Решение по делу № 2а-2284/2022 от 21.04.2022

№2а-2284/2022

44RS0001-01-2022-002471-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2022 года                                 г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Скородумова Д.Н., при секретаре Антоновой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы обратилось в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском. В обоснование заявленных требований указано, что на основании решения Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по гражданскому делу муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы обязано предоставить ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы. Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. о возбуждении исполнительного производства -ИП от <дата>, Администрации г. Костромы – должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке Администрацией г. Костромы не исполнены, в связи с чем по данному исполнительному производству заместителем начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Карповой О.А. в отношении Администрации г. Костромы вынесено постановление от <дата> о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Администрация г. Костромы полагает, что в действиях должника отсутствует вина в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа в связи с отсутствием субвенций из областного бюджета в бюджет г. Костромы на приобретение жилого помещения. Возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из областного бюджета денежных средств в необходимом размере. К моменту истечения пятидневного срока для добровольного исполнения судебного акта необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения субвенции из областного бюджета в бюджет г. Костромы не поступили, следовательно, реальная возможность приобретения жилого помещения с соблюдением установленных законом процедур закупок отсутствует. Оформление сделки по приобретению жилого помещения, либо осуществление строительства объекта недвижимости и предоставление взыскателю жилого помещения во исполнение решения суда, требует большего количества времени. В соответствии с Законом Костромской области от 21.12.2021 №166-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, на 2022 год предусмотрены субвенции для приобретения 68 жилых помещений. По состоянию на <дата> Администрация г. Костромы является должником по 233 исполнительным производствам. Таким образом, общего объема бюджетных ассигнований в виде субвенций, предоставленных из бюджета Костромской области и доведенных в 2022 году до получателя бюджетных средств на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, явно недостаточно для приобретения жилого помещения Копылову А.В. во исполнение решения суда. Также в целях исполнения решения суда, <дата> Администрацией города Костромы направлено письмо №исх- в департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области с просьбой обеспечить надлежащее и своевременное финансирование в целях исполнения Администрацией города Костромы отдельных государственных полномочий по обеспечению ФИО2 относящегося к категории детей-сирот, жилым помещением во исполнение решения суда. <дата> заместителю губернатора <адрес> ФИО2 направлено обращение исх-5103/21 с просьбой рассмотреть вопрос о возможности реализации на территории Костромской области механизма предоставления детям-сиротам меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом. Главе города Костромы Журину Ю.В. <дата> направлено обращение исх- с просьбой рассмотреть вопрос о направлении предложения о внесении изменений в проект Закона Костромской области от 28.10.2021 № 105-7 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в части увеличения объема субвенций, предусмотренных бюджету муниципального образования городской округ город Кострома на 2022 год на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на количество вступивших в законную силу решений судов. Муниципальным образованием городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы <дата> подано исковое заявление в Свердловский районный суд города Костромы с исковыми требованиями, в частности, о возложении на департамент финансов Костромской области обязанности по осуществлению финансирования на исполнение Администрацией города Костромы государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями с учетом количества детей сирот, которые являются взыскателями по исполнительным производствам в отношении Администрации города Костромы. Таким образом, у Администрации города Костромы по объективным обстоятельствам и уважительным причинам отсутствует реальная возможность для исполнения исполнительного документа в установленный срок.

На основании изложенного истец просит освободить Администрацию г. Костромы от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Карповой О.А. об исполнительском сборе от <дата>, принятому к исполнению в рамках исполнительного производства -ИП, в размере 50000 рублей.

Административный истец Администрация г. Костромы в судебное заседание своего представителя не направил.

Административные ответчики заместитель начальника отделения – старший судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Карпова О.А., уведомленная о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебном заседании не участвует. Привлеченный в качестве заинтересованного лица ФИО2, уведомленный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебном заседании не участвует, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

Изучив материалы административного дела, материалы гражданского дела 2-3420/2021, суд приходит к следующему.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 данного Закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В силу ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Судом установлено, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по гражданскому делу удовлетворен иск прокурора г. Костромы, заявленный в интересах ФИО2 Муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы обязано предоставить ФИО2 <дата> г.р. на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы.

Апелляционным определением Костромского областного суда от <дата> решение Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации г. Костромы без удовлетворения.

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> вступило в законную силу <дата>, обращено к принудительному исполнению.

Постановлением судебного пристава-исполнителя <дата> возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Администрации г. Костромы. Копия данного постановления поступила в Администрацию г. Костромы <дата>, согласно штампу входящей корреспонденции.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем <дата> вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Костромы исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.

Согласно представленному в материалы дела списку исполнительных производств, возбужденных в отношении Администрации г. Костромы, обязывающих предоставить жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по состоянию на <дата>, возбуждено 233 исполнительных производства.

Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительного сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.112015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, Администрация города Костромы указала, что ею предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства по предоставлению жилого помещения Смирнову И.А. Приобретение жилых помещений может производится только в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и напрямую зависит от перечисления из областного бюджета денежных средств в достаточном размере.

В рамках исполнительного производства Администрацией г. Костромы направлялись письма: <дата> Администрацией города Костромы направлено письмо №исх- в департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области с просьбой обеспечить надлежащее и своевременное финансирование в целях исполнения Администрацией города Костромы отдельных государственных полномочий по обеспечению ФИО2 относящегося к категории детей-сирот, жилым помещением во исполнение решения суда. <дата> заместителю губернатора Костромской области ФИО2 направлено обращение исх- с просьбой рассмотреть вопрос о возможности реализации на территории Костромской области механизма предоставления детям-сиротам меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом. Главе города Костромы Журину Ю.В. <дата> направлено обращение исх-5288/21 с просьбой рассмотреть вопрос о направлении предложения о внесении изменений в проект Закона Костромской области от 28.10.2021 № 105-7 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в части увеличения объема субвенций, предусмотренных бюджету муниципального образования городской округ город Кострома на 2022 год на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на количество вступивших в законную силу решений судов. Муниципальным образованием городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы <дата> подано исковое заявление в Свердловский районный суд города Костромы с исковыми требованиями, в частности, о возложении на департамент финансов Костромской области обязанности по осуществлению финансирования на исполнение Администрацией города Костромы государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями с учетом количества детей сирот, которые являются взыскателями по исполнительным производствам в отношении Администрации города Костромы. Таким образом, у Администрации города Костромы по объективным обстоятельствам и уважительным причинам отсутствует реальная возможность для исполнения исполнительного документа в установленный срок.

Учитывая приведенные обстоятельства, суд находит доводы администрации г. Костромы о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа заслуживающими внимания.

При этом, следует отметить, что Администрация г. Костромы является бюджетным учреждением, выделение средств которому производится по статьям экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы, в соответствии с утвержденным планом.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации ( п. 8 ст. 8 Федерального закона).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2015 года, органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч. 1 ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 названного Закона Костромской области государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе, формирование муниципального специализированного жилищного фонда; принятие решений о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет и т.д.

Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам по итогам аукционов.

Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда.

Законом Костромской области от 21.12.2020 №166-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, на 2022 год предусмотрены субвенции для приобретения 68 жилых помещений.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Принимая во внимание, что финансирование обязательств Администрации города Костромы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета Костромской области и является недостаточным для своевременного обеспечения жилыми помещениями всех лиц указанной категории, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании контрактов на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, и, следовательно, к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 74 Постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

При определении степени вины Администрации города Костромы в неисполнении решения суда, суд оценивает доводы иска и представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие произведенные администрацией действия по исполнению судебного акта, а также свидетельствующие о недостаточности средств местного бюджета города Костромы для незамедлительного исполнения судебного постановления.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушение установленного срока добровольного исполнения исполнительного документа в рамках исполнительного производства вызвано объективными обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы удовлетворить.

Освободить муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению от <дата> заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО2 в рамках исполнительного производства -ИП от <дата>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес>.

Судья Д.Н. Скородумов

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2022 года

Судья Д.Н. Скородумов

2а-2284/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г.Костромы
Ответчики
Зам.начальника отделения - зам.ст.судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по КО Карпова О.А.
Другие
Копылов Алексей Владимирович
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Скородумов Дмитрий Николаевич
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
21.04.2022Регистрация административного искового заявления
21.04.2022Передача материалов судье
25.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Рассмотрение дела начато с начала
05.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2022Судебное заседание
03.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2022Дело оформлено
01.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее