Принято в окончательной форме 16.08.2023
(УИД) 76RS0014-01-2022-004122-28
Дело № 2-1139/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2023 года | г. Ярославль |
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при секретаре Кожуховой К.М., с участием
представителя ответчика/истца по встречному иску Дементьевой О.В. по доверенности,
представителя истца/ответчика по встречному иску Журавикиной Т.В. по доверенности,
прокурора Малякиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филатовой Златы Мухамешаевны к мэрии г. Ярославля, Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля о признании права на предоставление жилого помещения, возложении обязанности,
по встречному иску комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля к Филатовой Злате Мухамешаевне об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения,
установил:
Филатова З.М. является собственником квартиры по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, площадью 32 кв.м. и 12/350 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:23:061301:401 по указанному адресу. Право собственности Филатовой З.М. на <адрес> возникло на основании договора купли-продажи от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, дата государственной регистрации права: ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Заключением городской межведомственной комиссии от 16.12.2014 №23 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
30.07.2015 принято постановление мэрии г. Ярославля №1457 «О расселении и сносе жилых домов».
21.02.2022 в адрес Филатовой З.М. направлено требование о сносе дома.
В соответствии с ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), учитывая, что снос дома не был произведен, мэрией г. Ярославля 12.05.2022 принято постановление №426 «Об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка с описанием местоположения: Российская Федерация, Ярославская область, городской округ <адрес>, <адрес>, <адрес>, и жилых помещений».
Филатова З.М. с учетом уточнений, обратилась в суд с иском к мэрии г. Ярославля, Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля о признании права на предоставление ей на праве собственности благоустроенного жилого помещения, площадью не менее 32 кв.м. в рамках реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 гг., утвержденной постановлением правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-п, в пределах города Ярославля, взамен квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, без доплаты со стороны Филатовой З.М., возложении на мэрию <адрес> обязанности предоставить Филатовой З.М. на праве собственности другое благоустроенное жилое помещение площадью не менее 32 кв.м., в рамках реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда <адрес> на 2019-2025 гг., утвержденной постановлением правительства <адрес> от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР-п, в пределах <адрес>, взамен квартиры по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, без доплаты со стороны Филатовой З.М.
Требования мотивированы тем, что Филатова З.М., как собственник изымаемого жилья, выбрала способ защиты своих жилищных прав путем предоставления ей в собственность иного благоустроенного жилого помещения. При этом на момент возникновения у Филатовой З.М. права на предоставление иного жилого помещения взамен изымаемого ни федеральным законодательством, ни Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 гг., утвержденной постановлением правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-п, не предусмотрена доплата гражданами, переселяемыми из аварийных жилых помещений, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля (далее - КУМИ мэрии г. Ярославля) обратился в суд со встречным иском к Филатовой З.М. об изъятии недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> по цене 1 100 000 руб., прекращении права собственности Филатовой З.М. на квартиру и 12/350 долей земельного участка, признании права муниципальной собственности на указанное имущество.
Встречные требования мотивированы тем, что право собственности Филатовой З.М. на квартиру возникло после признания дома аварийным, поэтому цена изымаемого имущества должна определяться по цене договора купли-продажи в размере 1 100 000 руб.
В судебном заседании представитель Филатовой З.М. по доверенности Журавикина Т.В. первоначальные требования поддержала, встречные не признала.
Представитель КУМИ мэрии г. Ярославля по доверенности Дементьева О.В. в судебном заседании первоначальные исковые требования не признала, встречные исковые требования поддержала.
Ответчики мэрия <адрес>, Департамент градостроительства мэрии <адрес> в судебном заседании участия не принимали, извещены своевременно, надлежащим образом, возражений по иску не представили.
Выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что первоначальный иск подлежит удовлетворению, а в удовлетворении встречного иска следует отказать, по следующим основаниям.
В силу ч. 1, 3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основания, предусмотренных законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 6 ст. 32 ЖК РФ, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ч.8.2 ст.32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 29.04.2014 г. указано, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно разъяснениям, изложенным в подп. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ допускается только по соглашению сторон.
Как следует из материалов дела, жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> включен в Региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 гг., утв. постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 г. № 224-п.
Филатовой З.М. выбран способ обеспечения жилищных прав собственника путем предоставления ей другого равноценного жилого помещения взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, следует, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда на праве собственности. При этом доплата какой-либо разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилья законом не предусмотрена.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Включение жилого дома в региональную программу предусматривает предоставление финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ или в установленном случае местным бюджетам в соответствии с законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Объем финансирования региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 гг., согласно постановлению Правительства Ярославской области от 29.03.2019 г. № 224-п определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках Программы, вне зависимости от принадлежности жилых помещений к частному жилищному фонду либо к муниципальному жилищному фонду, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, которая устанавливается с учетом средней рыночной стоимости строительства многоквартирных домов для Ярославской области. Таким образом, объем финансирования Программы не зависит от рыночной стоимости жилых помещений в многоквартирном доме, подлежащем сносу.
Кроме того, согласно указанной программе в случае приобретения муниципальными образованиями области жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.
Исходя из изложенного, поскольку Филатова З.М. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания и включенного в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, она имеет право на предоставление ей другого жилого помещения, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд учитывает, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, поэтому мэрия г. Ярославля обязана предоставить Филатовой З.М. на праве собственности жилое помещение по общей площади не менее 32 кв.м., чем занимаемое ею жилое помещение на праве собственности.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что имеются основания для предоставления Филатовой З.М. в собственность благоустроенного жилого помещения в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 гг., утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 г. № 224-п, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 32 кв.м., в пределах г. Ярославля.
После предоставления указанного выше жилого помещения, право собственности Филатовой З.М. на изымаемое недвижимое имущество подлежит прекращению, с признанием права муниципальной собственности города Ярославля на указанное имущество.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что в рассматриваемом случае выплата собственником разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилья законом не предусмотрена, предоставление Филатовой З.М. жилого помещения должно осуществляться в рамках региональной программы, отдельное указание в резолютивной части решения на предоставление жилого помещения без какой-либо доплаты со стороны ФИО1 суд находит излишним.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении встречных исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля (ИНН 7601000992) отказать.
Исковые требования Филатовой Златы Мухамешаевны (паспорт НОМЕР НОМЕР) к мэрии г. Ярославля (ИНН 7601001234), Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля (ИНН 7604092913), Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля (ИНН 7601000992) удовлетворить.
Признать за Филатовой Златой Мухамешаевной право на предоставление ей на праве собственности благоустроенного жилого помещения, площадью не менее 32 кв.м., в рамках реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 гг., утвержденной постановлением правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-п, взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>.
Обязать мэрию г. Ярославля (ИНН 7601001234) предоставить Филатовой Злате Мухамешаевне на праве собственности благоустроенное жилое помещение в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 гг., утвержденной постановлением правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-п, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 32 кв.м., в пределах г. Ярославля.
После предоставления в собственность указанного выше жилого помещения прекратить право собственности Филатовой Златы Мухамешаевны на <адрес> общей площадью 32 кв.м. и 12/350 долей в праве собственности на земельный участок площадью 350 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, с признанием права собственности города Ярославля на указанное недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.
Судья Е.М. Пестерева