Дело НОМЕРа-497/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 26 февраля 2018 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи: Барышникова Е.Н.,
при секретаре: Жуленевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ватолина О.С. к Администрации г. Новоалтайска об оспаривании действий Администрации г. Новоалтайска,
УСТАНОВИЛ:
Ватолина О.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Новоалтайска, в котором просила признать незаконными действия Администрации г. Новоалтайска по отказу в выдаче разрешения на строительство здания склада для хранения песка на земельном участке, находящемся по адресу: АДРЕС. Также просила обязать Администрацию г. Новоалтайска выдать ей такое разрешение. В обоснование административного иска Ватолина О.С. указывает, что является собственником земельного участка площадью 243 кв.м с кадастровым номером НОМЕР с целевым назначением – для размещения и эксплуатации объекта коммунально-складского назначения. ДАТА административный истец обратилась в Администрацию г. Новоалтайска с заявлением о выдаче разрешения на строительство склада для хранения песка на данном земельном участке с приложением всех необходимых документов. Уведомлением от ДАТА ей отказано в выдаче разрешения на строительство. При этом в качестве причин отказа в уведомлении указано на отсутствие документов, предусмотренных подпунктом «д» пункта 3 частьи 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, т.е. сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Административный истец полагает, что исходя из функционального назначения объекта капитального строительства (склад для хранения песка), специфики организации работ в нем (эпизодически, около 2 часов в сутки) и задания заказчика проектной документации (т.е. самого административного истца) сведения, на отсутствие которых указано в уведомлении Администрации г. Новоалтайска, не являются обязательными в целях их включения в проектную документацию. В целом, полагает административный истец, приложенная к заявлению проектная документация выполнена в соответствии с градостроительным планом земельного участка, содержит все необходимые сведения, отвечает требованиям закона, основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют. Действия Администрации г. Новоалтайска по отказу в выдаче разрешения на строительство Ватолина О.С. квалифицирует как незаконные, нарушающие ее права на использование принадлежащего ей на праве собственности земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
В судебное заседание административный истец Ватолина О.С. не явилась, извещена, представила заявление о рассмотрении административного дела в ее отсутствие, на административном иске настаивала.
В судебном заседании представитель административного истца Синельникова Т.В. на административном иске настаивала по изложенным в нем доводам. Дополнительно указала, что раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» представлен в проектной документации административного истца в том объеме, который обусловлен своеобразием объекта капитального строительства, а также следующими проектными характеристиками: электроснабжение – автономное, от дизельгенератора; отсутствие теплоснабжения (отопления), водоснабжения и канализации.
Представитель Администрации г. Новоалтайска Тарасова Е.В. в судебном заседании возражала против административного иска по основаниям, изложенным в рамках представленного отзыва. Просила в административном иске отказать в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.
Изучив материалы административного дела, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В основе спорного правоотношения находится предоставление Администрацией г. Новоалтайска муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее также – Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований. В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства относится к вопросам местного значения городских округов. В соответствии со статьей 1 Устава городского округа город Новоалтайск Алтайского края (опубликован: издание «Наш Новоалтайск», № 108, 04.07.2013) город Новоалтайск имеет статус городского округа.
Согласно статье 3 Федерального закона № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 2 Федерального закона № 210-ФЗ процесс предоставления муниципальной услуги регулируется административным регламентом, под которым понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Постановлением Администрации г. Новоалтайска от ДАТА НОМЕР «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства» (в редакции от ДАТА НОМЕР) утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства» (далее – Административный регламент). В соответствии со статьей 68 Устава муниципального образования городской округ Новоалтайск Алтайского края указанный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте муниципального образования в информационной системе «Интернет».
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента одним из результатов предоставления муниципальной услуги является выдача застройщику уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство. При этом предоставление муниципальной услуги осуществляется бесплатно, качественно, в срок, в полном объеме, с предоставлением исчерпывающей информации по всем вопросам. Данной норме корреспондирует содержащееся в пункте 62 Административного регламента требование о подготовке и вручении заявителю письменного уведомления в случае отказа в выдаче разрешения на строительство с обоснованием причин отказа.
Из материалов административного дела следует, что ДАТА Ватолина О.С. обратилась в администрацию г. Новоалтайска с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания склада для хранения песка. Уведомлением от ДАТА Ватолина О.С. было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – здания склада для хранения песка по адресу: АДРЕС. При этом в качестве причин отказа обозначены: отсутствие документов, предусмотренных п.п. «д» п. 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения). Общая причина отказа в выдаче разрешения на строительство конкретизирована рядом частных причин: отсутствуют принципиальные схемы технологических процессов от места поступления сырья и материалов до выпуска готовой продукции; отсутствует схема расположения технических средств и устройств, предусмотренных проектными решениями; отсутствует перечень мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований по охране труда при эксплуатации производственных и непроизводственных объектов капитального строительства, не обеспечены санитарно-бытовые условия для персонала (пункт 5.4 раздела 5 СНиП 31-04-2001 «Складские здания»).
Из материалов административного дела и из позиций лиц, участвующих в административном деле (не заявлявших о каких-либо нарушениях в процессе предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства») суд полагает, что требования административного регламента по предоставлению обозначенной муниципальной услуги соблюдены, в том числе применительно к сроку выдачи разрешения на строительство или отказа в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 18 административного регламента).
Оценивая законность непосредственно самого отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство объекта капитального строительства суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 Кодекса). Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 Кодекса).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением, в частности, материалов, содержащихся в проектной документации (пункт 3 части 7 статьи 51 Кодекса):
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Истребование иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса документов, не допускается (часть 10 статьи 51 Кодекса).
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ полномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
При этом уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 Кодекса).
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее также – Положение).
Необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование (пункт 7 Положения). Следовательно, речь идет о проекте организации строительства, мероприятиях по энергоэффективности, смете на строительство, пояснительной записке к сметной документации и самой сметной документации, сводном сметном расчете строительства и так дальше. Таким образом, предусмотренный Положением раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" является обязательным разделом проектной документации и должен состоять из следующих подразделов:
а) подраздел "Система электроснабжения";
б) подраздел "Система водоснабжения";
в) подраздел "Система водоотведения";
г) подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети";
д) подраздел "Сети связи";
е) подраздел "Система газоснабжения";
ж) подраздел "Технологические решения" (пункт 15 Положения).
При этом суд соглашается с доводом административного истца, что наполнение такого раздела и его подразделов связано со спецификой объекта капитального строительства и соответствующими проектными характеристиками (электроснабжение – автономное, от дизельгенератора; отсутствие теплоснабжения (отопления), водоснабжения и канализации). Как следствие, нет необходимости в обозначении в проектной документации мест присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, как это предусмотрено в подпункте «д» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса. Вместе с тем, указанный подпункт (как и пункт 15 Положения) содержит указание на необходимость отражения в проектной документации сведений об инженерном оборудовании. В данном случае речь идет, в частности, и о системе электроснабжения. В проектной документации административного истца содержится лишь общее указание на автономный характер электроснабжения – от дизельгенератора. Однако, характеристики этого источника электроэнергии, его мощность, схема размещения, перечень мероприятий по заземлению и молниезащите в проектной документации отсутствуют.
В проектной документации также отсутствуют перечень мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований по охране труда при эксплуатации производственных и непроизводственных объектов капитального строительства (кроме жилых зданий), в том числе с учетом действующих СНиП, включая СНиП 31-04-2001 «Складские здания». В то же время необходимость закрепления такого перечня прямо предусмотрена подпунктом «к» пункта 22 Положения. Доводы стороны административного истца об обратном (в том числе с учетом эпизодического характера работ на складе до двух часов в сутки и отсутствия постоянного пребывания персонала на складе) не основаны на законе.
Суд соглашается с доводом административного истца о незаконности требований административного ответчика о необходимости отражения в проектной документации в графической части принципиальных схем технологических процессов от места поступления сырья и материалов до выпуска готовой продукции (подпункт «р» пункта 22 Положения) (сырье и готовая продукция в понимании указанного подпункта в рассматриваемом случае отсутствуют; при этом в проектной документации содержится принципиальная характеристика процесса доставки и выгрузки песка в складское помещение: он осуществляется механизированным способом – автомобилями, оборудованными устройствами типа «самосвал»); о необходимости отражения в проектной документации в графической части схемы расположения технических средств и устройств, предусмотренных проектными решениями, указанными в подпункте «п(2)» пункта 22 Положения (в помещении складского помещения не предполагается одновременное нахождение более 50 человек).
Вместе с тем, в остальной части причины отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, зафиксированные в уведомлении Администрации г. Новоалтайска от ДАТА, соответствуют частям 7, 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пунктам 15, 22 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДАТА НОМЕР. Отсутствие в проектной документации соответствующих сведений суд квалифицирует как отсутствие документов, препятствующее выдаче разрешения на строительство в смысле части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Как следствие, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ватолина О.С. о признании незаконными действий Администрации г. Новоалтайска Алтайского края по отказу в выдаче Ватолина О.С. разрешения на строительство здания склада для хранения песка на земельном участке площадью 243 кв.м с кадастровым номером НОМЕР по адресу: АДРЕС, и возложении обязанности на Администрацию г. Новоалтайска выдать разрешение на строительство здания склада для хранения песка на указанном земельном участке оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.03.2018
Председательствующий Е.Н. Барышников