№ 2-1391/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Лукиных Л.П., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Настюшкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 декабря 2022 г. гражданское дело по иску Правительства Курганской области к Кокшаровой В.В., Сычуговой Н.Г. о возложении обязанности по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения,
по апелляционной жалобе Кокшаровой В.В., Сычуговой Н.Г. на решение Шадринского районного суда Курганской области от 8 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Лукиных Л.П. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца Игнатьевой И.Н., ответчика Сычуговой Н.Г., судебная коллегия
установила:
Правительство Курганской области обратилось в суд с иском к Кокшаровой В.В., Сычуговой Н.Г. о возложении обязанности по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения. В обоснование указало, что объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Бабушкина», расположенный по адресу: <адрес>, на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15 октября 2015 г. № 8102-р зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером №. Изначально данный объект был включен в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 9 апреля 2003 г. № 81 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия и включении объектов культурного наследия г. Шадринска в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области». Охранное обязательство утверждено Управлением культуры Курганской области 22 ноября 2013 г. № 108-13. В настоящее время, собственниками данного объекта являются ответчики. Актом технического состояния объекта культурного наследия от 27 ноября 2018 г., составленного по результатам мероприятия по контролю, установлен факт его неудовлетворительного технического состояния. В адрес правообладателей объекта культурного наследия направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия. В установленный предостережением срок уведомление о принятых мерах по сохранению объекта культурного наследия в управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области от ответчиков не поступало. Также собственникам объекта культурного наследия был направлен проект акта технического состояния, в котором определен перечень видов работ по сохранению объекта культурного наследия и установлены сроки проведения таких работ. Возражений от ответчиков не поступало. 27 апреля 2021 г. в Управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области поступила информация об обрушении стены здания – объекта культурного наследия, в непосредственной близости от газопровода. Актом осмотра от 13 мая 2021 г. № 10 зафиксировано, что в течение 2019-2021 гг. произошло обрушение кирпичной кладки стены здания, наблюдается увеличение трещин, выдавливание стены здания, требуется безотлагательное проведение противоаварийных работ, так как существует угроза повреждения газопровода. Собственникам здания 14 мая 2021 г. были направлены предписания об устранении выявленных нарушений, но в установленный срок уведомление о принятых мерах по сохранению объекта культурного наследия в управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области от ответчиков также не поступило. Просило обязать ответчиков в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу в установленном законом порядке выполнить первоочередные противоаварийные, исключающие угрозу повреждения газопровода, работы по сохранению объекта культурного регионального значения «Дом жилой Бабушкина», расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Правительства Курганской области по доверенности Игнатьева И.Н. на исковых требованиях настаивала.
Ответчики Кокшарова В.В. и Сычугова Н.Г. против удовлетворения требований возражали. Пояснили, что в момент его приобретения здание уже было в разрушенном состоянии. Указали, что не имеют денежных средств на выполнение противоаварийных мероприятий.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Курган», надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал.
Шадринским районным судом 8 сентября 2022 г. постановлено решение, которым исковые требования Правительства Курганской области удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Кокшарова В.В. и Сычугова Н.Г. подали на него апелляционную жалобу, в которой просят его отменить, в удовлетворении иска отказать.
Кокшарова В.В. в обоснование указывает, что вопреки доводам ответчика, на нее не распространяются требования ст.ст. 45, 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), поскольку какие-либо ограничения в отношении принадлежащих ей 3/4 доли дома <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) не зарегистрированы, охранное обязательство ей не выдавалось. О том, что «Жилой дом Бабушкина» включен в реестр объектов культурного наследия ей стало известно только из предостережения, полученного 21 октября 2018 г. Если бы при приобретении долей дома в 2008 г. ей было известно статусе дома, присвоенном ему, как указывает ответчик еще в 2003 г., она не стала бы заключать договор купли-продажи.
Сычугова Н.Г. указывает в обоснование, что ей принадлежит на праве собственности только 1/4 доля дома, поэтому возложение на нее обязанности по содержанию и ремонту всего объекта, является необоснованным и противоречит ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Также ответчики полагают, что их дом следует исключить из реестра объектов культурного наследия. Определение историко-культурного значения объекта должно производиться на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы. Они еще в 2018 г. просили истца провести такую экспертизу и заявляли такое ходатайство суду. Полагают, что на сегодняшний день разрушающуюся стену дома можно уже демонтировать, но ответчик против этого возражает. Считают, что такой подход является формальным, их доводы оставлены без внимания. Указывают, что имеют небольшой доход, так как Кокшарова В.В. является пенсионером по возрасту, инвалидом <...>, кроме пенсии не имеет других источников дохода, сбережений не имеет. Сычугова Н.Г. работает уборщицей, имеет на иждивении несовершеннолетних детей, один из которых страдает хроническим заболеванием. Финансовая возможность проводить реставрационные работы у них отсутствует. Полагают, что принятие решения суда в отношении объекта культурного наследия, который фактически, уже разрушен, не приведет к его восстановлению. Отмечают при этом, что конкретный перечень противоаварийных мер и видов восстановительных работ судом не устанавливался, вопрос о возможности демонтажа стены дома не обсуждался. Указывают, что при установлении того обстоятельства, что они, как собственники здания, длительное время не принимают мер по его содержанию и сохранению, отчего оно разрушается, Правительство Курганской области вправе решить вопрос об изъятии здания с последующей его продажей с публичных торгов. Они согласны передать здание на безвозмездной основе, но от заключения договора дарения истец уклоняется, что, по их мнению, свидетельствует об отсутствии у него интереса в сохранении объекта культурного наследия.
Правительство Курганской области в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции Сычугова Н.Н. на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Представитель Правительства Курганской области по доверенности Игнатьева Н.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Иные, участвующие в деле лица, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав участников процесса, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из дела следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой Бабушкина», 1913 года постройки (л.д.13-18).
22 ноября 2013 г. в отношении данного объекта за № 108-13 Управлением культуры Курганской области утверждено охранное обязательство, которое подписано Сычуговой Н.Г. (л.д. 22-28).
На основании приказа Управления культуры Курганской области № 559 от 31 декабря 2014 г. утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Бабушкина» (л.д.19-21).
В настоящее время долевыми сособственниками здания являются ответчики Кокшарова В.В., которой принадлежит 3/4 доли, и Сычугова Н.Г., которой принадлежит 1/4 доли (л.д. 33-34, 89-90, 111-112, 122-125, 127-128).
16 октября 2018 г. в адрес собственников объекта Кокшаровой В.В. и Сычуговой Н.Г. направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны объекта культурного наследия, а именно: обеспечить финансирование и организацию проведения научных, исследовательских, изыскательских, проектных работ; обеспечить согласование научно-проектной документации с органом охраны объектов культурного наследия; обеспечить выполнение консервации, реставрации объекта культурного наследия и его приспособления для современного использования, благоустройства его территории. Предложено уведомить надзорный орган в течение 60 дней (л.д. 40-41).
В установленный предостережением срок уведомление о принятых мерах по сохранению объекта культурного наследия в адрес истца от ответчиков не поступило.
В соответствии с актом технического состояния объекта культурного наследия от 27 ноября 2018 г. № 84, проведенного по заданию Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области от 16 июня 2018 г. № 146а, установлен факт неудовлетворительного состояния объекта: утрата инженерных коммуникаций, вертикальные трещины в стенах в результате возможной деформации фундамента, прогиб, нарушение покрытия кровли, отсутствие оконных и дверных заполнений (л.д.36-39).
28 ноября 2018 г. в адрес ответчиков направлен проект указанного акта технического состояния объекта культурного наследия «Дом жилой Бабушкина» от 27 ноября 2018 г. № 84, в котором приведен перечень работ по сохранению объекта культурного наследия и установлены сроки проведения данных работ с разъяснением права предоставления в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменных мотивированных возражений на указанные в акте состав видов работ и сроки их проведения (л.д. 42-43).
Мотивированные возражения на акт технического состояния ответчиками также не представлены.
27 апреля 2021 г. в адрес Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области поступила информация о выявленном факте обрушения стены здания адресу: Курганская <адрес>, в непосредственной близости от газопровода (л.д. 47, 52).
В соответствии с заданием Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области от 28 апреля 2021 г. № 164 вновь проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия (л.д. 48).
Согласно акту осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Бабушкина» от 13 мая 2021 г. № 10 в течение 2019-2021 гг. произошло ухудшение состоянии объекта: обрушение кирпичной кладки, увеличение трещин, выдавливание стены, требуется безотлагательное проведение противоаварийных работ (л.д. 49-51).
14 мая 2021 г. в адрес Кокшаровой В.В. и Сычуговой Н.Г. направлены предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 2 от 13 мая 2021 г., установлен срок для его исполнения – 20 июня 2021 г. (л.д. 53, 54, 55, 56-58).
В установленный предписанием срок уведомление о принятых мерах в Управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области не поступало.
Кокшаровой В.В. и Сычуговой Н.Г. 10 августа 2021 г. также были вынесены предписания АТИ КСиА Администрации г. Шадринска № 139 и № 140 для устранения угрозы возможного обрушения выступающих конструкций фасада здания по адресу: <адрес>. В связи с невыполнением указанного предписания ответчики были привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 25.2 Закона Курганской области от 20 ноября 1999 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», назначено наказание в виде предупреждения (л.д.137-153).
До настоящего времени ответчиками какие-либо меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения не приняты, обратного из материалов дела не следует.
Разрешая спор, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела на основе оценки доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт неудовлетворительного содержания и ухудшения состояния объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Бабушкина» в сравнении с 2013 г. материалами дела подтверждается, часть стены здания, расположенная в непосредственной близости от газопровода, разрушается, при этом стена упирается в газопровод, что может привести к аварийной ситуации. Вместе с тем, ответчики, зная об особом статусе находящегося в их собственности объекта культурного наследия регионального значения, не принимают меры по обеспечению его сохранности и поддержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии, что ведет к постепенному разрушению здания и в дальнейшем может повлечь его полную утрату. Кроме того, ввиду ненадлежащего содержания ответчиками объекта культурного наследия в настоящее время существует угроза повреждения газопровода по причине обрушения части стены здания.
Приняв во внимание указанные обстоятельства и руководствуясь положениями действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Судебная коллегия, оценивая данные выводы суда первой инстанции, приходит к выводу, что они являются правомерными, обстоятельствам дела и действующему правовому регулированию не противоречат.
Так, отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются вышеуказанным Федеральным законом № 73-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 33 данного Федерального закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ).
В ст. 41 указанного Федерального закона определено понятие консервации объекта культурного наследия, под которой понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей (п. 1).
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия (подп. 2 п. 2).
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 6).
После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 7).
Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в п. 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей (п. 9).
В силу подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно положениям п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Статьей 47.6 данного Федерального закона установлено, что в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные п.п. 1 - 3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона, в том числе – требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст. 47.2 настоящего Федерального закона и к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с п. 4 ст.47.3 настоящего Федерального закона (п.п. 1, 2).
При этом в силу п. 11 данной статьи, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные ст. ст. 47.2-47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в ст. 56.1 настоящего Федерального закона.
Кроме этого, в соответствии с п. 9 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ, в случае, если к моменту заключения указанных в п. 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные ст. 47.6 настоящего Федерального закона или п. 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные п.п. 1-3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный ст. 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного ст. 47.6 настоящего Федерального закона.
Из анализа данных норм следует, что вне зависимости от наличия либо отсутствия охранного обязательства и определения предмета охраны объекта культурного наследия в охранном обязательстве на собственника законом возложена обязанность соблюдения подп. 3 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ. При приобретении прав в отношении объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя все обязательства по сохранению объекта.
В связи с этим судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Кокшаровой В.В. о том, что она не несет ответственности за сохранение объекта культурного наследия ввиду того, что охранное обязательство ей не выдавалось.
Доводы ответчиков о том, что содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем состоянии отнесено к компетенции всех собственников помещений, расположенных в данном объекте, в связи с чем выдача охранного обязательства в отношении одного из собственников, при отсутствии сведений о его выдаче в отношении другого собственника, не отвечает принципу исполнимости такого обязательства, правового значения для правильного разрешения спора не имеют.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости проведения в отношении принадлежащего им объекта культурного наследия историко-культурной экспертизы в целях исключения ее из реестра, не могут быть приняты во внимание, поскольку не относятся к существу рассматриваемого спора, предметом которого является выполнение в отношении объекта противоаварийных работ в целях исключения возможности повреждения газопровода.
Ссылки ответчиков в апелляционной жалобе на затруднительнее материальное положение и отсутствие денежных средств для выполнения работ судебная коллегия также считает несостоятельными, поскольку сами по себе данные обстоятельства не могут являться основанием для освобождения от обязанности по выполнению работ в целях обеспечения сохранности объекта и недопущения угрозы повреждения газопровода.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет, так как они являются следствием несогласия ответчиков с принятым судебным актом, сводятся к оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, направлены на иное применение и толкование закона, но не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 8 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кокшаровой В.В., Сычуговой Н.Г. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 декабря 2022 г.