Дело № 2а-4963/20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 ноября 2020 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Бисюрко Ю.А., при секретаре судебного заседания Жаворонковой Д.В., с участием представителей административного ответчика - Управления Министерства культуры РФ по Дальневосточному федеральному округу по доверенностям Мазитовой И.В. и Шандараевой А.Е., административного ответчика - начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры РФ по Дальневосточному федеральному округу Шандараевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края к начальнику отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры РФ по Дальневосточному федеральному округу Шандараевой Анастасии Евгеньевне, Управлению Министерства культуры РФ по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным заявлением к административному ответчику, в обоснование заявленных требований указал следующее.
Управлением Министерства культуры РФ по Дальневосточному федеральному округу издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-пр о проведении внеплановой документарной проверки инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского.
В Центральный районный суд г.Хабаровска инспекцией было подано административное исковое заявление о признании незаконным распоряжения Управления Минкультуры России по ДФО от ДД.ММ.ГГГГ №-пр о проведении внеплановой документарной проверки и ходатайство о принятии мер предварительной защиты по данному административному иску.
Определением о принятии мер предварительной защиты от ДД.ММ.ГГГГ (М3637/2020, судья Центрального районного суда г. Хабаровска ФИО3) удовлетворено ходатайство о принятии мер предварительной защиты по административному иску инспекции к Управлению Минкультуры России по ДФО и приостановлено действие распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-пр до момента вступления решения по административному исковому заявлению в законную силу. Запрещено Управлению Минкультуры России по ДФО совершать действия по проведению внеплановой документарной проверки, в том числе запрашивать документы, указанные в пункте 13 распоряжения.
Несмотря на ограничения и запреты, установленные определением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска ФИО3, административным ответчиком - Управлением Минкультуры России по ДФО, продолжено проведение внеплановой документарной проверки на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, председателем комиссии (начальником отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО) Шандараевой А.Е. составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, проведенной в отношении инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации».
В нарушение порядка оформления результатов проверки, установленного ч.4 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», содержащее Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-пп почтовое отправление датировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть фактически превышен установленный распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-пр срок проведения проверки.
По итогам проведенной внеплановой документарной проверки главным государственным инспектором Управления Минкультуры России по ДФО Мазитовой И.В. в адрес инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края проверки направлено уведомление о назначении времени и места составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, за совершение которого санкция наказания в виде штрафа составляет от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Административный истец просил суд:
признать незаконными действия председателя комиссии (начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО) Шандараевой А.Е. по составлению акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, проведенной в отношении инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, выдаче предписания от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации»;
признать незаконным акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, проведенной в отношении инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, и предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации», уведомление о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 15.10.2020 к участию в деле привлечено заинтересованное лицо Министерство культуры РФ.
Определением суда от 23.11.2020 производство по данному административному делу прекращено в части административных исковых требований о признании незаконными акта проверки, предписания, уведомления.
В судебном заседании Мазитова И.В. и Шандараева А.Е., действующие в качестве представителей административного ответчика Управления Министерства культуры РФ по Дальневосточному федеральному округу, и Шандараева А.Е., действующая в качестве административного ответчика, административный иск не признали, поддержали доводы ранее представленных в суд письменных возражений.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в административном иске заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Представитель заинтересованного лица Министерства культуры РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные пояснения на административный иск в порядке ст.68 КАС РФ, в которых просит отказать в удовлетворении требований Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края в полном объеме.
На основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, представителя заинтересованного лица.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Во исполнение приказа Управления Министерства культуры России по ДФО от 30.06.2020 № 128 «О проведении внеплановых контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти в рамках осуществления функции по контролю за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в отношении объектов культурного наследия, запланированных в 2020 году» организована и проведена внеплановая документарная проверка в отношении Инспекции (распоряжение от 06.07.2020 № 16-пр (далее - распоряжение)).
В ходе проведения проверки в целях достижения целей и задач в адрес Инспекции направлен мотивированный запрос от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости в рамках требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» представить в Управление Министерства культуры России по ДФО документы (информацию) согласно п.13 распоряжения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Минкультуры России по ДФО поступил (посредством направления по электронной почте) ответ Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № (без приложений документов). Согласно информации, указанной в письме Инспекции, прошнурованные и заверенные копии испрашиваемых документов, направлены в адрес Управления Минкультуры России по ДФО заказным почтовым отправлением. Вместе с тем, письмо Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № по некоторым вопросам проводимой проверки содержало письменные пояснения. По результатам изучения письменных пояснений, Управлением принято решение о направлении дополнительного мотивированного запроса с целью конкретизации и уточнения Инспекцией информации (от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Минкультуры России по ДФО поступили прошнурованные и заверенные копии испрашиваемых документов, а также оригинал сопроводительного письма Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №.
По результатам изучения полученных документов, Управлением Министерства культуры России по ДФО принято решение о направлении третьего мотивированного запроса от ДД.ММ.ГГГГ № ввиду того, что представленные документы не содержали полной информации по предмету проводимой проверки для возможности достижения целей и задач, установленных распоряжением. Кроме этого, в целях объективного и всестороннего рассмотрения вопросов проверки направлены дополнительные запросы в Министерство культуры России, Правительство Приморского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю и Федеральную кадастровую палату (ФГБУ «ФКП Росреестра») по Приморскому краю.
По результатам изучения полученных документов в рамках проверки от проверяемого лица (Инспекции), а также иных органов власти, указанных выше, Управлением оформлены результаты проверки ДД.ММ.ГГГГ (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-пп и предписание об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-пп). В установленном требованиями Федерального закона № 294-ФЗ порядке результаты проверки направлены в адрес проверяемого лица. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Почты России результаты проверки Инспекцией получены ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, проверочные мероприятия в отношении Инспекции окончены ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступила копия определения Центрального районного суда г.Хабаровска о принятии мер предварительной защиты от ДД.ММ.ГГГГ по делу М3637/2020 по административному исковому заявлению Инспекции. В качестве мер предварительной защиты судом установлен запрет Управлению совершать действия по проведению внеплановой документарной проверки, в том числе, запрашивать документы, указанные в п.13 распоряжения, до момента вступления решения суда по административному исковому заявлению о признании незаконным распоряжения Управления в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное определение о принятии мер предварительной защиты отменено, вынесено новое определение, которым в ходатайстве о принятии мер предварительной защиты отказано.
Единственным основанием, по которому административный истец считает действия административных ответчиков незаконными, указано то, что проверка проводилась, не смотря на определение суда о принятии мер предварительной защиты от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе, как указано выше, указанное определение суда поступило административным ответчикам уже после того, как проверка была окончена, то есть, реальная возможность исполнения этого определения у административных ответчиков отсутствовала, и, кроме того, определение суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено апелляционной инстанцией.
При таких обстоятельствах действия по проведению проверки, в том числе, составление акта проверки, выдача предписания, в период действия определения суда о принятии мер предварительной защиты не могут быть признаны незаконными.
Акт проверки проверяющими лицами Управления Минкультуры России по ДФО окончено ДД.ММ.ГГГГ в 16.45 (окончание рабочего дня согласно графику работы Управления Минкультуры России по ДФО), после чего результаты проверки (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-пп и предписание об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-пп) переданы на регистрацию и отправку в соответствующее структурное подразделение Управления Минкультуры России по ДФО.
Таким образом, проверяющими лицами исполнены требования ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ об оформлении акта проверки непосредственно после ее завершения, а также приняты исчерпывающие меры по надлежащей отправке результатов проверки в адрес проверяемого лица непосредственно после ее завершения, в связи с чем доводы административного искового заявления в данной части судом отклоняются.
ДД.ММ.ГГГГ из Генеральной прокуратуры Российской Федерации в адрес Управления Минкультуры России по ДФО поступило решение о проведении проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения заместителя руководителя Инспекции.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минкультуры России по ДФО направлены в адрес управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ДФО материалы проверки, проведенной в отношении Инспекции, в том числе оспариваемые результаты проверки (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-пп и предписание об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-пп).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Минкультуры России по ДФО поступил акт проверки управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ДФО от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проведения проверки исполнения законов в Управлении Минкультуры России по ДФО в период с июля 2020 по август 2020 года в целях проверки соблюдения требований федерального законодательства, а также подзаконных нормативных актов о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного надзора (контроля) на основании и по доводам обращения заместителя руководителя Инспекции, нарушений не установлено.
Из содержания п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, изложенные выше, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании действий административных ответчиков незаконными.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 04.12.2020.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░:
-----------------------------------------¬
¦"░░░░░ ░░░░░" ¦
¦░░░░░ ______________________ ░.░.░░░░░░░¦
¦ ¦
¦░░░░░░░░░ ░/░____________░.░.░░░░░░░░░░░¦
¦ ¦
¦ _______________________¦
¦"_____" ___ 2020 ░. ¦
L-----------------------------------------
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ _________
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ________________________
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № __________ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░