Решение по делу № 2а-639/2019 от 08.07.2019

66RS0***-11

Дело ***а-639/2019

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Лесной Свердловской области 06 августа 2019 года

Городской суд города Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В., при секретаре судебного заседания Казаченко Т.А. рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Васильеву В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области (далее ИФНС ***, налоговый орган) обратилась с настоящим административным иском в суд, в котором просит взыскать с Васильева В.В. задолженность по уплате транспортного налога за 2016 г. в сумме ***. (*** руб. – транспортный налог и ***. – пени).

В обосновании требований налоговый орган указывает, что административный ответчик – Васильев В.В., являясь собственником транспортных средств – автомобилей марки ВАЗ 2101 (г.н.з. ***), БМВ 7401 А (г.н.з. ***) не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год в общей сумме *** руб.

В силу ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В соответствии с п.2 ст.362 НК РФ, сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Ставки транспортного налога утверждены в пределах, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, в соответствии со ст.2 Закона Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» от 29.11.2002г. № 43-ОЗ. Административный ответчик, согласно сведений из УГИБДД ГУВД Свердловской области имел в расчетный период 2015 год на праве собственности транспортные средства, которые согласно ст.358 НК РФ, являются объектом налогообложения. Срок уплаты налога в соответствии с ч.1 ст. 363 НК РФ, ст.3 Закона № 43-ОЗ – в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Должнику направлено налоговое уведомление №*** от 25.08.2016г. с расчетом, сроками и суммами подлежащих уплате налогов.

Также должнику направлено налоговое уведомление *** от 19.02.2018г. с расчетом, сроками и суммами подлежащих уплате налогов.

В соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней, штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31. п.2 ст. 48 НК РФ. Инспекция обратилась в адрес мирового судьи соответствующего судебного участка № 2 по месту жительства должника с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.

22.05.2019 г. мировым судьей судебного участка № 2 в выдаче судебного приказа было отказано в связи с пропуском установленного п.2 ст.48 НК РФ, Гл.32 КАС РФ шестимесячного срока для обращения в суд.

Одновременно в административном исковом заявлении истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления, указывая, что 22.05.2019г. мировым судьей было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Также указывают, что на пропуск срока повлияли объективные факторы, в том числе, некорректной работой электронной базы данных. Административный истец просит данный срок восстановить.

На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области, просит взыскать с административного ответчика Васильева В.В. задолженность по уплате транспортного налога за 2016 год – *** руб., а также пени в сумме ***.

Представитель административного истца межрайонной ИФНС России № 27 по Свердловской области в судебное заседание не явился, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на требованиях настаивают.

Административный ответчик Васильев В.В. о месте и времени рассмотрения дела извещенный заблаговременно и надлежащим образом, почтовой корреспонденцией, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте городского суда города Лесного Свердловской области, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, возражений на административный иск не направлял.

На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Суд, проверив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела, Васильев В.В. в спорный период являлся плательщиком транспортного налога – является собственником транспортных средств – автомобилей марки ВАЗ 2101, БМВ 7401 А.

Согласно налоговому уведомлению от 25.08.2016г. задолженность Васильева В.В. по уплате транспортного налога за 2016 года составляет 28 371 руб. (л.д.14).

Согласно налоговому уведомлению от 19.02.2018г. задолженность Васильева В.В. по уплате транспортного налога за 2016 года составляет 28 371 руб. (л.д.15).

В установленный законом срок обязанность по уплате налога налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 27 по Свердловской области в адрес Васильева В.В. было направлено требование от 28.08.2018г. *** об уплате недоимки по транспортному налогу в размере *** руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до 08 октября 2018 года (л.д.19).

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не гражданско-правовой характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы.

Согласно ст.45 п.1 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Порядок взыскания задолженности по налогам и пеням определен ст. 45-48 НК РФ.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени и штрафных санкций, в пределах сумм указанных в требовании.

Согласно ст. 48 п.2 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ст. 48 п.3 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Сроки исковой давности являются одной из предпосылок реализации права на защиту законных требований в суде. Последствием пропуска без уважительных причин искового срока по спору является утрата права на иск.

Согласно требованию *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ***., ИФНС *** ставит в известность Васильева В.В. об имеющейся у него задолженности по уплате налогов, предложено погасить задолженность до ***

Судом также установлено, что административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Васильева В.В. задолженности по уплате транспортного налога, однако 22 мая 2019 года определением мирового судьи судебного участка № 2 судебного района города Лесного Свердловской области в принятии заявления к производству отказано, в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Как видно из материалов дела, административный ответчик обратился с соответствующим административным исковым заявлением 08 июля 2019 года. Между тем, срок исполнения требования об уплате налога установлен до 08 октября 2018 года, из чего следует, что установленный шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени истек 08 апреля 2019 года.

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, могут быть восстановлены судом.

Суд рассмотрел причины пропуска искового срока.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу искового заявления о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу, мотивированное тем, что налоговый орган действует в интересах государства, некорректно работала электронная база данных.

В силу части 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Уважительными причинами могут быть признаны лишь причины, объективно не зависящие от лица, обратившегося в суд, но непосредственно взаимосвязанные с невозможностью своевременного совершения им процессуальных действий.

При этом бремя доказывания существования данных обстоятельств лежит на истце. Результат рассмотрения вопроса о восстановлении пропущенного срока непосредственно зависит от обоснования невозможности совершения процессуального действия (в настоящей ситуации – своевременного обращения инспекции в суд). Оценка обоснования невозможности своевременного совершения процессуального действия процессуальным законом отнесена на усмотрение суда.

Суд, считает, что данное ходатайство о восстановлении срока на подачу иска о взыскании транспортного налога за 2016 г. не подлежит удовлетворению, так как налоговый орган имел возможность своевременно подать исковое заявление, и не представил суду доказательств, уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд.

Приведенные в иске причины носят необъективный характер, поскольку налоговый орган знал о наличии у ответчика задолженности по транспортному налогу за 2016 и в установленный нормами НК РФ срок мог принять должные меры по принудительному взысканию задолженности по налогу и пени.

Согласно части 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Васильеву В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу оставить без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия в окончательной форме, если не обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме через городской суд ***.

Текст решения изготовлен в совещательной комнате с использованием технических средств

Судья Т.В. Саркисян

2а-639/2019

Категория:
Гражданские
Ответчики
Васильев Владимир Владимирович
Другие
Васильев В.В.
Межрайонная Инспекция ФНС России № 27 по Свердловской области
Суд
Городской суд г. Лесного Свердловской области
Дело на сайте суда
lesnoy.svd.sudrf.ru
08.07.2019Регистрация административного искового заявления
08.07.2019Передача материалов судье
10.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2019Судебное заседание
06.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Регистрация административного искового заявления
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее