Дело № 3а-695/2021
22ОS0000-01-2021-0000500-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Соболевой С.Л.,
при секретаре Поповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чупина С. Б., Чупиной А. Ю., Вартанова А. Э., Лаптевой Т. Э., Лаптева И. А. к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Чупину С.Б., Чупиной А.Ю., Вартанову А.Э., Лаптевой Т.Э., Лаптеву И.А. на праве общей собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое помещение, кадастровый ***, площадью 382,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение, кадастровый ***, площадью 670,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Приказом управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года № 97 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» 01 января 2019 года кадастровая стоимость нежилого помещения, кадастровый ***, на определена в размере 10 374 876,2 руб., кадастровая стоимость нежилого помещения, кадастровый ***, - в размере 18 187 217,64 руб.
ДД.ММ.ГГ Чупин С.Б., Чупина А.Ю., Вартанов А.Э., Лаптева Т.Э., Лаптев И.А. обратились в суд с административным иском к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости на 01 января 2019 года в равной рыночной стоимости размере согласно отчету об оценке.
В судебном заседании представитель административного истца Громов В.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Административные истцы, представители административных ответчиков управления имущественных отношений Алтайского края, управления Росреестра по Алтайскому краю, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю, администрации г. Рубцовска не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Алтайского края в письменных возражениях полагают требования не подлежащими удовлетворению в связи с недостоверностью отчета об оценке.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю в письменном отзыве оставляют разрешение требований на усмотрение суда, подтверждая размер оспариваемой кадастровой стоимости и дату, по состоянию на которую она установлена.
Выслушав представителя административного истца, допросив оценщика в качестве свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, включая здание (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из пунктов 1,2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Законом Алтайского края от 13 декабря 2018 года № 97-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой установлено 01 января 2020 года.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03 августа 2018 года №334-ФЗ).
Являясь плательщиками налога на имущество физических лиц, административные истцы вправе оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости, которая применяется в качестве налоговой базы.
В подтверждение размера рыночной стоимости объекта недвижимости административными истцами представлен отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания оценщика ИП Пятышева Е.С. от 04 марта 2021 года ***, согласно которому (отчету) рыночная стоимость нежилого помещения, кадастровый ***, составляет 6 532 512 руб., кадастровая стоимость нежилого помещения, кадастровый ***, - 9 281 817 руб.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
Из данного отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход, мотивировал отказ от использования затратного и доходного подходов. При использовании сравнительного метода были применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов.
Выводы отчета об итоговой величине рыночной стоимости объекта оценки подтверждены показаниями оценщика Пятышева Е.С., допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, который дал подробные мотивированные пояснения относительно всех допущенных, по мнению административного ответчика, недостатков отчета, о чем представил письменные пояснения. Так, в частности, оценщик пояснил, что из объявления четко следует намерение по продаже только части здания (площади на 1 и 2 этаже); при продаже всего здания стоимость земельного участка подлежит разделу на собственников всех помещений в здании пропорционально доли от общей площади всех зарегистрированных помещений в здании, в противном случае останется нераспределенная площадь земельного участка; на стр. 32-33 отчета указан сегмент рынка, куда входят здания и части зданий с выделенными земельными участками, в связи с чем внесена соответствующая корректировка к аналогам № 2 и № 3, при этом оценщик обоснованно вычитает стоимость земельного участка из стоимости аналогов, учитывая, что в объявлении указана общая стоимость единого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, поскольку они мотивированны, ясны, обоснованы исследованными оценщиком обстоятельствами и не содержат противоречий.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного объекта недвижимости. Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете.
На основании изложенного представленный административными истцами отчет является достаточным и достоверным доказательством рыночной стоимости объекта недвижимости, а административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 суд указывает дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой является дата обращения в суд с настоящим иском, - 29 марта 2021 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, кадастровый ***, площадью 382,6 кв.м., расположенного по адресу: *** по состоянию на 01 января 2019 года в равном его рыночной стоимости размере 6 532 512 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, кадастровый ***, площадью 670,7 кв.м., расположенного по адресу: *** по состоянию на 01 января 2019 года в равном его рыночной стоимости размере 9 281 817 руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 марта 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Л. Соболева
Мотивированное решение принято 22 апреля 2021 года.
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***