Решение по делу № 2-31/2019 от 21.01.2019

Дело № 2-31/2019

Категория 2.146 - Споры, связанные с

землепользованием ->

Иные споры, связанные с землепользованием

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 апреля 2019 года                              г.Озерск

Озерский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Мурашко Н.А. при секретаре Кореневской В.А., с участием представителя истца помощника прокурора ....... Закировой Е.С., представителя ответчика администрации муниципального образования «Озерский городской округ» ....... Овчинникова О.Ю., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Калининградская мясная компания» Ренера В.Р., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества «Сбербанк России» Кудрявцевой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ....... к администрации муниципального образования «Озерский городской округ» ....... об обязании принять меры по изъятию земельного участка, обеспечению проведения работ по благоустройству воинского захоронения, установлению мемориального знака,

у с т а н о в и л:

......., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Озерский городской округ» ....... (далее администрация МО «Озерский городской округ») о возложении обязанностей по принятию мер по изъятию земельного участка, обеспечению проведения работ по благоустройству воинского захоронения, установлению мемориального знака.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Озерского района проведена проверка по факту непринятия органами местного самоуправления мер по содержанию воинского захоронения времен первой мировой войны, в ходе которой установлено, что на территории ....... (в 300 м северо-западнее поселка) похоронены 4 воина Русской императорской армии и 1 германский воин, погибшие в ходе Первой мировой войны. Земельный участок, на котором расположено данное захоронение, находится в собственности общества с ограниченной ответственностью «Калининградская мясная компания» (далее ООО «Калининградская мясная компания», ООО «КМК»). До настоящего времени администрацией МО «Озерский городской округ» меры по изъятию земельного участка, на котором захоронены 4 воина Русской императорской армии и 1 германский воин, погибшие в ходе Первой мировой войны, из собственности ООО «Калининградская мясная компания» не приняты, охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта расположенного на территории муниципального образования воинского захоронения не устанавливались. Ссылаясь на то, что в результате неисполнения администрацией муниципального образования «Озерский городской округ» требований Закона РФ от 14 января 1993 года №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» нарушаются права неопределенного круга лиц на уважительное отношение к памяти погибшим при защите Отечества и создаются препятствия в реализации обязанностей, определенных данным Законом РФ, прокурор, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать администрацию МО «Озерский городской округ» в течение 8 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры по изъятию земельного участка, расположенного в 300 м северо-западнее ......., на котором захоронены 4 воина Русской императорской армии и 1 германский воин, погибшие в ходе Первой мировой войны, у собственника ООО «Калининградская мясная компания», обеспечить проведение работ по благоустройству воинского захоронения, установить мемориальный знак.

В судебном заседании помощник прокурора Озерского района Закирова Е.С. исковые требования с учетом их уточнений поддержала по доводам искового заявления.

Представитель ответчика администрации МО «Озерский городской округ» Овчинников О.Ю. иск признал частично, пояснил, что с требованиями в части обеспечения проведения работ по благоустройству указанного воинского захоронения и установления мемориального знака администрация МО «Озерский городской округ» согласна, поскольку в соответствии с Законом РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» ответственность за содержание мест захоронения возложена на органы местного самоуправления. В части требований о возложении обязанности принять меры по изъятию земельного участка представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для изъятия земельного участка. Кроме того, указал, что постановлением главы администрации МО «Озерский городской округ» от ДД.ДД.ДД установлена охранная зона воинского захоронения времен Первой мировой войны на часть участка площадью 4 936 кв.м земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного: ......., 300 метров северо-западнее населенного пункта. Данное постановление вступит в силу после опубликования его в районных средствах массовой информации.

В письменном отзыве на иск, представленном представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Калининградская мясная компания» - генеральным директором ФИО1, указано, что истец просит изъять у общества земельный участок, на котором расположено воинское захоронение. В иске не указано, какой именно земельный участок просит изъять истец, в частности, не указаны кадастровый номер, площадь, адрес местоположения земельного участка. Между тем, ДД.ДД.ДД по договору купли-продажи общество приобрело земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью 840000 кв.м, расположенный по адресу: ........ В границах данного участка (около 100 метров от дороги) расположен объект – «воинское захоронение». Силами общества захоронение огорожено, также огорожен проход – проезд от дороги к месту захоронения. Таким образом, к объекту обеспечен свободный доступ, территория объекта изолирована от остальной территории земельного участка. Полагает заявленные требования не соответствующими закону. Площадь земельного участка, принадлежащего обществу, составляет 840000 кв.м, площадь земельного участка, на котором расположено воинское захоронение, составляет 32 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером имеет максимальную длину 1 811 метров максимальную ширину 982 м, воинское захоронение соответственно 20 х 20 метров. Изъятие из сельскохозяйственного оборота участка настолько несоразмерной площади в целях обеспечения сохранности воинского захоронения, по мнению представителя третьего лица, противоречит здравому смыслу. К тому же статья 6 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» допускает использование предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельных участков, на которых находятся воинские захоронения. Кроме того, ссылается на то, что для установления обременения в виде охранной зоны не требуется изымать земельный участок у собственника (т.1 л.д. 31).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Калининградская мясная компания» Ренер В.Р. исковые требования в части понуждения к принятию мер по изъятию земельного участка не поддержал, просил в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Также указал на то, что ранее обществу не было известно о находящемся на спорном земельном участке воинском захоронении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества «Сбербанк России» (далее ПАО Сбербанк) Кудрявцевой П.В. в судебном заседании исковые требования в части понуждения к принятию мер по изъятию земельного участка не поддержала, представила возражения на иск, указав, что ПАО Сбербанк является залогодержателем спорного земельного участка в силу договора ипотеки от ДД.ДД.ДД (в редакции дополнительных соглашений). Полагает, что оснований для изъятия спорного земельного участка не имеется.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Окружной Совет депутатов муниципального образования «Озерский городской округ», о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, представитель Окружного Совета депутатов в суд не явился, возражений по существу исковых требований не представлено.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Служба государственной охраны объектов культурного наследия ......., о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, представитель Службы в суд не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Службы, в котором указано, что захоронение 4 воинов Русской императорской армии и 1 германского воина, погибших в ходе Первой мировой войны, расположенное в 300 м северо-западнее ....... на государственном учете как объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не состоит и не относится к государственной собственности ........ В связи с чем полагают, исковые требования по данному делу находящимися вне компетенции Службы. Вместе с тем отмечают, что Служба положительно оценивает любую инициативу, направленную на восстановление, проведение работ по благоустройству воинского захоронения и установку на нем соответствующего мемориального знака.

Дело на основании определения суда рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные документы, письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

В силу ст. 1 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» увековечению подлежит память о лицах, погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества.

Среди основных форм увековечения памяти погибших при защите Отечества названы, в том числе, сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших (ст. 2 Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»).

В статье 3 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» указано, что захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Воинские захоронения подлежат государственному учету, который ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт (ст. 5 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»).

Как установлено судом и следует из материалов дела (выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ДД.ДД (т.1 л.д. 73-87), ООО «Калининградская мясная компания» на основании договора купли-продажи земельных участков от ДД.ДД.ДД является собственником земельного участка площадью 840000 кв.м, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , расположенного по адресу: ........

В границах данного участка (в 300 м северо-западнее .......) имеется воинское захоронение четырех воинов Русской императорской армии и одного немецкого воина, погибших в ходе Первой мировой войны.

Из копии учетной карточки воинского захоронения следует, что размеры захоронения 20 х 20 м; захоронение находится в неудовлетворительном состоянии, шефствует над захоронением администрация МО «Гавриловское сельское поселение» (т.2 л.д. 11-12).

В связи с принятием Закона Калининградской области от 10.06.2014 № 320 «Об объединении поселений, входящих в состав Озерского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» Гавриловское сельское поселение вошло в состав Озерского городского округа и утратило статус муниципального образования.

Вышеуказанное воинское захоронение на государственную охрану как объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками культурного наследия, не принято.

Из материалов дела следует, что в период с 2014 года по сентябрь 2018 года с воинского захоронения исчез мемориальный крест.

Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ДД.ДД следует, что ДД.ДД.ДД поступило обращение в ОП по Озерскому городскому округу о том, что в ....... на военном захоронении отсутствует надгробный крест с могилы четырех русских солдат. Согласно протоколу осмотра места происшествия осматриваемый участок местности расположен в поле в 300 м от ......., данный участок поля принадлежит ООО «КМК» и предназначен для выпаса КРС, поле огорожено забором из колючей проволоки. В ходе осмотра обнаружена часть надгробия, арматура внутри которой переломана ввиду изнашивания и коррозии. Данные обстоятельства указывают на сильный износ вышеуказанного надгробия, в том числе ввиду погодных условий и ввиду выпаса на данном участке КРС, что повлияло на полное уничтожение надгробия (т.1 л.д. 11).

На момент рассмотрения дела силами ООО «КМК» воинское захоронение огорожено, также отгорожен проход-проезд от дороги к месту захоронения, таким образом территория воинского захоронения изолирована от остальной части земельного участка, в то же время к воинскому захоронению обеспечен свободный доступ. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными фотографиями.

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание следующее.

В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий; при этом суд, являющийся субъектом гражданского судопроизводства, активность которого в собирании доказательств ограничена, обязан создавать сторонам такие условия, которые обеспечили бы возможность реализации ими процессуальных прав и обязанностей, а при необходимости, в установленных законом случаях, использовать свои полномочия по применению соответствующих мер.

Требование об изъятии земельного участка помощник прокурора Закирова Е.С. мотивирует тем, что земельный участок с воинским захоронением в силу пп. 9 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть предоставлен в частную собственность.

Однако вывод прокурора о наличии оснований для изъятия спорного земельного участка у собственника, не основан на положениях законодательства.

В соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Положениями Земельного кодекса установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, с правом федерального законодателя на установление исключений из этого правила. К ограниченным в обороте отнесены находящиеся в публичной собственности земельные участки, занятые объектами - воинскими и гражданскими захоронениями (пункты 2, 3, подпункт 9 пункта 4 статьи 27).

Согласно статье 99 Земельного кодекса Российской Федерации земли военных захоронений относятся к землям историко-культурного назначения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством (такой случай установлен статьей 54 ФЗ № 73 - изъятие земельного участка в случае ненадлежащего использования объекта культурного наследия).

При этом суд отмечает, что абзац второй части 2 статьи 27 Земельного кодекса только устанавливает правило о недопустимости предоставления в частную собственность земель, ограниченных в обороте, но не содержит указания на сами основания, в силу которых вводятся эти ограничения. Эти основания перечислены в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса, в соответствии с которой ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Кроме того, статья 99 Земельного кодекса, которая определяет состав земель историко-культурного назначения, включающих земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), не регулирует оборотоспособность таких земельных участков.

Земли историко-культурного назначения в соответствии с частью 1 статьи 94 Земельного кодекса отнесены к землям особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Однако положения статей 94 и 99 Земельного кодекса не устанавливают запрета на отчуждение земель историко-культурного назначения и земель особо охраняемых территорий.

Таким образом, при системном толковании указанных норм, следует, что ограниченными в обороте являются не все находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки и относящиеся к землям особо охраняемых территорий и историко-культурного назначения, а только те из них, которые прямо указаны в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (пункт 3 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 94 Земельного кодекса порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом отнесение земель, имеющих историко-культурное значение, к землям особо охраняемых территорий, производится путем их изъятия постановлениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, установления особого правового режима.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства создания особо охраняемой территории федерального, регионального либо местного значения в соответствии с приведенными нормами федерального законодательства.

Учитывая изложенное, оснований для отнесения земельного участка, на котором находится данное воинское захоронение, к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального или местного значения объектов не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для понуждения администрации МО «Озерский городской округ» к принятию мер по изъятию земельного участка, на котором находится воинское захоронение, не имеется, в связи с чем требования прокурора в указанной части удовлетворению не подлежат.

Доводы помощника прокурора о наличии ограничения оборота указанного земельного участка, основанные на нормах права, не регулирующих спорные правоотношения (Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»), суд отвергает как не соответствующие закону.

При этом суд отмечает, что закон для цели обеспечения сохранности объекта культурного наследия кроме ограничения оборотоспособности, то есть возможности собственнику определять юридическую судьбу земельного участка, расположенного под таким объектом, предусматривает иные меры, направленные на его сохранность.

Пункт 1 статьи 56 Земельного кодекса устанавливает, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса).

В соответствии с частью 2 статьи 99 Земельного кодекса земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность (часть 3).

Согласно части 4 статьи 99 Земельного кодекса в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В силу ст. 6 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Суду представлено постановление главы администрации МО «Озерский городской округ» от 15 апреля 2019 года № 308, которым установлена охранная зона воинского захоронения времен Первой мировой войны на часть участка площадью 4936 кв.м земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:09:060016:1, расположенного в 300 м северо-западнее ......., на неопределенный срок; установлен запрет на осуществление на территории охранной зоны хозяйственной деятельности и строительства, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и восстановление воинского захоронения времен Первой мировой войны.

Разрешая иск в части возложения на администрацию МО «Озерский городской округ» обязанности по обеспечению работ по благоустройству воинского захоронения, установлению мемориального знака, суд исходит из следующего.

Из Преамбулы к Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ст. 6 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

В силу ст. 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

Согласно ст. 11 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Исходя из указанных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории и относятся к памятникам местного значения, возложена на органы местного самоуправления.

То обстоятельство, что в отношении спорного воинского захоронения процедура признания его объектом культурного наследия не проводилась, суд считает несостоятельным.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на территории Российской Федерации учет воинских захоронений ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

В силу абзаца 2 статьи 3 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» к воинским захоронениям относятся, в том числе, и братские, и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ.

Данный объект – общее захоронение русских и немецких воинов, погибших в Первую мировую войну, служит в первую очередь, памятником воинской славы и обогащению культурного наследия.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что мемориальный знак на указанном воинском захоронении отсутствует, необходимо провести работы по благоустройству воинского захоронения.

На основании вышеизложенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд считает, что исковые требования прокурора о возложении обязанности обеспечить проведение работ по благоустройству воинского захоронения и установить мемориальный знак подлежат удовлетворению.

Суд отмечает, что выявленные нарушения законодательства в области содержания и благоустройства воинских захоронений со стороны ответчика создают угрозу для сохранности воинского захоронения, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества.

То обстоятельство, что муниципальное образование «Озерский городской округ» не является собственником непосредственно земельного участка, на котором находится воинское захоронение, не освобождает ответчика от соблюдения требований действующего законодательства.

При этом, обязанность органов местного самоуправления по содержанию воинских захоронений не ставится Законом РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в зависимость от их нахождения на землях, находящихся в публичной либо частной собственности.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, только в том случае, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что признание иска в указанной части представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска.

В силу положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение о возложении обязанности по обеспечению проведения работ по благоустройству воинского захоронения, установлению мемориального знака должно быть исполнено - 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Суд находит разумным и достаточным указанный срок выполнения ответчиком возложенных на них обязательств.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

исковые требования прокурора ....... к администрации муниципального образования «Озерский городской округ» ....... об обязании принять меры по изъятию земельного участка, обеспечению проведения работ по благоустройству воинского захоронения, установлению мемориального знака удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Озерский городской округ» ....... в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по благоустройству воинского захоронения четырех воинов Русской императорской армии и одного немецкого воина, погибших в ходе Первой мировой войны, расположенного в 300 метрах северо-западнее поселка ......., установить мемориальный знак.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 апреля 2019 года.

Судья

2-31/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Озерского района Калининградской области
Ответчики
Администрация МО "Озерский городской округ"
Другие
Окружной Совет депутатов МО "Озерский городской округ"
ООО "Калининградская мясная компания"
Публичное акционерное общество «Сбербанк России»
Суд
Озерский районный суд Калининградской области
Судья
Мурашко Н.А.
Дело на сайте суда
ozersky.kln.sudrf.ru
21.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2019Передача материалов судье
23.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.02.2019Предварительное судебное заседание
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее