Адм. дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2017 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Кушеевой А.А., с участием прокурора Алсагаевой Е.К., представителя административного истца Масаева Т.И. по доверенности, представителя УИК№789, ОИК№25, ТИК Октябрьского района МО г.Улан-Удэ Шараевой Ю.А. действующей на основании доверенностей, представителей ГИК г.Улан-Удэ Дондуковой Д.Б., Химченко Н.Д. на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Иванова В. Л. к Участковой избирательной комиссии № по одномандатному избирательному округу № о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования дополнительных выборов депутатов Улан-Удэнского городского совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, принятии решения о проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательном участке,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Иванов В.Л. просит признать недействительным протокол Участковой избирательной комиссии № по одномандатному избирательному округу № об итогах голосования на избирательном участке №, принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на данном избирательном участке.
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ. состоялись дополнительные выборы депутатов Улан-Удэнского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. Окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу № решением № от ДД.ММ.ГГГГг. утвердила результаты выборов, признав избранным Гармаева Д.В. Результаты выборов занесены в протокол ОИК № на основании итогов голосования на избирательных участках. При этом по результатам подсчета голосов на избирательном участке № участковой избирательной комиссией был оставлен протокол об итогах голосования, который не соответствует закону, поскольку после пересчета данных, содержащихся в полученной копии протокола №, обнаружились существенные расхождения и несоответствия. В протоколе № участковой избирательной комиссией избирательного участка № об итогах голосования в строке 2 указано1550, данный показатель должен соответствовать сожжению данных содержащихся в строке 7, строке 10, строке 11 и вычитанию данных содержащихся в строке 4. Однако при проведении пересчета в строке должна значится цифра 1548. Считает, что допущенные нарушения затрагивают его права и свободы, просит признать протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № недействительным, принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на данном избирательном участке.
Административный истец в судебное заседание не явился, ранее поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель административного истца Масаев Т.И., действующий по доверенности, полностью поддержал заявленные требования. При проведении подсчетов цифровых показателей было выявлено нарушение, в графе число утраченных бюллетеней стоит цифра 0. Суду пояснил, что действительно прямой пересчет не предусмотрен, однако утраченные бюллетени должны быть отмечены в графе 11ж протокола, при этом законодатель не определяет кем были утрачены бюллетени комиссией или избирателем. Дополнительно считает данный протокол недействительным, поскольку нарушены требования к порядку заполнения протокола, в копии полученной истцом отсутствует время составления протокола, отсутствуют инициалы членов комиссии.
Представитель административного ответчика УИК№786 Шараева Ю.А., действующая по доверенности, также представляющая интересы ОИК№25, ТИК Октябрьского района МО «г.Улан-Удэ» на основании доверенностей, возражала против заявленных требований. Пояснила суду, что при проверке контрольных соотношений расхождений не имеется. Отсутствие инициалов и времени в протоколе не является существенным нарушением, которое могло бы повлечь признание его недействительным и отмену результатов выборов. Представила письменный отзыв по иску.
Представители ГИК г.Улан-Удэ Дондукова Д.Б., Химченко Н.Д. действующие на основании доверенностей, возражали против заявленных требований, полагают, что нарушения на которые указывает административный истец не могут повлечь отмену результатов выборов. Представили письменные возражения.
Заинтересованные лица Золотарев Д.А., Пузырьков А.В., Гармаев Д.В., Васюткин Н.Е., Дондоков Т.Ц., Шагдаров А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Ранее Васюткин Н.Е. поддержал заявленные требования, пояснил суду, что имеются инструкции по проведению подсчетов, в них указаны иные контрольные соотношения. Шагдаров А.В. оставил рассмотрение дела на усмотрение суда. Гармаев Д.В. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Прокурор Алсагаева Е.К. полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.
Заслушав явившихся лиц, ранее данные пояснения заинтересованных лиц, заключение прокурора, рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ на территории Октябрьского района г.Улан-Удэ проходили выборы в Улан-Удэнский городской совет депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу.
Согласно ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 1 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
Требования к содержанию протокола установлены ч. 2 ст. 67 вышеуказанного закона и включают в себя, в том числе, число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования, число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования, число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования, число погашенных бюллетеней, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования.
Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью (ч. 3).
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час. минутами) его подписания.
Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования.
Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.
Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.
Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, документацией референдума, включая бюллетени, списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения.
В силу ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Статьей 52 Закона РБ от 17.09.2003 N 419-III "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия" аналогичным образом установлен порядок подсчета голосов избирателей на избирательном участке.
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, которая согласуется с правовой позицией изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года N 1-П не любые, а только существенные нарушения законодательства, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
В данном случае участковой избирательной комиссией произведен подсчет голосов, что отражено в протоколе участковой избирательной комиссии в установленном законом порядке.
Доводы административного истца и его представителя о том, что подсчет произведен арифметически неверно, не отражены сведения в строке 11ж, судом приняты быть не могут, поскольку они основаны на неверном толковании закона. Все контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования УИК №789 выполнены. Простой арифметический пересчет данными контрольными соотношениями не предусмотрен.
Действительно копия протокола не содержит сведений о времени составления протокола, а также в протоколе не указаны инициалы членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Однако техническая ошибка, допущенная при изготовлении копии протокола, не может служить основанием для признания недействительным протокола участковой избирательной комиссии, пересчета бюллетеней и повторного подведения итогов голосования. При этом суд полагает необходимым отметить, что результаты выборов определяются на основании первых двух экземпляров протоколов об итогах голосования, в связи с чем ошибка в виде неуказания времени, допущенная при изготовлении копии протокола, не может быть признана нарушением, не позволяющим выявить действительную волю избирателей.
Также не может служить основанием для признания недействительным протокола об итогах голосования отсутствие инициалов членов участковой избирательной комиссии, поскольку подписи всех членов комиссии имеются, доказательств того, что данные подписи не принадлежат членам избирательной комиссии, представлено не было. Более того жалоб о наличии нарушений при проведении подсчета голосов, оформлении протокола об итогах голосования не поступало, членами участковой избирательной комиссии каких-либо заявлений (особого мнения) также подано не было.
При таких обстоятельствах административный иск Иванова В.Л. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление по административному исковому заявлению Иванова В. Л. к Участковой избирательной комиссии № по одномандатному избирательному округу № о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования дополнительных выборов депутатов Улан-Удэнского городского совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, принятии решения о проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательном участке оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Болдохонова С.С.