой растительностью, наблюдается просадка на гребне плотины.
Кроме того, отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении; работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией гидротехнического сооружения в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений не прошли аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
Представление прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от 08.07.2024 № 02-41-2024, направленное для принятия мер и.п.главы Администрации Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, признавалось последним обоснованным.
В ответе от ДД.ММ.ГГ исх.№ сообщено, что Администрацией Кировского сельсовета будут приниматься меры по устранению допущенных нарушений закона.
В соответствии с п.п.б п.6 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892, акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Приказом Ростехнадзора от 04.12.2020 № 497 (действующий на момент возникновения правоотношения), утверждена форма акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
Из материалов дела установлено, что постановлением и.п.главы Администрации Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ № создана комиссия по регулярному обследованию, в том числе, гидротехнического сооружения -<данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, утвержден состав комиссии.
Акт по обследованию гидротехнического сооружения <данные изъяты> в <адрес> подписан лицами, которые входят в состав комиссии, содержит расчетные данные размера вероятного ущерба, который может быть причинен в результате аварии ГТС. Полученный итоговый расчет в денежном выражении составляет: 18164088,45 руб. – в случае наиболее тяжелой аварии по сценарию А2; 16023493,72 руб. – в случае наиболее вероятной аварии по сценарию А1. Вероятность возникновения аварий не превышает допустимый уровень риска для III класса. В выводах акта указано на то, что МО Кировского сельсовета не готова к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случает аварии ГТС. Кроме того, утвержденные данным актом перечень мероприятий по обеспечению безопасности ГТС и сроки их выполнения до III квартала 2024 года, не исполнены.
Отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности опасных объектов может привести к нарушению конституционных прав граждан на возмещение вреда в случае аварии (прорыве) гидротехнического сооружения, то есть наступления страхового случая.
Неисполнение ответчиком требований законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что позволяет прокурору обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, ответчик Администрация Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края действительно обязана принять меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, связанные с нахождением на территории Кировского сельсовета опасного гидротехнического сооружения, и обеспечить финансирование решения указанных вопросов.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что обязанность по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и его эксплуатации возлагается на собственника, установления в ходе судебного разбирательства факта не устранения установленных нарушений, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Вместе с тем, суд считает необходимым конкретизировать обязанности ответчика по принятию мер по обеспечению безопасности вышеуказанного гидротехнического сооружения, не выходя за установленные пределы исковых требований, в части осуществления контроля (мониторинга) показателей состояния гидротехнического сооружения и в части эксплуатационного контроля за состоянием гидротехнического сооружения, определив срок до ДД.ММ.ГГ.
Согласно ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Предложенные прокурором сроки для исполнения заявленных для ответчика обязанностей в части обеспечения осуществление контроля (мониторинга) показателей состояния гидротехнического сооружения; эксплуатационного контроля за состоянием гидротехнического сооружения; заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии в отношении гидротехнического сооружения суд находит разумными и обоснованными.
Вместе с тем, учитывая временные и финансовые затраты, необходимые для определения ответчиком эксплуатирующей организации либо назначения ответственного за эксплуатацию должностного лица в Администрации Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края в отношении гидротехнического сооружения -<данные изъяты> и обеспечения прохождения им аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, в соответствии с требованиями Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2023 № 13, суд соглашается с представителем ответчика и считает целесообразным увеличить срок исполнения возложенных на ответчика требований в части обязании последнего определить эксплуатирующую организацию либо назначить ответственное за эксплуатацию должностное лицо в Администрации Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края в отношении указанного гидротехнического сооружения и обеспечить прохождение им аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений до ДД.ММ.ГГ, поскольку установленный в иске срок заведомо лишает ответчика реальной возможности совершить указанные действия.
Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика, сезонного характера работ возможно по определению суда, рассматривавшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном ст.203 ГПК РФ.
Доводы представителя ответчика о том, что отсутствуют правовые основания заключать договор страхования гражданской ответственности на объект, который не имеет класс опасности и не внесен в Российский регистр гидротехнических сооружений, основаны на ошибочном толковании закона.
Расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которых в соответствии с пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождается, взысканию с ответчика не подлежат в соответствии пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2279002060, ░░░░ 1022202770941) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: «<░░░░░░ ░░░░░░>», <░░░░░> (░░░░░░░░░░░ №), ░ ░░░░░░:
- ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.